Состояние проблемы сиротства в России и г. Челябинск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы дать по возможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства, привести наиболее точную статистику детей-сирот в Российской Федерации, понять и провести анализ эффективности органов опеки и попечительства, как формы семейного устройства детей-сирот. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Состояние проблемы сиротства в России
Современное состояние детей сирот в России………………………..7
Проблемы сиротства в современной России…………………………12
Состояние проблемы сиротства в г. Челябинск………………………..17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Алиментные обязательства.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное  учебное заведение)

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

Специальность

«Право и организация социального обеспечения»

Контрольная работа по дисциплине «Социальная работа»

На тему: «Состояние проблемы сиротства в России  и г. Челябинск»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  студент 2 курса, гр.

Ульянова О.В.

 

 

 

 

 

Челябинск

2015 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

  1. Состояние проблемы сиротства в России
    1. Современное состояние детей сирот в России………………………..7
    2. Проблемы сиротства в современной России…………………………12
  2. Состояние проблемы сиротства в г. Челябинск………………………..17

Заключение……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Дети, по разным причинам, оставшиеся без родительской опеки, подлежат передаче на воспитание в семью – на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью.

Усыновление является одной из основных и достаточно распространенных форм устройства детей. При усыновлении ребенок полностью приравнивается к кровным детям усыновителя, таким образом, приобретая в лице усыновителей родную семью.

Распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). Цель опеки – воспитание, помощь и защита детей. Опекун (попечитель) выполняет родительские обязанности, заботясь о ребенке и не называясь при этом официально его мамой или папой. Законодательством РФ закреплен институт приемной семьи. Граждане, которые желают взять на воспитание ребенка, называются приемными родителями. Они заключают договор о передаче ребенка на воспитание с органами пеки и попечительства. Ребенок в этом случае называется приемным ребенком, а семья - приемной семьей. Приемные семьи призваны заменить детские дома, в них создается атмосфера, напоминающая добрый дом. За ними большое будущее.

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство – правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях предусмотренных законом. В перечень должностных обязанностей специалиста по социальной работе входит выявление и оказывание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, предоставление в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформление усыновления, опеки, попечительства, участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки.

Тема настоящей курсовой «Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Эта тема выбрана не случайно, так как сиротство как социальное явление является актуальным, прежде всего для России. Истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия, которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот, тормозит, что говорит о неэффективности существующих на данный момент мер.

Опека и попечительство - правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Опека и попечительство – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

Исходя из этого, необходимость изучения данной проблематики возрастает, так как детей-сирот с каждым годом становится в два, три и даже четыре раза больше. И единственный фактор, который может хоть как-то притормозить рост числа сирот – это органы опеки и попечительства, их деятельность. Ведь каждый человек нуждается поддержки, внимания, тем более ребенок. Благодаря созданию института опеки и попечительства уменьшается малолетняя преступность, что играет не мало важным фактором процветания такого большого государства, как Россия.

Цель настоящей работы дать по возможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства, привести наиболее точную статистику детей-сирот в Российской Федерации, понять и провести анализ эффективности органов опеки и попечительства, как формы семейного устройства детей-сирот. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современное состояние детей сирот в России

 

 Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становиться для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство - почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В XX веке Россия пережила несколько социальных потрясений, которые вызывали резкое обострение проблем сиротства. Речь идет, прежде всего, о первой мировой и гражданских войнах, о голоде 1921 и 1932-33 гг., о Великой Отечественной войне. В наше время мы вновь являемся свидетелями аналогичных процессов. Массовое сиротство вновь стало реальным фактом нашей жизни.

Сиротство в современной России определяется набором социальных характеристик, часть из которых типична для этого социального явления, а часть - является особенными. Рассмотрим эти характеристики. Прежде всего, следует отметить количественный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно быстро этот процесс шел в 1990-е гг. Так, в 2000г. в стране было выявлено более 600 тысяч таких детей, что на 137,4 тысячи больше, чем в 1995г. (прирост составил 22%). Такое положение дел обусловлено рядом причин, которые так или иначе связаны с целым рядом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. По данным Минздрава, среди детей-сирот, и детей, лишенных попечения родителей, 21% были нежеланными, из них 10% - дети от несовершеннолетних матерей, 35—40% - от родителей, страдающих алкоголизмом, 24% — от находящихся в местах лишения свободы. Появились дети (от 2 до 3,5%) от родителей-наркоманов и ВИЧ-инфицированных; около 15% - дети, от которых отказались родители из-за состояния здоровья. Число детей из семей, отданных на воспитание в дом ребенка временно, сократилось в 2 раза. Причина помещения их в интернатное учреждение: неудовлетворительные жилищные условия (62%), многодетность (15%), тяжелая болезнь отца, матери или детей и др.  
В последние годы резко обострилась проблема так называемого «социального» сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, только с 1993 по 1998 гг. возросло в стране в 3 раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей. Каждое десятое из 140 тыс. дел на родителей, рассмотренных в 1995г. региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68-ми регионах), - о лишении родительских прав. Социальное сиротство стало устойчивым социальным явлением.

