Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:53, контрольная работа
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА……………………………………………………………………….5
1.1. Основные положения теории социализации……………………………….5
1.2. Основные подходы к периодизации социализации………………………..6
1.3. Фазы социализации…………………………………………………………12
1.4. Каналы и механизм социализации молодёжи в современном обществе………………………………………………………………………….14
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ……………………………………………..19
2.1. Анализ статьи В.П. Чудиновой «Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы»……………………………………………19
2.2. Рассмотрение проблемы социализации в статье Н.Г. Марченковой «Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет - зависимостью»…………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА…………………………………………………………
1.1. Основные положения
теории социализации……………………………
1.2. Основные подходы к
периодизации социализации……………
1.3. Фазы социализации…………………………………
1.4. Каналы и механизм
социализации молодёжи в
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ……………………………………………..
2.1. Анализ статьи В.П. Чудиновой «Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы»……………………………………………19
2.2. Рассмотрение проблемы
социализации в статье Н.Г. Марченковой
«Интернет-социализация молодежи: анализ
взаимосвязи с интернет - зависимостью»……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем многообразии, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.
Понятием "индивид" обычно обозначается
человек как единичный
Актуальность данной темы
обусловлена изменениями в
Сегодня, когда Россия входит в глобальное информационное общество, большую актуальность приобретают проблемы формирования информационной культуры и успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. В обществе нарастают социальные противоречия, так как большинство его норм и институтов было направлено на трансляцию алгоритмов поведения в достаточно стабильной и прогнозируемой социальной среде.
Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации.
Тема социализации широко разработана многими учеными - Франклин Г. Гидингс «Теория цивилизаций», Дюргейм, Т. Парсонс, У.И. Томас, Ф. Знамецкий, Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули, У.М.Уэнтворт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и многие другие.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА
1.1. Основные положения теории социализации индивид
В социологии разработано множество теорий. Они отражают различные научные направления, которые строятся на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности. В зависимости от того на каких основаниях строится та или иная теория социализации, создаются теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. Наиболее плодотворны исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, символический интеракционизм, феноменологическая социология. Дальнейшее развитие теории скорее не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации. Новые исследовательские решения строятся скорее путем контаминации теоретических подходов, их развития, а не устранения концептуального разнообразия.
Человеческая социализация
предполагает наличие соответствующего
генетического материала и
Серьезный вклад в концептуализацию феноменов социализации внес американский социолог Ф. Гиддинг. В своей теории он отстаивал идею социального принуждения как основного механизма социализации, которую он определял как процесс превращения населения в общество. Особую роль в этом процессе он отводил воздействию группы (или общества в целом) на индивида, которое может осуществляться как благодаря общественному мнению, так и законодательному регулированию его поведения. Среди механизмов принуждения (ученый называет их "социальными силами") Ф. Гиддингс выделяет «волевой процесс» и «искусственный отбор для сознательного выбора». Существует два наиболее выраженных взгляда на существование социализации. Согласно одному из них, она выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Согласно иной позиции, социализация - это процесс формирования родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. [ 2, с. 123]
Склоняясь больше к первой
точке зрения, в самом общем
виде под социализацией можно
понимать процесс усвоения личностью
образцов поведения, норм и ценностей,
принятых в обществе. Этот аспект касается
ее характеристики как существенного
элемента социального взаимодействия,
предполагающего желание людей
изменить свой собственный имидж, улучшить
представление себя в глазах других,
осуществляя свою деятельность с
их интересами. Следовательно, социализация
связана с выполнением
Таким образом, можно сказать,
что социализация представляет собой
двусторонний процесс, включающий в
себя с одной стороны процесс
активного воспроизводства
1.2. Основные подходы к периодизации социализации
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Но эта точка зрения является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении того имеет ли социализация границы существуют две основные точки зрения. Одни авторы полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.
Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К.Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющий полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа.
Такой же уязвимостью отличается
и другой подход, в соответствии
с которым его авторам более
целесообразным представляется выделение
первичной и вторичной
Выделяют три главных критерия этапов социализации: [ 1, с.135]
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации:
Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста).
Основная форма деятельности на этом этапе – общение. По мнению (достаточно спорному) некоторых исследователей, на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.
Детство (от 3 до6 -7 лет).
В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. На данном этапе основной формой деятельности становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится принимать на себя различные социальные роли – мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и т.п. Здесь наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение.
Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13-14 лет).
В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положение младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во – первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во – вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации.
Ранняя зрелость, или молодость.
Последние тенденции в развитии западного мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность – молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная деятельность. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения.
Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.
Средний возраст, или зрелость(от 20-25 до 35-40 лет).
Зрелый возраст лишен
той конкретности, которая присуща
младенчеству, детству и подростковому
периоду. Это всеобъемлющая и
довольно размытая категория. Этот этап
характеризуется активностью в
профессиональной сфере, т.к. основную
часть взрослой жизни и мужчины
и женщины проводят на работе. Также
характеризуется созданием