Современное восприятие студенческой молодежью брака (на примере ряда социологических исследований)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Открытая экономика - экономика, широко интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в международном разделении труда, в которой минимальны ограничения на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте.
Следует различать понятия «свобода торговли» и «открытая экономика». Тезис о «свободе торговли» восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных экономистов. Понятие «открытость экономики» шире тезиса «свободы торговли» как торговли товарами, включая свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально - положительное отношение к семейному образу жизни.

Важнейшая социальная функция современной семьи - подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад. (Можно сравнить хотя бы с периодом СССР)

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей. 

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. И я придерживаюсь этой позиции.

Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях, а так же в  материальных ресурсах.

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.

Данная тема актуальна, так как полноценная семья - это залог счастья каждого человека и ее создание является основной целью в жизни, а

 студенчество по своей численности  является одной из самых значительных  групп молодежи. Его дальнейшая  роль в стране, обществе в целом, а также качество приобретенных  знаний, полученные моральные, социальные навыки оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие нашей страны. Основным материалом данного реферата явилась статья из журнала СоцИс 2003 № 11 автора Долбика-Воробья Т.А. «Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное восприятие студенческой молодежью брака (на примере ряда социологических исследований)

 

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, суингерство, групповой брак и др.

За время формирования экономического уклада в России просматриваются и четко наметившиеся изменения семейных установок, семейных ценностей.

Широко пропагандируемая средствами массовой информации вестернизация семейного образа жизни привела к некоторой деградации межличностных отношений среди молодежи, отторжению устоявшихся норм общественного поведения. По материалам Денисенко М., Далла Зуанна Ж-П., в российской молодой среде сегодня сексуальные отношения до брака являются нормой. «Московские студенты – юноши с учетом поправки на их молодой возраст, по числу партнеров не уступают юношам из других стран. Студентки имеют больше партнеров, чем девушки в Норвегии и Италии, хотя они начинают половую жизнь позже, чем американки или англичанки, но приближаются к ним по количеству сексуальных партнеров. Более 28% юношей и 16% девушек из опрошенных в МГУ имели 6 и более сексуальных партнеров» .

Отношения молодых людей перестали быть узколичностными. Наблюдается снижение уровня юридически оформленных брачных отношений и рост числа нелегитимных союзов. В связи с чем меняются основные функции семьи и брака.

Социологические исследования, проведенные в 80-е годы ХХ века, показывают, что такая юридически неоформленная форма брака, как сожительство, получила, и главным образом среди студенческой молодежи, с каждым годом все увеличивающееся распространение. «Около 60% опрошенных … студентов допускают возможность сексуальных внебрачных отношений, если между партнерами установились «тесные духовные отношения»».

Это же утверждение подтверждается, если проследить тенденцию восприятия студенческой молодежью добрачных отношений. Так, в опросе 1400 первокурсников в 1988 году лишь 17% мужчин и 20% женщин отвергли для себя возможность сексуальных связей до или вне брака. А при опросе студентов различных вузов нашей страны, в разные годы были получены следующие данные:

 

Таблица 1

Отношение студентов, не состоящих в браке, к добрачным связям, % Считают такие отношения:

Распределение ответов

НИИКСИ ЛГУ, 1970-1985 гг

ВУЗ г. Иваново, 90-е гг

1

2

3

-допустимыми 

43,0

81,8

-нежелательными 

36,0

11,4

-недоступными 

21,0

5,7

-затруднились ответить 

-

1,1

Всего

100

100


 

Из таблицы 1 четко видна динамика увеличения положительных взглядов на добрачные отношения среди молодежи. В последние годы наблюдается тенденция, что фактические браки становятся среди молодежи новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Объяснение данным процессам ученые дают следующее: в последние годы наблюдаются раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи .

В предыдущих исследованиях учеными отмечается четко прослеживающаяся закономерность вступления в брак среди студентов в зависимости от пола: как правило, чаще вступают в любого вида семейные отношения женщины, чем мужчины. Аналогичные данные получены при опросе студентов московских вузов и ГАУ г. Самары в 2001-2002 гг., и в настоящее время просматривается ориентированность на брак у юношей ниже, чем у девушек. Это можно подтвердить полученными расчетами (таб. 2):

 

 

 

 

 

Таблица 2

Семейное положение студентов в зависимости

от пола и формы обучения, % №

Были ли Вы ранее женаты/ замужем?

