Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:42, контрольная работа
В настоящее время в мировой социологической науке отмечается растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возрасте, что связано с возросшей продолжительностью жизни. Старение населения – одна из основных проблем, тревожащих в настоящее время все без исключения страны мира.
Введение 2
1.Жизненные изменения в пожилом возрасте 3
2.Технология социальной работы применяемая по отношению к пожилым 6
2.1 Особенности организации общения с пожилым человеком 8
2.2.Коммуникативные и личностные качества социального работника 11
3.Этические отношения между социальными работниками и клиентами 17
Заключение. 20
Список используемой литературы. 21
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.
Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:
первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии со "Стандартами классификации практической социальной работы в США" ему необходимо иметь представление о:
теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;
ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (общиной);
программах и целях социальных служб как в штате, так и на федеральном уровне;
организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения;
основах социально-экономической и политической теории;
расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);
результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;
концепциях и методах социального планирования;
теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой;
теории и практике управления персоналом;
социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;
теории и концепции управления службами социальной защиты населения;
факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;
теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;
теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;
теории и методах адвокатской практики;
этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;
теории и методах преподавания и обучения;
тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;
законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг.
"В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизнь следующие принципиальные установки.
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности"
Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
анализировать и выявить проблемы и концепции;
применять на практике свои знания и понимание проблем;
применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
общаться вербально, невербально и письменно;
организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
действовать в алгоритме выработки решения;
вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
нести четкие и лаконичные записи;
проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
готовить доклады и докладывать;
организовывать, планировать и контролировать работу;
добывать информацию с помощью доступной технологии;
исследовать и распознавать потребности в услугах;
расширять сферы своих услуг;
использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
3.Этические отношения между социальными работниками и клиентами
Высшая цель, которую ставит перед собой социальный работник, - способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента. Социальный работник оценивает этическую приемлемость цели, поставленной клиентом, планирует конкретные действия по ее достижению и берет на себя личную ответственность за это.
Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства. При выборе этих средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых «не навреди!».
Действия социального работника должны быть подчинены только положительной мотивации. Это – стремление сделать добро, оказать помощь нуждающимся; подчиненность чувству долга, человеческого и профессионального; потребность в достижении определенных идеалов; потребность быть нужным людям, радость от достигнутого благополучия своего клиента, гордость за его успехи.
В своей деятельности социальные работники руководствуются следующими принципами этики:
Соблюдение рациональных интересов клиента. Социальный работник помогает клиенту определить приоритеты решаемых проблем и вовлекать его деятельность самопомощи. Система социальной защиты гарантирует клиенту удовлетворение основных рациональных потребностей.
Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Социальный работник несет ответственность за последствия принимаемого им решения. Клиент озабочен достижением своего блага, социальный работник – не только этим, но и возможными последствиями для общества.
Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Клиент социальной службы, как личность, всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле.
Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Причины этих обстоятельств могут быть разными – как объективными, так и субъективными. Социальный работник дает рекомендации с учетом личного фактора клиента и обстоятельств.
Конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств, проблем, является конфиденциальной информацией. Клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте могут быть сообщены социальным работником только с разрешения клиента и только тем лицам, которые могут быть задействованы в решении его проблем.
Доброжелательность. Она присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом, помогает ему найти верный тон при первом разговоре с ним, помочь ему откровенно рассказать о своих проблемах и трудностях. Благодаря ей клиент чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, а живого человека, готового понять и помочь ему.
Безопасность. Создание вокруг клиента безопасного окружения, предотвращение возможности травмы, использование своих знаний о потенциальных опасностях, является обязанностью социального работника Руководствуясь здравым смыслом, он может предусмотреть нежелательный ход событий и принять меры, чтобы их предотвратить.
Общение. Правильное общение ведет к взаимопониманию социального работника и клиента. Оно требует внимательного отношения, взаимной готовности к общению. Общение является тем принципом, без которого невозможно применять все остальные принципы.
Бескорыстие. Оно является в отношении социального работника к клиенту. Если клиенту необходимо оказать платные услуги, то это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он.
Независимость. Социальный работник, как профессионал, содействует самореализации своего клиента, повышению его личного потенциала.
Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента. Доверие со стороны клиента к социальному работнику – следствие его деятельности. Оно заслуживается. Не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. В деликатной форме его знакомят с результатами, объясняются причины неудачи и планы исправления ошибок.
Отсутствие предрассудков в отношении клиента. Каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника.
Информационный контроль. Социальный работник должен иметь представление о возбудителях инфекции и инфекционных заболеваниях и предпринимать меры по предостережению распространения инфекции. Эти меры особенно важны при работе с пожилыми людьми и ослабленными клиентами.
Заключение.
В России сложился и функционирует институт "специалистов социальной работы". С 1991 года началась профессиональная подготовка по специальности "социальная работа".
В настоящей работе сделана попытка проанализировать некоторые аспекты подготовки специалистов по социальной работе, специфику их деятельности и профессионального мастерства Эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях достижения целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).