Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:52, реферат
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Тема «Социализация личности»
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация – процесс, а также результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
В вопросах социализации в социологии сложилось несколько концепций, направлений – К.Маркса, Д.Мида, Ч.Кули, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Е.Бабосова и других.
Джордж Мид и Чарльз Кули выделяют три стадии социализации, как процесса освоения ролей:
– имитация – механическое освоение наблюдаемых действий;
– игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;
– групповое членство – освоение своей роли глазами группы.
Швейцарский ученый Ж.Пиаже различает четыре стадии когнитивного (умственного) развития личности:
– до двух лет – сенсомоторная. Стадия, когда ребенок видит вещь или чувствует ее (развитие ощущений и восприятия);
– 2-7 лет – передоперациональная. На этой стадии ребенок учится различать вещи и их символы;
– 7-11 лет – конкретно-операциональная – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;
– после 12 лет – формально-операциональная, когда происходит формирование абстрактных понятий (добра, зла, и т.д.).
Белорусский социолог Е.Бабосов весь процесс социализации личности разделяет на 6 этапов.
Факторы социализации:
Как видно, социализация индивида, превращение его в личность является длительным, непрерывным и многоэтапным процессом. В течение этого процесса постоянно действуют факторы, способствующие социализации или тормозящие ее:
– природные (биологические) факторы, проявляющиеся в психобиологических особенностях организма индивида. Это наследственность в виде отличного или слабого здоровья, физическая конституция, особенности темперамента, состояние нервной системы, наличие или отсутствие способностей и др.;
– социальные условия. Это общественная среда, в которой происходит социализация, характеризующаяся: экономической базой, политическим устройством и режимом власти, наличием свобод и прав человека, культурной средой, природно-климатическими условиями и т.д.;
– индивидуальная история личности. Здесь весьма важно то, как складывается личная жизнь индивида, какую роль в его судьбе играют случайности, его персональные просчёты и ошибки, сделанные в жизненных ситуациях.
Институты (агенты) социализации личности |
Социализация личности происходит в различных социальных группах. Такие группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей социальных норм и ценностей, называются институтами социализации. Наиболее значимые институты социализации – семья, школа и производственная группа (трудовой коллектив). Семья – уникальный и незаменимый институт социализации. До поступления ребенка в школу семья – это главное социальное окружение, в котором закладываются отношения ребенка к себе, окружающим людям, различным видам деятельности. Школа – универсальный (существует практически во всем мире), всеобщий (охватывает большинство детей и юношей) и долговременный (8-12 лет) институт социализации. Школа имеет свои особые функции. В частности, она дает последовательную систему знаний об окружающем мире, осуществляет воспитательное воздействие, расширяет круг общения ребенка, делает его независимым от родителей, дает возможность освоения новых социальных ролей. Производственная группа/трудовой коллектив – институт социализации, позволяющий человеку приобретать новый социальный опыт, а также в не меньшей степени, транслировать результаты уже усвоенных знаний. Данная группа может способствовать (или препятствовать) профессиональной самореализации, влияя тем самым на ее личностный рост и развитие. |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