Социализация молодежи в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:40, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня -- от политиков до учителей и родителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты социализации………………………………........4
1.1. Основные положения теории социализации………………….............4
1.2. Фазы социализации………………………………………………...…...5
1.3. Основные подходы к периодизации социализации……………….....8
II. Социализация молодежи в современном российском обществе…..........14
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи…….….14
2.2. Механизм социализации молодых людей…………………………...20
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...…..27
Список используемой литературы………………………………………….…..30

Вложенные файлы: 1 файл

молодеж в обществе.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

1.3. Основные подходы к периодизации социализации

Теперь необходимо рассмотреть  этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с  вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении первого  есть две основные точки зрения. Одни авторы -- их подавляющее большинство -- полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.

Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о  том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит  в том, что существует три основных этапа социализации - дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.

Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более  целесообразным представляется выделением первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) - период ее социальной зрелости.

Говоря о критериях  этапов социализации, нужно иметь  в виду, прежде всего три главных: время физического и социального  созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации: Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.

Первый - младенчество (от рождения до примерно трехлетнего  возраста), основная форма деятельности на этом этапе - общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

Второй -- детство (от 3 до 6--7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли -- мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт соци-ализации -- дошкольное образовательное учреждение.

Третий этап охватывает период от 6--7 до 13--14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто про-должает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13--14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче-ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других -- в 23--25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь-езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.

В рамках именно этого этапа  происходит выбор профессии, способа  достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для  мировоззренческой рефлексии, адекватного  осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся -- учреждений образования и резко возрастающее -- социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап охватывает временные рамки функционирования со-циально зрелой личности (от 20--25 до 35--40 лет). Он характеризу-ется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации -- производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо-вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио-нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, об-щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35--40 до 55--65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализа-ции чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что имен-но в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт рабо-ты и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности.Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может  приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание  идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась  никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние  человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации. Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 232 с.

При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к  ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого  этапа характерна большая роль воспитательного  воздействия. Поэтому практиче-ски в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, до-минированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам откло-няющегося поведения». Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 - 141 с.

В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что  вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного  воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного  воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя  или целого института - религии, вуза) изна-чально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006, №10 с 97-99.

В условиях спада производства и массовой безработицы, которой  охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем  социальным институтом, который направлен  на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той  группы, которая пополнит ряды управленческого  и интеллектуально-гуманитарного  слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального  развития. Горяева Т.Н. Социализация молодежи. Аспирант и соискатель, №2, 2006 - 166 с.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который  осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и  чем больше социальных факторов вовлечено  в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

II.  
Социализация молодежи в современном российском обществе

2.1. Каналы социализации современной российской молодежи

Прежде всего, на мой взгляд, целесообразней будет рассмотреть  в данной главе теоретические  аспекты факторов оказывающих влияние  на процесс социализации, чтобы затем, рассматривая каналы социализации современной  российской молодежи иметь четкое представление  о механизме воздействия.

Факторы социализации можно  рассматривать в их различных  сочетаниях. Одно из них -- выявление макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы -- это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро - и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д, 2000г. - 325 с.

Теперь разобравшись с  теоретическими предпосылками каналов  социализации можно перейти к  освещению проблемы факторов оказывающих  влияние на социализацию молодежи в  современном обществе.

На основе вышеназванной  типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

Факторы макроуровня - социально-экономические  и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит  возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых  обществом.

Факторы среднего уровня - система  высшего образования, реформирование которой должно скорректировать  мотивацию обучения в высшей школе  и смысл образовательной деятельности.

Наконец, к факторам микроуровня  можно отнести влияние процесса организации учеб-ной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006, №10 с 97-99.

Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять  и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества, бесспорно, домини-рующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней. Боль-шой интерес представляет не только изучение конкретного развертывания процесса социали-зации, но и анализ его противоречий. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников. Социологические исследования. 1998. №8.

Рассмотрим эти факторы  более подробно. Быстрые темпы  радикальных перемен в жизни  современных народов, усиление вероятностных  и стохастических тенденций в  социальном бытии населения Земли делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют процессы выживания человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации молодежи, главного богатства любого общества. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 - 135 с.

Информация о работе Социализация молодежи в современном российском обществе