Социализация представляет собой процесс
формирования личности в определенных
социальных условиях, процесс усвоения
человеком социального опыта, в ходе которого
человек преобразует социальный опыт
в собственные ценности и ориентации,
избирательно вводит в свою систему поведения
те нормы и шаблоны поведения, которые
приняты в обществе или группе.
Нормы поведения, нормы морали,
убеждения человека определяются теми
нормами, которые приняты в данном
обществе. Поэтому поведение людей, воспитанных
под влиянием разных обществ, будет различаться.
Термин "социализация"
соответствует концепции, согласно которой
человек (ребенок) изначально асоциален
или его социальность сводится к потребности
в общении. В этом случае социальность
– процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную
личность, владеющую принятыми в обществе
моделями поведения, воспринявшую социальные
нормы и роли. Считается, что такой взгляд
на развитие социальности характерен
прежде всего для психоанализа.
Понятие "социальность"
не подменяет и не заменяет собой известных
в педагогике и в педагогической психологии
понятий обучения и воспитания. А. Валлон – французский
психолог, представлял ребенка как с самого
рождения обреченного на социализацию.
Ребенок вынужден взаимодействовать с
другими людьми. Уже в младенчестве ребенка
привлекает личность взрослого – эту
стадию до 6 месяцев он назвал эмоциональной,
импульсивной, когда ребенок с помощью
жестов общается с окружающими. С 10 месяцев
начинается сенсомоторная стадия, ребенок
выражает свои намерения полужестами
и словами. Между 8 и 12 месяцами четко проявляются
привязанности ребенка. 4 стадия длится
до 3 лет – проективная стадия, когда ребенок
познает объекты, манипулируя различными
предметами (не только предметами, но и
людьми, превращая это в игру). С 3 лет –
персоналистическая стадия, когда ребенок
противопоставляет себя другим. Появляется
первичная самооценка. От 4 до 5 лет начинает
следить за собой. Учится мыть посуду.
Ребенок придумывает себе героя и учится
играть эту роль. С 6 до 14 лет – учебная
стадия, ребенок участвует во всех формах
активности. 8 стадия – полового созревания
(независимость становится основным мотивом
поведения).
Отечественные
психологи (в частности Выгодский) выделяют
следующие стадии социализации:
- Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода (до 12 лет) ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
- Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам
поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
самоопределения "мир и я" характеризуется
как промежуточная социализация, так
как все еще неустойчиво в мировоззрении
и характере подростка. Юношеский
возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда
вырабатываются устойчивые свойства личности.
- Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция
проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
Если не принимаются, возможны следующие
исходы:
- сохранение своей непохожести
и появление агрессивных взаимодействий
(взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, "стать как
все";
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
- Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности,
когда человек не только усваивает социальный
опыт, но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду через свою деятельность.
- Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный
вклад в воспроизводство социального
опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Существует свой особый стиль
воспитания в каждой социокультуре, он определяется
тем, что ожидает общество от ребенка.
На каждой стадии своего развития ребенок
либо интегрируется с обществом, либо
отторгается. Психосоциальная
концепция развития личности, разработанная
известным психологом Эриксоном, показывает
тесную связь психики человека и характера
общества, в котором он живет. В книге "Детство
и общество" Эриксон разделил жизнь
человека на восемь отдельных стадий психосоциального
развития Я. Согласно Эриксону, каждая
психосоциальная стадия сопровождается
кризисом – поворотным моментом в жизни
индивидуума, который возникает как следствие
достижения определенного уровня психологической
зрелости и социальных требований, предъявляемых
к индивидууму на этой стадии. Задача состоит
в том, чтобы человек адекватно разрешал
каждый кризис, и тогда у него будет возможность
подойти к следующей стадии развития более
адаптивной и зрелой личностью.
Восемь стадий психосоциального
развития
Стадия |
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
1. Орально-сенсорная |
Рождение – 1 год |
Базальное доверие – базальное недоверие |
Надежда |
2. Мышечно-анальная |
1 – 3 года |
Самостоятельность – стыд и сомнение |
Сила воли |
3. Локомоторно-генитальная |
3 – 6 лет |
Инициативность – вина |
Цель |
4. Латентная |
6 – 12 лет |
Трудолюбие – неполноценность |
Компетентность |
5. Подростковая |
12 – 19 лет |
Самотождественность Я – ролевое смешение |
Верность |
6. Ранняя зрелость |
20 – 25 лет |
Близость – изоляция |
Любовь |
7. Средняя зрелость |
26 – 64 года |
Продуктивность – застой |
Забота |
8. Поздняя зрелость |
65 лет – смерть |
Цельность Я – отчаяние |
Мудрость |
- На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка
играет мать, у ребенка формируется базовое доверие к миру. Если мать
тревожна, если ребенку уделяют мало внимания,
то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем
приводит к резкому замедлению психического
развития ребенка.
- 2-ая стадия раннего детства связана с формированием автономии
и независимости, ребенок начинает ходить; общество и родители приучают
ребенка к аккуратности, опрятности. Социальное неодобрение открывает
глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность
наказания, формируется чувство стыда. В конце
стадии должно быть равновесие «автономии»
и «стыда».
- В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра формирует творчество, ребенок осваивает отношения между
людьми посредством игры, развивает свои
психические возможности: волю, память,
мышление. Если родители подавляют ребенка,
не уделяют внимания его играм, то это
отрицательно влияет на развитие ребенка,
способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
- В младшем школьном
возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает
ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы,
уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению,
а порой и закреплению чувства своей неполноценности,
неверия в свои силы, отчаяния, потери
интереса к учебе. При неполноценности
ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если
родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности
в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие
оценки, чувство неполноценности у ребенка
закрепляется порой на всю его жизнь.
- В подростковом возрасте (5-я
стадия) формируется центральная форма
эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое
созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое
профессиональное призвание, способности,
умения – вот вопросы, которые встают перед подростком.
На этой стадии заново встают все прошедшие
критические моменты. Если на ранних
стадиях у ребенка сформировалась автономия,
инициатива, доверие к миру, уверенность в
своей полноценности, значимости, то подросток
успешно создает целостную форму эгоидентичности,
находит свое «Я», признание себя со стороны
окружающих. В противном случае
происходит диффузия идентичности, подросток
не может найти свое «Я», не осознает своих
целей и желаний, происходит возврат, регрессия
к инфантильным, детским, иждивенческим
реакциям, появляется смутное, но устойчивое
чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется
постоянное ожидание чего-то такого, что
может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает.
- На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится
поиск спутника жизни, тесное сотрудничество
с людьми, укрепление связей со своей социальной
группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества
с определенными людьми.
- 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу
о детях, удовлетворена собой и жизнью.
Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей),
то человек опустошается, намечается застой,
психологический и физиологический
регресс.
- После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной
формы эгоидентичности на основе всего пути
развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает
свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых
годах. Человек должен понять, что его
жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо
переделывать, человек «принимает» себя
и свою жизнь, осознается необходимость
в логическом завершении жизни, проявляется мудрость,
отстраненный интерес к жизни перед лицом
смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.