Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:15, реферат
Отец Сорокина, Александр Прокопьевич Сорокин, занимался церковно-реставрационными работами. Мать, Пелагея Васильевна, зырянка из крестьянской семьи. В 1904 Сорокин, окончив с отличием Гамскую двуклассную школу, продолжает обучение в Хреновской (в Костромской губернии) церковно-учительской школе. Еще в ранней юности Сорокин увлекся республиканскими, демократическими и социалистическими идеями и примкнул к эсеровской партии. В 1906 он был впервые арестован и помещен в тюрьму в Кинешме. Там он познакомился с трудами классиков революционной (Лавров, Михайловский,Чернов, Маркс, Ленин, Плеханов и др.) и социально-философской мысли (Толстой, Дарвин, Спенсер, Конт и др.).
СОРО́КИН Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификациии социальной мобильности.
* * *
СОРО́КИН (Sorokin) Питирим Александрович (21 января 1889, с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. — 11 февраля 1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог и социальный мыслитель. С его именем связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики.
Жизнь и творчество в России
Отец Сорокина, Александр
Прокопьевич Сорокин, занимался
церковно-реставрационными работами.
Мать, Пелагея Васильевна, зырянка
из крестьянской семьи. В 1904 Сорокин, окончив
с отличием Гамскую двуклассную школу,
продолжает обучение в Хреновской (в Костромской
губернии) церковно-учительской школе.
Еще в ранней юности Сорокин увлекся республиканскими,
демократическими и социалистическими
идеями и примкнул к эсеровской партии.
В 1906 он был впервые арестован и помещен
в тюрьму в Кинешме. Там он познакомился
с трудами классиков революционной (Лавров, Михайловский,Чернов,
В феврале 1913 Сорокин вновь арестован за принадлежность к левой эсеровской организации, однако был освобожден по ходатайству М. М. Ковалевского. Через год, окончив университет, он был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 сдал магистерские экзамены, в январе 1917 получил звание приват-доцента Петроградского университета.
После Февральской революции Сорокин принимал активное участие в работе Временного правительства, был личным секретарем А. Ф. Керенского. Кроме того, он редактировал эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа». Он публикует ряд ярких социально-политических памфлетов, в частности, «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблема социального равенства», «Сущность социализма» и др.
2 января 1918 Сорокин
как депутат Учредительного
Летом 1922 прокатилась волна репрессий против научной и творческой интеллигенции, обвиненной в нелояльном отношении к советской власти. Вскоре около 200 выдающихся представителей русской интеллигенции были высланы за границу. 23 сентября 1922 тридцатитрехлетний Сорокин и его жена, Елена Петровна Баратынская, навсегда покинули Россию. После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика отправляется в Прагу, где читает лекции и готовит к изданию свои научные труды.
Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии
Осенью 1923 Сорокин
переезжает в США, где читает лекции
в Миннесотском университете. В 1924 выходит
его книга «Листки из русского
дневника» с описанием и
Последние книги
Сорокина — «Причуды и недостатки
современной социологии и смежных
наук» (1956), «Современные социологические
теории» (1966) — продемонстрировали
силу и глубину его логико-
Cоциальная стратификация и мобильность
Взгляды Сорокина на
протяжении всей его жизни отличались
цельностью. Его научные принципы
были сформулированы в «Системе социологии».
По Сорокину, теоретическая социология
распадается на три основных раздела:
1) социальную аналитику (социальную анатомию
и морфологию); 2) социальную механику
(ее объект — социальные процессы);
3) социальную генетику (теория эволюции
общественной жизни). Модель социального
явления включает в себя 3 элемента: индивиды,
акты (действия) и проводники общения (символы
интеракции — язык, письменность, музыка, искусств
В работе «Социальная мобильность» Сорокин впервые обосновал различие между горизонтальной (переход из одной социальной группы в другую на одном и том же уровне общественной стратификации) и вертикальной мобильностью (перемещение индивида — восходящее или нисходящее — из одного слоя в другой — социальный подъем и социальный спуск), проанализировав средства и каналы ее достижения. Он аргументировал тезис о том, что социальная мобильность — естественное состояние общества. Вертикальная мобильность осуществляется в рамках трех форм социальной стратификации: внутрипрофессиональная или межпрофессиональная, политическая и продвижения по «экономической лестнице». При продвижении возникают препятствия в виде «сит», в которых и заключен механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. Они, как правило, совпадают с основными каналами вертикальной мобильности (школой, армией, церковью, семьей и браком, профессиональными, экономическими и политическими организациями). Мобильность в нормальные периоды эволюции общества и в периоды кризисов различается, так как происходят изменения в системе «сит». В истории человеческого общества нет постоянной тенденции ни ко всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации. Постоянная тенденция социальной пирамиды к возвышению дополняется не менее постоянной (но действующей импульсивно) тенденцией к уравниванию. Когда экономическая или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»: революции, перевороты и другие социальные катаклизмы, которые как бы «отсекают» вершину пирамиды, превращая ее на какое-то время в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведет к росту пирамиды, и так до бесконечности. Линии общественного развития наиболее адекватно соответствуют синусоиде.
Социология революции
Эта концепция легла в основу представлений Сорокина о роли революций в жизни общества. Первичной и всеобщей их причиной он считал рост социальной дифференциации и неравенства, усиливающий подавление «базовых инстинктов» масс и подталкивающий их к революционным действиям. Постоянный эффект любого общества заключается в том, что оно отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. Этот дефект дополняется биоантропологическими и демографическими факторами, что приводит к постепенному увеличению в страте людей, не соответствующих занимаемой ими социальной позиции. В высшей страте собирается большая группа неспособных, вялых, дегенеративных индивидов, которые в соответствии с этими качествами должны перейти в низшую страту. В низшей же накапливается масса талантливых, энергичных людей, которые так же «социально» не на своем месте.
Если в обществе не функционируют нормально каналы вертикальной мобильности, позволяющие безболезненно разрешить этот конфликт, оно расплачивается социальной революцией. На первой фазе все «талантливые и энергичные люди» из низшей страты переходят в высшую, но вместе с ними в условиях хаоса туда попадает и много неспособных людей. Из высшей страты удаляются не только дегенераты, но и таланты. На втором этапе наступает период реакции как неизбежное следствие всякой революции. Ошибочно «сброшенные» таланты возвращаются наверх. Постепенно вновь образуется стабильная стратификация.
Социокультурная динамика
С проблемами стратификации
связано учение Сорокина о социокультурной
динамике. Основой концепции является
рассмотрение общества и культуры как
единого социокультурного феномена
— суперсистемы. На базе огромного
эмпирико-статистического
Центральным понятием выступает ценность. Каждый тип культуры, по Сорокину, имеет свой, имманетный ему, закон развития и свои «пределы роста». Это и есть социокультурная динамика. Преобладающая в той или иной эпохе система ценностей образует основополагающую для этой динамики детерминанту, определяющую природу данного искусства, философии, религии, этики, экономики и политических отношений.
Сорокин расценивал современную эпоху как эпоху кризиса чувственной культуры, которая, однако, вовсе не есть смертельная агония западной цивилизации (как уО. Шпенглера), а определенный этап на пути перехода к новой, идеациональной культуре. Время перехода отличается культурной поляризацией общества, когда часть людей «ментально и морально дезинтегрируется». Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил «позитивного полюса», способствующего сохранению системы ценностей, основанной на «чувстве нравственного долга и Царства Божия». Ускорить приход идеациональной культуры может распространение в мире идей альтруистической любви.
Информация о работе Сорокин Питирим Александрович: жизнь и творчество