Социальная защита граждан, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 11:49, реферат

Краткое описание

В результате аварии на загрязненных территориях сложилась неблагоприятная социально-психологическая ситуация. Катастрофа на ЧАЭС резко сказалась на состоянии здоровья нации: продолжается рост злокачественных новообразований легких, щитовидной железы, почек, мочевого пузыря, молочной железы. Серьезной стала проблема чернобыльских детей, подверженных большому количеству заболеваний, многие из которых носят хронический характер. Тревожной остается генетическая ситуация, важнейшим показателем которой является частота рождаемости детей с врожденными пороками развития, что отчасти объясняется возрастанием мутаций, спровоцированных облучением.

Вложенные файлы: 1 файл

рефера защита пострадавших от аварии на ЧАЭС.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования БрГУ им.А.С.Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Социальная защита граждан,

пострадавших от последствий катастрофы

на Чернобыльской АЭС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест

2011

Введение

По своим масштабам и нанесенному ущербу авария на Чернобыльской АЭС относится к числу самых крупных техногенных катастроф, происшедших на нашей планете. Самое тяжелое бремя ее последствий легло на плечи Беларуси: 70% радиоактивных веществ выпало на территорию республики.

В результате аварии на загрязненных территориях сложилась неблагоприятная социально-психологическая ситуация. Катастрофа на ЧАЭС резко сказалась на состоянии здоровья нации: продолжается рост злокачественных новообразований легких, щитовидной железы, почек, мочевого пузыря, молочной железы. Серьезной стала проблема чернобыльских детей, подверженных большому количеству заболеваний, многие из которых носят хронический характер. Тревожной остается генетическая ситуация, важнейшим показателем которой является частота рождаемости детей с врожденными пороками развития, что отчасти объясняется возрастанием мутаций, спровоцированных облучением.

Серьезную опасность представляют последствия психологического плана, которые зачастую лежат в основе психосоматических заболеваний и социальной дезадаптации личности. Проведенные после Чернобыльской катастрофы Институтом социологии Академии наук Беларуси исследования свидетельствуют о том, что у большинства людей сформировался устойчивый специфический социально-радиоэкологический стресс. Особенность его в том, что на обширных территориях и у большого количества людей возникает и не уменьшается со временем ощущение тревоги из-за высокой степени риска для здоровья своего и своих детей, для своего будущего, что способствует долговременности и хронического характеру специфических психогенных расстройств.

Особую озабоченность вызывают стрессовые состояния детей, у которых вследствие аварии на ЧАЭС сформировался высокий уровень тревожности, предрасположенность к восприятию многих ситуаций как угрожающих.

Значительных масштабов достигла социально-экономическая проблема людей, ставших жертвами аварии на ЧАЭС: значительно ухудшилось питание семей, наблюдается нехватка жилья, денежных средств для восстановления нормального социального функционирования в чистых зонах и т.д.

Чернобыльская катастрофа и ее последствия вызвали кардинальные изменения в динамике миграционных потоков населения в пострадавших от радиации регионов Беларуси. По психологическому фактору переезд является дополнительным стрессогенным фактором, нередко более сильным, чем сама катастрофа. Необходимость временно или навсегда оставить место постоянного проживания, родной дом создает дополнительные условия для переживаний.

Для преодоления разноплановых последствий катастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств в этом направлении в Беларуси созданы Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), принят ряд законодательных документов. Последовательно и системно реализуются такие программы, как «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Дети Чернобыля».

 

Основная часть

Права и интересы граждан, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, защищены Законом Республики Беларусь

от 22 февраля 1991 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Действие настоящего Закона касается, прежде всего, ликвидаторов – участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; эвакуированных людей из зоны эвакуации (отчуждения), а также самостоятельно покинувших эту зону после катастрофы; проживающих или работающих в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения, а также отселенных или самостоятельно выехавших из этих зон после катастрофы; детей, родители которых (или один из них) относятся (относится) к категории вышеуказанных лиц; детей и подростков, у которых обнаружены заболевания кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденома, рак) и злокачественные опухоли.

Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды I и II групп, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право:

  1. Взрослые – на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах Перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь. Дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам в пределах Перечня основных лекарственных средств;
  2. На бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесение защитно-декоративного покрытия из нитрит-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, а также право на обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (Перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;
  3. На бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного международного сообщения в пределах административного района по месту жительства. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют также право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).

Неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний). Лицам имеющие право на санаторно-курортное лечение и оздоровление, может быть выделено в течение календарного года не более 1-й путевки, за исключением педагогических работников, привлекаемых для сопровождения пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС детей, направляемых на санаторно-курортное лечение или оздоровление в составе организованных групп, и осуществляющих по месту пребывания детей учебно-воспитательный процесс. Бесплатные санаторные путевки положены также неработающим инвалидам I и II групп 1 раз в 2 года и детям, проживающим на загрязненных территориях.

Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни, либо только с инвалидами I и II групп и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, имеют право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 м2 общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.

