Социалисты-утописты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:24, реферат

Краткое описание

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социальной справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «Рынков справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества.

Содержание

Введение 3
Т. Мор и Т. Кампанелла 4
А. Сен-Симон 9
Ш. Фурье 13
Р. Оуэн 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социалисты -утописты.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

Опираясь на некоторые  реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, осуществление элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием), Оуэн в марте 1817 года выдвинул «план» расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней и прочих антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни Оуэна — переход на позиции утопического социализма.

В 1820-е годы Оуэн создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и другие, основал ряд просветительских учреждений и журналов. Покинув в 1829 году Нью-Ланарк, он целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической коммунистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836—1844 годах). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «поселки общности» образуют федерацию, способную, по мнению Оуэна, продемонстрировать свое экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений.

По инициативе Оуэна  в 1830-е годы были созданы организации  «Базары справедливого обмена» (1832—1834) и «Великий национальный союз профессий» (1833—1834), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих  проектов преобразования общества. Как отмечал В. И. Ленин, Оуэн не учитывал «... такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» Тем самым Оуэн, как и другие социалисты-утописты, не смог «... ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистическое учение Оуэна и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей — социалистами их стали называть с середины 1820-х годов) сыграло значительную роль в просвещении английского рабочего класса, дало определенный толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же Оуэн в конце жизни, особенно после поражения революций 1848—1849 годов, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.

Тем не менее исторические заслуги Оуэн неоспоримы. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием самих рабочих. Оуэн различил в производительных силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением общественной собственности на средства производства. Поэтому мечтания Оуэна о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал Оуэна «родоначальником английского социализма...»

Идеи Роберта Оуэна оказали также влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. В России имя Оуэна было известно уже в середине 2-го десятилетия XIX века. Определенное влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы. 

Заключение

Классики буржуазной политической экономии считали капитализм вечным и естественным строем. В противоположность  им социалисты-утописты вскрывали пороки и язвы капитализма, его противоречия, указывая на бедность и нищету трудящихся масс. Критикуя капиталистический способ производства, социалисты-утописты заявляли, что на смену ему должен прийти такой общественный порядок, который  принесет счастье всем членам общества. Их критика капитализма была острой и гневной, способствовала просвещению  рабочих и подготовке условий  для восприятия идей научного социализма.

В своих проектах будущей  справедливости социальной системы  социалисты-утописты предвидели многие черты социалистического общества, не ограничивались требованием реорганизации  потребления и распределения, а  выступали с идеей преобразования самого производства.

Хотя у течения социализма-утопизма существовало множество последователей, теория практически никак не материализовалась, но получила своё развитие в трудах других учёных. Воочию видя слабость, необоснованность теоретических воззрений социалистов-утопистов  и беспомощные попытки построить  реальные коммуны, сторонники социалистической идеи попытались подвести под коммунизм  более надежный фундамент. За решение  этой исторической задачи взялся немецкий ученый, философ, экономист Карл Маркс, глубоко проникнувший в суть хозяйства  и выработавший собственную систему  взглядов на теоретическую экономику (политическую экономию). 

Список использованной литературы

1. История экономических учений современный этап. Учебник / Под ред. А.Г. Худокормова, М.: ИНФРА М 1998

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание - М.: Инфра-М, 1997

3. Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996

4. Титова Н.Е. История экономических  учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997

5. Агапова И.И. История экономических  учений - М.: ВиМ, 1997.

6. http://econominfo.ru/view-article.php?id=59

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Утопический_социализм

 

 

 

 


Информация о работе Социалисты-утописты