Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:38, творческая работа
«Рождение» признака в большей мере связано с качественным исследованием. И в этом смысле «качественный» этап должен присутствовать в любом количественном подходе. Но анализ совокупности значений какого-то набора признаков – это чаще всего количественный анализ. Такой анализ должен быть частью любого качественного исследования…По-видимому, наука идет по пути, где пересекаются качественное с количественным, где рождаются новые понятия и приемы исследования, не укладывающиеся ни в «качественное», ни в «количественное» ложе»
Борисова Екатерина
ГСМ-1
ЭССЕ на тему:
«Соотношение качественных и количественных методов в России»
«Рождение»
признака в большей мере связано
с качественным исследованием. И
в этом смысле «качественный» этап
должен присутствовать в любом количественном
подходе. Но анализ совокупности значений
какого-то набора признаков – это
чаще всего количественный анализ.
Такой анализ должен быть частью любого
качественного исследования…По-
На сегодняшний день практически все социологи сходятся на таком мнении, что дискуссия о конкуренции (выяснение того, что лучше) между качественными и количественными методами исследования является бессмысленной. Скорее в научном сообществе социологов закрепляется позиция, согласно которой не нужно спорить и стараться определить приоритет в использовании тех или иных методов, а нужно стараться совмещать качественную стратегию с количественной. В подавляющем большинстве ученые-социологи в России сегодня говорят, что выбор методов обусловлен конкретной ситуацией, целями и задачами исследования. Необходимо не противопоставлять одни методы другим, а стараться в каждом конкретном случае достигать их оптимального соотношения. И несмотря на то, что сегодня до сих пор существуют случаи, когда некоторые социологи называют себя «качественниками», утверждая тем самым, что количественные методы не могут дать настолько глубокой и ценной информации, нельзя признать, что какой-то конкретный ученый является в чистом виде приверженцем только качественных или количественных методов и применяет только одну стратегию.
Споры, уже признанные многими как не имеющие предмета, продолжают существовать. Несмотря на то, что разделение методов на качественные и количественные обусловлено их различной сущностью и что их нельзя сравнивать по одному основанию (они призваны решать различные задачи и в разных ситуациях исследователю удобно прибегнуть к разным стратегиям), среди ученых продолжаются разговоры о недостатках и достоинствах методов по сравнению друг с другом. Так, «качественники» считают, что количественные методы дают слишком обобщенные представления о проблеме и поэтому выводы иногда оказываются ошибочными, также данные выходят слишком поверхностными. Некоторые выделяют среди недостатков, наоборот, качественных методов возможность вольной и слишком метафоричной интерпретации результатов исследования.
Со второй половины 1990-х гг. и по настоящее время в российской социологии наблюдается повышение интереса к качественным методам. То есть активно применять данные методы стали позже, чем более привычные количественные методы. Изменения обусловлены тем, что относят к недостаткам количественных методов: они, изначально являясь жесткими и максимально формализованными, дают слишком поверхностные данные и выявляют типичное, общее без объяснения причин различных феноменов. У исследователей возникло желание глубже и разносторонне изучать социальные объекты, и применять более новые различные варианты для исследований.
Божков О.Б., Готлиб А.Б., Гришина Е.А., Култыгин В.П. считают, что количественные и качественные методы нужно рассматривать как взаимодополняемые и равноценные между собой [1]. Все зависит от степени разработанности материала, который попадает в руки к исследователю. Если социологическая проблема четко сформулирована, определены понятия и соответствующие им эмпирические индикаторы, то можно обращаться к количественным методам. В обратной ситуации, когда социолог имеет дело с неопределенным феноменом, который не имеет объяснения на теоретическом уровне, необходимо данный феномен концептуализировать, т.е. определить для него понятия – это возможно благодаря использованию мягких качественных методов. Култыгин В.П. упоминает в данной связи стратегию триангуляции как наиболее эффективный способ применять несколько полярных методов при исследовании одних и тех же явлений. Как пишет Гришина Е.А., «…наиболее целесообразным видится стратегия совмещения количественного и качественного подходов в исследовательском цикле…качественные методы могут служить эффективной «разведке», и обнаруженные случаи могут быть положены в основу разработки сценария количественного этапа…количественный замер обнаруживает некий «аномальный» …аспект, нуждающийся в дополнительной разработке качественными методами» [1, с.10].
При том, что сегодня подобные взгляды среди российских социологов наиболее популярны, ситуация на практике несколько отличается от идеального образа в рассуждениях. Качественная методология сегодня предлагает широкие познавательные возможности и является востребованной социологами в России, но при этом пока в исследованиях продолжают занимать более прочную позицию количественные методы. Иногда выбор останавливается, наоборот, на качественной стратегии, исходя из соображений ограниченности материальных ресурсов.
Обобщая
информацию о соотношении методов
в современной российской социологии,
можно выделить 4 позиции среди
ученых: 2 «радикалисткие» позиции «качественников»
и «количественников», которые максимально
односторонне сосредотачивают свой интерес
на тех или иных методах; «методологический
плюрализм» - отношения равнозначности
и взаимодополняемости методов; «узкоэмпиристская»
позиция отвергает саму идею спора о подходе
к выбору методов, считая бесплодными
все разногласия [5]. Эти позиции, сформировавшиеся
еще в 1990-е годы прошлого столетия, можно
встретить и сегодня.
Библиография
Информация о работе Соотношение качественных и количественных методов в России