Работающим и неработающим пенсионерам – ликвидаторам аварии 1986-1987 годов (ст.19) положена надбавка к пенсии - 50 процентов минимальной пенсии по возрасту; кроме этого, внеочередное  обслуживание в лечебно-профилактических учреждения и аптеках, первоочередное определение в организации социального обслуживания; бесплатная приватизация квартир в государственном фонде; первоочередное предоставление земельного участка; первоочередное вступление в гаражные кооперативы и др.

Работающие пенсионеры имеют также налоговые льготы, право на получение отпуска в удобное время, социального отпуска без сохранения заработной платы и преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата.

Если ликвидатор является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. Но если инвалидность не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС и противоправными действиями, инвалид имеет право выйти на пенсию на 5 лет раньше.

Для тех лиц, которые выехали с загрязненных территорий, установлена надбавка к пенсии в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту. Лица, проживающие на определенных территориях, эту надбавку не получают. Они в целом имеют более существенные льготы, чем те, кто выехал.

Инвалиды II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС получают надбавку к пенсии – 75 процентов минимальной пенсии по возрасту, если установлена причинная связь инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Если нет причинной связи, соответственно 50 процентов и 25 процентов в зависимости от статьи закона, по которой ликвидаторам предоставляют льготы (ст.19 или ст.20).

Выплата работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности осуществляется в размере 100 процентов заработной платы. Они имеют право на преимущественное оставление на работе при сокращении штата, обеспечение жильем социального пользования, бесплатную приватизацию квартиры в государственном фонде, льготу по оплате подоходного налога, при поступлении на учебу. Также есть право на получение льготного кредита и доплату к пенсии в размере 75 процентов минимальной пенсии по возрасту.

Ликвидаторы по ст.18, имеющие инвалидность III группы, получают доплату по пенсионному обеспечению – 50 процентов минимальной пенсии по возрасту; имеют также льготу по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработной платы, независимо от непрерывного трудового стажа; имеют право на определение вне очереди в учреждения социального обеспечения; внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждения и аптеках; использование трудового отпуска в летнее и другое удобное время, а также получение социального отпуска – 14 дней – без сохранения заработной платы; преимущественное оставление на работе при сокращении штата; обеспечение жилыми помещениями социального пользования государственного жилищного фонда; льготы по уплате подоходного налога.

Все граждане, которые относятся к категории пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, находятся на специальном диспансерном учете. Есть утвержденная схема, согласно которой разные категории чернобыльцев проходят медицинские осмотры.

Для детей-инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС также предусмотрено:

  • Зачисление вне конкурса в учреждения профессионально-технического образования, на курсы профессионального обучения с предоставлением общежития;
  • Преимущественное право на зачисление в учреждения высшего и среднего специального образования с предоставлением общежития;
  • Обеспечение жилыми помещениями социального пользования государственного жилищного фонда;
  • Передача безвозмездно в частную собственность занимаемых ими квартир в домах государственного жилищного фонда.

 

Заключение

На мой взгляд в нашей республике уделено должное внимание данной проблеме, Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1991 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы, отселенных и выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории и иных категорий граждан. Но все же остаются аспекты которые стоит отметить. Например на то, что у большинства людей, проживающих на загрязненных территориях или вынужденных оставить их, существенно меняется образ жизни. Многие из переселенцев оказались совершенно не готовы к восприятию таких сокрушительных перемен в своей судьбе, как нарушение внутрисемейных связей, неопределенность жизненных перспектив, сложности с трудоустройством и адаптацией к новому месту жительства. Вследствие этого зафиксированы случаи возвращения переселенцев в родные места, причем не только пожилых людей, но и молодежи. В такой ситуации положительные результаты адаптационного процесса зависят как от материальной помощи, которой обеспечиваются мигранты, так и от их личностных качеств, возможностей и наличия внутренних ресурсов при адаптации к новым условиям. Материальная помощь, выделение квартир, предоставление работы не всегда решают трудности личностного плана тех, у кого процесс социально-психологической адаптации протекает более болезненно, поэтому я считаю, что государство должно уделить внимание гражданам, у которых возникли сложности такого характера.

Особого внимания также заслуживает то, что потоки беженцев в известной степени усугубляют различного рода социальные проблемы и создают ряд негативных последствий для общества в целом. Неустроенные вынужденные переселенцы и беженцы осложняют внутреннее положение в стране: отмечаются примеры негативного отношения к ним со стороны постоянно проживающего на данной территории населения. Нередко миграция становится причиной возникновения межнациональных конфликтов, криминогенных сил в обществе. Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что вызывает определенные осложнения: падение уровня жизни населения, рост безработицы, бедности, бездомности. Я считаю эту проблему не менее острой и думаю, что несмотря на то что работа в направлении по социальной защите лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС налажена, все еще остаются вопросы, которые следует отметить и направить меры на их разрешение.

Информация о работе Социальная защита граждан, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС