Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть существующую систему социальной защиты населения на территории города Красногорск и пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения.
Предмет исследования – система социальной защиты населения.
Задачи , решаемые в работе:
- рассмотреть теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России ;
- охарактеризовать систему социальной защиты населения города Красногорска;
- предложить пути совершенствования системы социальной защиты населения города Красногорска.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Теоретическая часть 5
1.1 Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения 5
1.2 Современная система социальной защиты 7
1.3 Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения 8
Раздел 2. Аналитическая часть 12
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования 12
2.2 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите 14
2.3 Характеристика управления социальной защиты населения муниципального образования 15
2.4 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения 20
2.5 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения 22
2.6 Анализ финансирования социальной защиты населения 25
2.7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп 27
Раздел 3. Проектная часть 34
3.1 Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов 34
3.2 Организация срочного социального обслуживания 38
3.3 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы 41
Раздел 4. Экономическая часть 47
Заключение 51
Список использованных источников 55

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита населения - курсовая.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

 

      Очень важной дл функционирования отделения срочной помощи представляется хорошее взаимодействие с бизнес-структурами, малым предпринимательством, общественными организациями. Именно эти структуры могут оказывать действенную помощь  при оказании срочной помощи : ателье в мелком ремонте, парикмахерские в организации стрижек по сниженным ( социальным) ценам, предприниматели, занимающиеся торговлей – в обеспечении минимальным продуктовым набором.

       Для  организации работы отделения необходимо помещение  из 5 комнат: кабинет руководителя, кабинет социальных работников, кабинет специалистов по социальной работе, кабинет психолога и помещение кладовой, где могут храниться недолгое время предметы , предназначенные для раздачи нуждающимся, продукты в период подготовки продуктовых наборов, необходимые лекарства, средства реабилитации и т.п.

Финансирование деятельности может осуществлять из местного и  областного бюджетов, спонсорской помощи. Отделение может не иметь статуса юридического лица и быть организовано в составе Центра социального обслуживания населения.

3.3 Развитие  системы  социальных  служб  для  незащищенных и слабо  защищенных  групп населения.  Семейные воспитательные группы

 

       Сегодня  огромное значение имеет работа с незащищенными и слабозащищенными группами населения, к ним относят тех, кто в силу здоровья, жизненных обстоятельств или силу возраста не в состоянии обеспечивать свое благополучное существование. Это понятие очень условно, но общепринято относить к этим группам инвалидов. детей из неблагополучных семей, лиц с низкими доходами в следствие отсутствия работы или вследствие нетрудоспособности, пенсионеров, имеющих маленькую пенсию, лиц без определенного места жительства.  

       Сегодня  в городском детском доме проживает более 20 детей, ежегодно около 45 детей поступают в социальный приют при ЦСПН, где находятся от 1 месяца до полугода. Это дети в основном имеют одного или обоих родителей, проживающих в городе Красногорске и ближайших к нему населенных пунктах, как правило, ведущие не здоровый образ жизни, забывающие, что у них есть дети. Такие дети не видят нормальной, в общечеловеческом смысле слова, жизни в семье. Им всем нужна не только материальная, но и психологическая помощь, а чаще всего, просто доброе отношение и любовь.

        Воспитанники государственных учреждений  привыкли к тому, что взрослые вокруг них постоянно меняются, что живут они в замкнутом мире своего воспитательного учреждения, что нужно ложиться спать в определенное время и есть только тогда, когда позовут. Они видят вокруг себя таких же детей-сирот. Они не умеют принимать решения. Они не умеют отделить «зерна от плевел».

        Кроме этого есть еще и пресловутые  гены и социальная среда, которые  «наследили» и справиться с  этим наследством может разве что семья – мать и отец, с которыми вместе ешь и пьешь, ходишь по магазинам и смотришь кино, одним словом – живешь вместе. Когда ребенок видит, что он нужен своей семье и умный и не очень, чистый и грязный, здоровый и больной. Можно сколько угодно учить ведению домашнего хозяйства, но существуют такие мелочи, которые усваиваются только тогда, когда проживаются. Вот и получается, что ребенок – воспитанник, выходя из детского учреждения «не имеет жить» Он все получал в готовом виде: еду и кров. Он не умеет жить один, он не знает как расходовать деньги. Он не умеет заботиться о своих братьях и сестрах, ведь они часто воспитываются даже в разных учреждениях26.

