Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 07:10, доклад

Краткое описание

Изучение социальной значимости синтетического уровня коммуникации неизбежно приводит нас к изучению социального аспекта искусства и культуры, ибо в их недрах зарождаются и формируются специфические коммуникативные системы. Искусство и культура издавна являлись объектами изучения в социологии

Вложенные файлы: 1 файл

доклад синт уровень аспекты.docx

— 20.06 Кб (Скачать файл)

 

Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты  его изучения

 

 Изучение социальной  значимости синтетического уровня  коммуникации неизбежно приводит  нас к изучению социального  аспекта искусства и культуры, ибо в их недрах зарождаются  и формируются специфические  коммуникативные системы. Искусство  и культура издавна являлись  объектами изучения в социологии

 Над этими проблемами работали такие умы

XVIII в., как Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро, ГЛессинг и Ф.Шиллер,

XIX и XX вв. - И.Тэн, Ж.Гюйо, А.И.Герцен, А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин и др.

 

Поиски оснований корреляции искусства и социологии проводились  по разным направлениям. Так, французский  философ, эстетик И. Тэн пытался  установить связь между содержанием  произведения искусства и такими социальными факторами, как умонастроения  людей и социальная среда (1887). Французский  философ и социолог Ж. Гюйо исследовал проблему отражения в искусстве социальной интеграции (1887). Философ и филолог А.Ф. Лосев рассматривал музыку как социальное бытие (1923-25) и обосновал теорию социоисторического развития мифа (1957).

 

 С введением понятия  "массовое общество" и его  модификацией как "постиндустриального  общества" силами западных социологов  Д. Белла, Р. Арона и др,, объектом активного социологического анализа стала массовая культура или "индустрия развлечений" (Т. Адорно). Этот краткий экскурс в изучение социального аспекта искусства показывает, насколько сложна данная проблема в теоретическом и практическом плане.

Социально значимая оценка выражается различными способами в коммуникативных  системах синтетического уровня. Это  может быть явно высказанное авторское  отношение к персонажу или  ситуации при помощи реплик, музыкального или визуального фона, это могут  быть жесты и мимика, передающие определенную оценку данного персонажа  другими.

 

 При оценке социальной значимости произведения искусства с точки зрения его коммуникативной системы важны не только способы создания образа и его социальной значимости, но и способы передачи информации о социальной среде, социальной ситуации, в которой живут и действуют персонажи. Одним из преимуществ кинематографической коммуникации в плане воздействия на аудиторию является возможность реализовать принцип истинности или правдивости в искусстве - возможность "достоверно" отразить жизненные ситуации. Различные подходы к реализации этого принципа обусловлены не только дискуссионностью самого принципа, но и различием направлении, стилей, методов и школ искусства.

 

 По-видимому, в определенные  периоды социальных потрясений  общества необходимы такие произведения  искусства, которые максимально  приближены к социальной фактологии. Вероятно, этим объясняется высокая социальная оценка документальных фильмов, кинорепортажей, где критерии "правда" или "фальшь" являются главными в оценке.

 В связи с реализацией принципа истинности/неистинности в искусстве любопытен такой прием коммуникации, как умолчание. В определенных коммуникативных ситуациях умолчание может оцениваться как неистинность в передаче информации. Но в рамках целостной коммуникативной системы, где определены достаточно устойчивые и типовые корреляции разнородных коммуникативных и выразительных средств, умолчание может быть красноречивым и передавать важную информацию на уровне интерпретации.

 

 В конечном счете воздействие синтетических искусств зависит в значительной степени от отбора коммуникативных средств и способов их синтезирования. Создатель художественного произведения должен следовать принципу органичности синтеза

 К наиболее спорным вопросам изучения социологического аспекта синтетического уровня коммуникации относятся:

 

1. наличие прямых и/или  опосредованных зависимостей между  синтетическим уровнем коммуникации  и изменением социального поведения  и ориентации у индивидов и в социальных группах;

 

2. невозможность коммуникации  между людьми с различным социальным  опытом, "пережитым миром"; общность  языка является лишь условностью(тезис П.Пазолини);

 

3. зависимость степени  социального воздействия от использования  различных способов синтезирования  коммуникативных и выразительных  средств в искусстве;

 

4. роль доминирующих и  второстепенных компонентов коммуникации  синтетического типа в процессах  воздействия на сознание и  подсознание индивида;

 

5 роль нейтральной и  социально значимой оценки как  содержательного аспекта синтетического  типа коммуникации;

 

6 коммуникативные и выразительные  средства передачи истинной/неистинной  информации и их роль в воздействии  на аудиторию;

 

7 особенности коммуникативных  систем в зависимости от жанрово-стилистических  характеристик произведений синтетического  искусства;

 

8 степень воздействия  различных коммуникативных единиц  синтетического типа;

 

9. универсальность и специфичность  коммуникативных систем синтетического  типа в плане их социальной  ориентации.