Следует заметить, что, несмотря на принимаемые меры, с середины XX столетия социальное сиротство стало принимать поистине угрожающие масштабы во всех странах мира, в том числе - экономически развитых. В России социальные сироты составляют, как уже отмечалось выше, абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей. Их у нас более полумиллиона. Почти 200 тысяч детей воспитываются в государственных интернатных учреждениях, остальные находятся на усыновлении или под опекой. Среди воспитанников интернатных учреждений доля настоящих сирот - около 5%; остальные дети имеют родителей, лишенных родительских прав.

В то же время следует отметить и увеличение числа круглых сирот из-за преждевременной смерти родителей. Так, по данным социологических исследований, еще в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достиг  
гз-30%. В настоящее время отмечено также и «скрытое сиротство», которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет число беспризорных детей. К сожалению, в силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа беспризорных детей, точное их количество указать вряд ли возможно. Социальное сиротство приобрело в настоящее время острейшее социально-экономическое и нравственное значение.

Почему при живых родителях дети становятся сиротами? Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о взаимодействии социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения родителей и, прежде всего, женщины-матери.

Среди причин, объясняющих аномальное поведение родителей, отмечаются следующие: стремительная урбанизация современного общества, миграция, социальные потрясения, военные конфликты. Согласно данным обследования семей, отказавшихся от воспитания ребенка или лишенных родительских прав, причинами аномального поведения родителей выступают высокая нестабильность в обществе, низкие доходы большинства семей, ухудшение качества питания и т.п., - то есть те явления, которые характеризуют «смутные времена».

В результате реформирования российского общества произошли радикальные изменения условий жизни населения, и это не могло не повлиять на физическое и психологическое состояние людей, их поведение и качество человеческого потенциала. Причем это влияние нельзя назвать позитивным. Численность бедных Госкомстат определяет в размере 25%, Всемирный банк — 27%, а Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН) - 33%. Еще большие разночтения в оценках характерны, например, для коэффициента Джини, который раскрывает неравенство распределения доходов.

Изменения уровня и качества жизни населения трансформировались в острейшие социально-экономические проблемы, которые имели не менее острые демографические следствия. Среди них: катастрофическое снижение доходов и материальной обеспеченности основной части населения; высокая доля бедных при чрезвычайно заниженных официальных критериях определения уровня бедности; поляризация условий жизни; значительные масштабы безработицы и невыплата заработной платы; деградация социального обеспечения и фактическое разрушение социальной сферы, включая жилищно-коммунальное обслуживание.

 Сегодня граница бедности  оказалась в 1,5 раза ниже принятого  в 1991г. уровня и составляет 1800 руб. (2002г.), или 60 долл. в месяц (2 долл. в  день), что, с точки зрения нормативов  ООН, соответствует лишь уровню  развивающихся стран. Распределение доходов населения показывает, что доля бедных достигает у нас 25% (36 млн. человек); половина граждан страны имеет доходы меньше 4 долл. в день; десятая часть не обеспечена даже продуктовой корзиной; половина российских детей живет в состоянии бедности. Наиболее тяжелые последствия реформ связаны с чрезвычайным ростом социальной поляризации.

 Данная проблема проявляется  как в рамках всего общества, так и на уровне отдельных  регионов. Так, при изучении социально-экономического  положения семей, было выявлен невысокий уровень жизни и качества семей. На вопрос «Как Вы оцениваете уровень жизни Вашей семьи?» были получены следующие ответы:

Опрос семей (выборка - 550).

- «высокий» - 1% респондентов;

- «средний» - 36% опрошенных;

- «ниже среднего» - 56%;

- «за чертой бедности» 7%.

Как показало данное исследование, больше половины респондентов испытывает неудовлетворенность своим материальным положением. Отечественные исследователи довольно аргументировано обозначают сложившееся в ходе реформ расслоение общества. Так, о высоком уровне дифференциации доходов свидетельствует то, что в современной России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится чуть более 5 % доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных - около 50 %. Поляризация доходов влечет за собой дезинтеграцию общества, вызывает агрессию со стороны определенных групп населения, особенно молодежи, приводит к социально-политической нестабильности и массовому девиантному поведению.

Заметим, что интерес к проблематике социального неравенства меняется с течением времени. Так, в обществе с патерналистской идеологией чувства неудовлетворенности, как это не парадоксально, проявляются острее, поскольку ожидания равномерного распределения этих благ никогда не сбываются из-за фактически неравного доступа к ним. При этом неравенство в получении образования и пользовании общественными услугами переносится гораздо хуже, чем неравенство доступа к платным услугам (подобный анализ правомерен и в отношении иных сфер общественной жизни).

Информация о работе Состояние проблемы сиротства в России и г. Челябинск