Пол респондента

Место обучения

Форма обучения

мужс-кой

женс-

кий

Москва

Самара

очная

заочная

1

2

3

4

5

6

7

8

1

-нет, и сейчас в браке не  состою 

70,2

58,0

56,6

75,1

68,4

46,2

2

-нет, это мой первый брак 

11,6

24,0

22,6

16,1

14,2

34,6

3

-да, ранее я уже состоял(ла) в  браке:

а) официально зарегистрированном

б) в «гражданском» браке

3,5

3,0

6,0

5,1

5,5

5,5

5,2

1,6

1,8

4,8

12,6

4,2

4

Не дали ответа

11,6

6,8

9,7

2,1

10,8

2,4

Всего

100

100

100

100

100

100


 

Причем на момент опроса среди юношей ни в какой форме брака не состояли 76,8%, состояли в официально зарегистрированном браке 10,1%, а в фактическом - 7,1%; среди девушек соответственно – 62,6; 19,7; 12,4 %.

Не все формы сожительства можно считать нерегистрируемым браком (многие пары только встречаются время от времени, не ведя общего хозяйства, быта), то, возможно, полученные нами данные (всего 39,0% сожительствующих студентов) не являются такими уж критическими (таб. 3):

 

 

Таблица 3

Соотношение студентов в зависимости от их семейного положения Состоят в:

Студенты вузов

г. Москвы

Студенты ГАУ

г. Самары

Всего

Кол-во, чел

Кол-во, %

Кол-во, чел

Кол-во, %

Кол-во, чел

Кол-во, %

1

2

3

4

5

6

7

- юридически оформленном браке 

120

49,8

27

11,2

147

61,0

- фиктивном браке 

76

31,5

18

7,5

94

39,0

Итого

196

81,3

45

18,7

241

100


 

 

Отношение к такого рода семейным сожительствам, а особенно среди молодежи, студенчества у ряда ученых неодинаково. По заключению Левина А.И. и Левиной Л.В., сексуальная революция привела к эротизации брака, но одновременно и обесценила его. Половые контакты превратились в своего рода спорт, лишенный личностной вовлеченности. Но снятие запретов, культ секса влечет за собой утрату остроты переживания. То, что общедоступно, не может стать предметом страсти. Ломка традиционных норм сексуального поведения в условиях культа потребления обесценивает близость. В неформальных браках супругов связывают только взаимные чувства и устный договор. А, например, Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б и др. считают, что добрачные связи - это «скорее бесконтрольность чувств, нравственная нечистоплотность, моральная беспринципность». В то же время Кон И.С., отмечает наряду с отрицательными сторонами фиктивного брака:

- нет прочности положения,

- нет прочности отношений таких  союзов,

- наблюдается отсутствие социального статуса,

- невосприятие таких союзов  большинством общества,

- нет защиты имущественных прав  супругов и детей в таких  браках;

 

его положительные моменты:

- данные отношения в некой  мере позволяют приобрести начальный  опыт совместной жизни,

- такие отношения выгоднее ранних браков, которые в основной массе своей через 5-7 лет распадаются.

На вопрос о том, по какой причине студенты не оформляют официально свои брачные отношения, были получены следующие ответы: вне зависимости от формы и места обучения большинство московских и самарских студентов считают необязательной официальную регистрацию брака; далее указывается отсутствие средств на содержание семьи; в меньшей степени – неготовность к ответственности, именуемой браком.

Категорически утверждать, что у молодежи отсутствуют семейные ценности нельзя. По словам Орловой И.Б., они «ценят семью, но несколько по-иному, чем представители старшего поколения». В нынешних материально-экономических условиях многие люди не хотят сразу официально создавать семью, так как не верят в возможность сильного пожизненного союза, а по этой причине боятся развода и связанных с ними материальных, жилищных и т.п. трудностей. По этой же причине большинство сожительствующих пар откладывают на неопределенный срок рождение детей.

В последнее время среди молодежи отмечается стремление к нуклеарной семье, и, как следствие, откладывание браков до достижения материально-бытового благополучия. «Сегодня, как правило, студенты решаются юридически оформить свои отношения лишь при наличии серьезной материально-бытовой базы (обычно – у родителей). Ее отсутствие надолго (нередко – почти до рождения ребенка) оттягивает официальное оформление студенческой семьи».

Нельзя считать такое представление студенчеством семейного уклада положительным, так как: «Относительная «изоляция» нуклеарной семьи от старших родственников затрудняет усвоение социальных ценностей, нравственного богатства, опыта, накопленных прежними поколениями, а также отдаление включения подрастающего поколения в трудовую деятельность: длительный период жизни сводится лишь к подготовке к труду и жизни в обществе. Издержки длительности этого периода проявляются в развитии у части молодежи социально-психологического инфантилизма, нравственные ценности, ориентированные на отсроченное будущее воспринимаются молодежью как пустые абстрактные проповеди».

Информация о работе Современное восприятие студенческой молодежью брака (на примере ряда социологических исследований)