 

^ Сравнение уровней коммуникации

 

 Сравнение коммуникативной  ценности уровней в плане социально  значимых характеристик показывает, что социальная ориентация в  коммуникации во многом определяется  спецификой частных функций, при  актуализации которых на первый  план выдвигаются различные признаки  социальной дифференциации и  варьирования, и коммуникативной  сферой.

 

 На семиотическом уровне признаки социальной дифференциации актуализируются в оппозициях, которые, выполняя роль коммуникативных единиц этого уровня, передают обобщенную информацию о главном - неглавном, своем - чужом, близком - далеком, старшем - младшем, о мужском и женском началах. Эти оппозиции нашли отражение в фольклоре, мифах, легендах, сказках, былинах, где всегда дается четкое противопоставление этих признаков в различных конкретных вариантах.

 Специфика выражения социальной дифференциации и варьирования на лингвистическом уровне коммуникации определяется функционально-стилистическими особенностями устной и письменной форм коммуникации и различием их коммуникативных единиц. В устной коммуникации социально значимые признаки выражаются в высказываниях и дискурсе при помощи слов, которые имеют социальную коннотацию, при помощи интонации, смыслового ударения и фонационных средств паралингвистики. Сравните обращения: "Эй ты!", "Уважаемый!", "Многоуважаемый!", "Позвольтр...", "Извините...". В разговорной речи появились уродливые неологизмы - слова "мужчина" и "женщина" в функции обращения, быстро занявшие пустующую нишу, которая образовалась после дискредитации слова товарищ в основном и второстепенном значениях и попыток реанимации слова "господин", которое пока не может освободиться от двусмысленной коннотации.

 

 В письменной форме коммуникации коррелятами высказывания и дискурса являются предложение и текст. Тексты, составляющие целые повествования в письменной форме, различаются по своим функциям. Это могут быть письма, отчеты, справки, заявки, протоколы, статьи и художественные произведения разного жанра. Социальная ориентация в письменной коммуникации, особенно в деловой и профессиональной сферах, строго регламентирована в выборе языковых единиц - слов и словосочетаний, в построении предложений и в структуре самого текста

 Специальное исследование социально значимых оценок, используемых при восприятии письменной коммуникации - художественного произведения, показывает, что они обусловлены целым рядом факторов - социально-демографических, социально-психологических и культурно-языковых (см. Сорокин ЮЛ. 1985. С. 86-89). Автор (сознательно или бессознательно) учитывает эти факторы и по-разному использует весь арсенал средств коммуникативной системы лингвистического уровня.

 На металингвистическом  уровне коммуникации социально  значимые признаки информации  связаны в основном с терминосистемами общественных наук, которые отражают разные научные концепции. Сравните, например, трактовку таких социологических терминов, как социальная структура, класс, малая группа, социальный статус, или терминов социальной коммуникации - социальный код, языковая политика, языковое строительство, диглоссия и др. Метаязык математики не отягощен социально-идеологическими коннотациями и актуализируется как универсальная коммуникативная система

В настоящее время идет активный процесс видоизменения  социальной коннотации в экономической и общественно-политической терминосистемах. В первой - за счет заимствований терминов типа "менеджер", "маркетинг", которые имеют нейтральную социальную коннотацию, поскольку обозначают новые реалии. Во второй терминосистеме используются либо историзмы типа Дума, губернатор, земство, либо заимствованные слова, обозначающие "чужие" реалии типа спикер, Сенат, сенаторы, электорат и др. Таким образом, металингвистический уровень коммуникации вносит и свою лепту в процесс социализации индивидов.

 Синтетический уровень  коммуникации передает социально  значимую информацию главным  образом через образ. Образ,  который создается в кино или  в театре, несмотря на различие  в художественных приемах его  представления, в конечном счете всегда социально значим. В противном случае коммуникация бессодержательна. Создавая социальные стереотипы и художественные образы, синтетические искусства формируют такие коммуникативные системы, в которых сочетание коммуникативных компонентов рассчитано прежде всего на чувственное восприятие. Поэтому синтетические системы являются мощным средством воздействия на индивидуума и общество в целом в плане познавательном, социальном и эстетическом.

Сравнение коммуникативных  систем в плане их социальной значимости показывает, что ни одной из них  нельзя отдать предпочтения, поскольку  каждая выражает социально значимые компоненты информации своими специфическими средствами в соответствии со своим  коммуникативным назначением. Благодаря  обобщающей и воздействующей силе искусства  возрастает социальная значимость и  коммуникативных систем как механизма  воздействия на индивидов и общество.


Информация о работе Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его изучения