         В том, что проблемы детей,  оставшихся без попечения родителей  надо решать, нынче никто не сомневается. Но как это сделать. Малая эффективность крупных государственных учреждений, в которых проживает большинство детей-сирот, доказана временем. В настоящее время существуют новые формы воспитания детей.

         Одной из форм семейной реабилитации ребенка может стать открытие при территориальном центре социальной защиты населения семейной воспитательной группы ( СВГ), задача которой формирование навыков жизни в семье. Дать представление  о семейных ролях, традициях, нравственных и культурных ценностях, обязанностях членов семьи по отношению друг к другу, ответственности. СВГ дает возможность ребенку в теплой семейной обстановке пережить то время, пока идет работа с его биологической семьей, а в  случае не возможности возврата , он получает шанс остаться в замещающей семье, а не детском доме.27

В семейные группы могут  быть помещены дети, которые обнаружили положительную динамику в процессе реабилитации, тем не менее, адаптация в семье – процесс, не лишенный противоречий и проблем. Сказывается нарушение психического здоровья детей, гиперактивность, истеричность, депрессивное состояние, что затрудняет обращение с ними, обучение в школе.

Однако, даже при наличии  этих трудностей, можно утверждать, что введение этой новой формы  семейной реабилитации дает разносторонний социальный эффект.

Организация и деятельность СВГ регулируются Постановлением Правительства РФ. Такая форма реабилитации и воспитания детей как устройство в СВГ появилась именно в социозащитных учреждениях. СВГ – это замещающая семья, которая отличается от других форм принятия детей на воспитание тем, что носит временный, договорный характер.28

             Как подразделение специализированного учреждения, она не требует изменения статуса ребенка, оставляя его воспитанником учреждения, которое не снимает с себя ответственности за реабилитацию, содержание ребенка, а воспитатель – сотрудник учреждения, задача которого воспитание ребенка в условиях своей семьи. СВГ можно рассматривать как подготовительный этап к созданию приемной или опекунской семьи.

          В последние годы наметилась  позитивная динамика роста СВГ  для детей, лишенных родительского попечения. Так, например, если в 2000 г в Московской, Тверской, Нижегородской, Новгородской, Калужской областях было организовано не более 1-2 СВГ на область, то в 2004 г в этих же областях, количество воспитательных групп в каждой области увеличилось до 8-10 групп.29

          Интерес к данной форме семейной  реабилитации вызван ростом количества неблагополучных семей и воспитанников детских учреждений интернатского типа, неэффективностью существующем системы защиты семьи и детства, необходимостью поиска новых технологий, форм, методов стабилизации ситуации.

         Базой для создания СВГ может  быть обычная городская семья, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения. Она способствует реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, быть защищенным, получать полноценное развитие, питание, уход, кроме того, ребенок ( в случае установления статуса сироты и желания семьи) может остаться в этой семье в качестве опекаемого или усыновленного. Ответственность за результат реабилитационного процесса разделена между воспитателями СВГ и специалистами учреждения, закреплена  между воспитателями СВГ и специалистами учреждения, закреплена договором и индивидуальной программой реабилитации.

Основанием для открытия СВГ являются30:

  • письменное заявление воспитателя СВГ
  • акт обследования жилищно-бытовых условий специалистами центра
  • заключение психологов о соответствии личных качеств кандидата в воспитатели и его психологической совместимости с воспитанником;
  • письменное согласие ребенка на помещение его в семью, если он достиг семилетнего возраста;
  • трудовой договор администрации учреждения с кандидатом о принятии его на работу с испытательным сроком;
  • заключение врача о состоянии здоровья воспитателя.

