Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 22:01, контрольная работа
Значимость фигуры Сорокина, как это ни парадоксально, все еще не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более в отечественной социологии. Американцы безусловно относят его к числу отцов-основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль "заокеанского наставника", "страстного русского оратора". Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать то громадное воздействие, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.
Подводя итоги проделанной работе, отметим, прежде всего, что она рассматривается автором лишь как один из этапов в деле изучения многоаспектного творческого наследия Питирима Александровича Сорокина. Очевидно, что П. Сорокин — мыслитель еще не вполне оцененный, и, представляется, сделать это в полной мере возможно лишь путем сопоставления его творчества с более широким массивом как отечественной, так и зарубежной традиции философии истории.
Рассмотрев процесс формирования личности П.А. Сорокина, стало очевидным, что в его жизни можно выделить два периода — русский и американский. Значимость русского периода, несмотря на его кратковременность, состоит в том, что были заложены основы научного мировоззрения, общественно-политической позиции ученого. В эмиграции Сорокин развивал и разрабатывал именно те идеи, с которыми он познакомился в России. Именно за границей его исторические, социологические, философские воззрения были востребованы и признаны обществом. В Гарварде Сорокин получил достаточные условия для воплощения своих идей в жизнь. Знакомство с мировыми исследовательскими центрами, с великими научными открытиями XX века поставили некую точку в процессе формирования его научной позиции.
Установлено, что на становление научных взглядов П.А. Сорокина повлияли теории Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, В.М. Чернова, П.А. Кропоткина. Знакомство П.А. Сорокина с идеями выдающихся представителей социологической мысли России конца XIX — начала XX века - М.М. Ковалевского, Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкого -способствовали формированию собственной научной позиции ученого, определению сферы его исследовательских интересов.
Исходя из понимания того, что самопознание общества достигается совместными усилиями всех общественных наук, П.А. Сорокин считал наиболее продуктивным синтез методов общих и частных наук, в первую очередь социологии и истории. В отличие от «генерализирующей» роли социологии, истории он отводит «индивидуализирующую» роль, - заключающуюся в изучении свойств надорганического мира. Объектом истории выступают, по мнению Сорокина, эмпирические факты, представляющие продукт взаимодействия людей. Было выявлено, что П.А. Сорокин рассматривал историю как преемственную передачу от поколения к поколению накопленного социального опыта, поэтому целью исторического анализа для него являлось изучение причинно-следственных отношений между явлениями и их результатами в прошлом для прогнозирования будущего.
Доказано, что существенное место в интегральной теории П.А. Сорокина занимают представления ученого о циклическом характере исторических изменений, о движущих силах исторического процесса, о его ритмичности и периодичности. Он разработал систему динамики суперсистем, позволяющую объяснить с позиций системного подхода строение, функции, циклическое развитие культуры. Согласно этой схеме культура является нормативно-семиотической системой, формирующейся на основе смыслосодержащих связей. Типы культур различаются в зависимости от того, какие ценности лежат в их основе. В соответствии со своей философией интегрализма П. Сорокин различает три системы ценностей, им соответствуют три типа культуры. В социальном плане каждый тип культуры функционирует, обеспечивая надежность, устойчивость, предсказуемость, согласованность действий и отношений людей. Когда верования ослабевают, целостность культурной системы нарушается, старая система ценностей постепенно сменяется новой, а общество проходит через полосу конфликтов и катастроф.
П.А. Сорокин отрицает единство мировой истории, поступательный исторический процесс. Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов, П. Сорокин определил каждый из них, как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
Свойственная П. Сорокину интеллигентская установка на сопричастность ко всему, что происходит в России, не оставила его равнодушным к русской революции 1917 года. Именно через своих учителей он вошел в круг оппозиционной политической элиты Петербурга, тесно сотрудничал с думской фракцией эсеров, в том числе и с А.Ф. Керенским, участвовал в политических дискуссиях, агитационной работе среди заводских рабочих, студентов, интеллигенции, в демонстрациях, писал политические статьи.
П.А. Сорокин стал активным общественно-политическим деятелем 1917 года, был личным секретарем главы Временного правительства А.Ф. Керенского, членом Совета Российской Республики, депутатом Учредительного Собрания, редактором эсеровских газет «Дело народа» и «Воля народа», делегатом I Всероссийского съезда крестьянских депутатов, его избрали в Исполнительный комитет Совета крестьянских депутатов.
Он полагал, что программа Временного правительства актуальна и сможет изменить сложившуюся ситуацию в стране к лучшему. Но этого не произошло. Вскоре он понял неосуществимость своих взглядов. Сорокин приходит к выводу, что население восприняло революцию как вседозволенность, чему способствовали и разлагающая деятельность большевиков, и бездеятельность Временного правительства. В отличие от февральских событий большевистский переворот П. Сорокин воспринял как контрреволюцию, как бездну, которая поглотила Россию. Неприятие идеологии советского правительства стало основной причиной эмиграции ученого зарубеж.
Было установлено, что взгляды П.А. Сорокина на итоги революции 1917 года эволюционировали. Первоначально он пытался объяснить революционную активность с бихевиористских позиций, выдвигая в качестве основных причин революции подавление базовых инстинктов большинства населения, а также недостаточное и недейственное сопротивление революционному подъему со стороны власти. В американский период своей деятельности, изучая проблемы социокультурной динамики, он рассматривал революцию как переходный период от одного типа культуры к другому, а все события 1917 года в России как закономерное проявление переходного кризисного периода развития социокультурной системы.
Взгляды П.А. Сорокина на проблему войны и мира на протяжении его жизни претерпели изменения. В ранний период творчества ученый подходил к объяснению этих проблем с точки зрения неопозитивизма и бихевиоризма. При этом основой для изучения войны и мира выступало рефлекторное поведение людей. Основными причинами войн являлись, по мнению П. А. Сорокина, подавление основных инстинктов большей части членов социума и «одряхление» политического режима; его неспособность адекватно реагировать на общественные потребности. Иными словами, согласно логике Сорокина, войны и революции имеют единую природу, появляясь в обществе в критические моменты, когда социум ослабевает и оказывается неготовым своими силами разрешать основные проблемы, в первую очередь - обеспечивать удовлетворение базовых инстинктов населения. Находясь в эмиграции, Сорокин изменил представление о войнах, которые, по его мнению, стали ярким примером дезинтеграции чувственного социокультурного порядка. Главным средством для предотвращения войны становится изменение типа культуры современного общества, создание новой культуры.
Предсказывая рост и восходящее доминирование нового социокультурного интегрального цикла на мировой исторической сцене, П. Сорокин анализировал его проявление во всех областях человеческой деятельности, ему удалось подметить черты взаимного проникновения и интеграции разных мировоззренческих ориентаций. Он предсказал окончание периода изоляционизма в отношениях Востока и Запада, усиление взаимозависимости и взаимовлияния западных и восточных ценностей, интегрирование капиталистического и коммунистического порядков и образов жизни. В отличие от сторонников теорий социальной цикличности П. Сорокин поставил качественно иной прогноз цивилизации: не ее гибель, а конец чувственного и начало нового интегрального цикла.
В настоящее время творчество Питирима Сорокина мало изучено, поэтому требуется особое внимательное отношение к его наследию. Уникальный его опыт, дополненный всем многообразием историософской мысли других русских мыслителей может стать решающим вкладом в построение принципиально иной, более широкой и многоцветной исторической картины мира, в которой сможет найти свое достойное место все лучшее из вековых традиций русской исторической науки.
Список использованной литературы
Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.
Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.
Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 128-132.
Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX в. М., 1994. С. 220-231.
Бондаренко В. М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 138-141.
Джеффрис В. Интегрализм П. А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 13-17.
Джонстон Б. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 13-24.
Согомонов А. Ю. Интегральная социология Питирима Сорокина // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. М., 1999.
Johnston Barry V. Pitirim A. Sorocin: Fn Intellectual Biography. Lawrence, 1995.
Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. - Сыктывкар: Эском, 2005.
Меняева М. П. П.А. Сорокин: жизнь, судьба и творчество. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2005.
Сергеева Т. Б. Питирим Александрович Сорокин — социолог образования. - М.: Илекса, 2004.
Встречи с Питиримом Сорокиным. - М.: ИСПИ, 2003.