         Воспитанниками семейных воспитательных  групп могут быть дети:

  • временно оставшиеся без попечения родителей;
  • родители, которых ограничены в родительских правах;
  • родители которых осуждены или по состоянию здоровья не могут осуществлять их воспитание и содержание.

На время пребывания несовершеннолетнего в СВГ, ребенок  обеспечивается всем необходимым за счет средств специализированного учреждения (питание, одежда, обувь, медикаменты). Одному из членов семьи (воспитателю) выплачивается заработная плата. Специалисты «Службы сопровождения семьи», оказывают педагогическую, психологическую, юридическую консультативную помощь замещающей семье, проводят семинары, тренинги по подготовке воспитателей СВГ и разрешению проблем.

Этапы работы с кандидатами  в воспитатели СВГ31 :

    1. Информирование населения
      • Объявления в местные газеты;
      • Статьи в прессе на тему СВГ
      • Распространение памяток, листовок в общественных местах
    2. Прием звонков от населения
    3. Информационные встречи
    4. Индивидуальные интервью с семьей
    5. Обследование семей
    6. Отбор в группу тренинга
    7. Обучающий тренинг
    8. Итоговое заключение о семье
    9. Планирование помещения ребенка в семью
    10. Стажировка кандидатов в уже действующих СВГ
    11. Очное знакомство семьи с ребенком
    12. Заключение краткосрочного договора
    13. Сопровождение СВГ:
  • Закрепление за СВГ специалиста центра
  • Консультации, помощь по проблемным вопросам психолога, врача, юриста, специалиста по социальной работе
  1. Окончание работы с семьей
  • расторжение договора по инициативе  семьи, ребенка, администрации центра
  • возвращение ребенка в кровную семью;
  • семья перешла в усыновительскую, опекунскую, приемную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Экономическая  часть

 

Социальный паспорт, поможет  повысить эффективность адресной помощи. Социальный паспорт будет базой данных, куда будут вноситься сведения о тех, кому должна быть предоставлена помощь.  
Информация о товарах и услугах (от холодильника до операции), в которых нуждается пенсионер, будет получаться с помощью соседей и знакомых   

Социальный паспорт  избавит граждан от необходимости  многократного посещения различных организаций социальной сферы, будет способствовать эффективному обмену социальной информацией в регионе между госорганами, повысит доступность получения информации о проходящих мероприятиях, событиях, проектах в области культуры.

В дальнейшем после апробации  системы могут быть доработаны ее функциональные и сервисные возможности, расширена информационная база законодательных документов в области социальной сферы, к системе адресного взаимодействия может быть подключен департамент образования.

Работа по созданию социальных паспортов может быть организована на базе Управления социальной защиты, только потребуется программное  обеспечение для составления  и  хранения базы социальных паспортов граждан.

На это потребуется :

20 000 р на приобретение программного обеспечения.

Дополнительная оплата труда сотрудников управления по созданию актуальной базы данных составит:

2 сотрудника х 2000 руб  в месяц в течении 12 мес = 48 000 рублей.

Для создания отделения  срочной социальной помощи потребуются  дополнительные финансовые средства.

Таблица 3.2.

Затраты на создание службы срочной социальной помощи

Мероприятия

Затраты

Сумма. Руб

Заработная  плата работников:

Заведующий отделением

Специалисты по социальной работе

Социальные работники

Психолог

 

 

10 000 р х 12 мес

120 тыс руб

 

7500 х 12 мес х 2 чел

 

180 тыс руб

6000 х 12 мес х 4 чел

288 тыс руб

3000 х 12 х 1

36 тыс руб

Организация рабочих  мест

Приобретение мебели ( столы – 8 шт, стулья – 16 штук, шкафы – 5 шт, кушетка)

 

 

 

 

200 000 руб

 

 

 

 

200 тыс руб

Компьютеры для заведующего и специалистов

 

 

20 000 х 3 шт

 

 

60 тыс  руб

Средства на организацию  срочной помощи

 

 

500 000 руб

ИТОГО

 

1 384 тыс руб

Информация о работе Социальная защита населения