Социальная информатика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес информационного сектора экономики, предметом труда в котором является информация, стремительно возрастает в мире - доля ее производства переработки в суммарном рабочем времени для экономически развитых стран мира на рубеже XXI века составила 50-75%.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3 Критерии вступления общества в постиндустриальный информационный периоды своего развития……………………………...……………………………4

Технический критерий информатизации общества………………………………..5

Астрономический критерий информатизации общества …………..........................5

Закон экспоненциального роста объема знаний…………………………………....6

Постиндустриальное и информационное общество……………………………….7

Понятие «информатизация общества»……………………………………………..8

Понятие «социальная информатизация»…………………………………………...9

Законодательная база российской информатизации……………………………...11

Социальная информатика: определение, предметное поле исследования,

методологическая роль…………………………………………………………….12

Задачи учебного курса «Социальная информатика»……………………………...14

Заключение…………………………………………………………………………15Список литературы………………………………………………………………....16

Вложенные файлы: 1 файл

спи рефера 2.docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в области  информатизации России включает следующие  основные направления:

• создание и развитие федеральных  и региональных систем и сетей  информатизации с обеспечением их совместимости  и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

• формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального  достояния;

• обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

Социальная информатика: определение, предметное поле исследования, методологическая роль.

Под информатикой в наиболее общей  постановке понимается система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению  всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах, то есть в единстве и взаимодействии естественных и искусственных систем.

Таким образом, проблематика информатизации общества входит в общее 
понятие «информатика». Однако, в общественном мнении, и не только в России постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие «информатика» связывалось исключительно с последней средой – технической.Возникла потребность «защитить» специальными названиями предметные поля исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества, так возник термин «социальная информатика»; а также изучающих информационные процессы в живых организмах и природе - возникли термины «биомедицинская информатика», «эниология», «экоинформатика». 
Термин «информатика» используется в настоящее время, как правило, в контексте с технической средой.

Предметом изучения социальной информатики  являются социальные предпосылки, условия  и последствия информатизации общества, в том числе: развитие личности, изменение социальных структур общества в контексте информатизации. 
Социальная информатика может быть также определена как научное направление, изучающее комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Это новое междисциплинарное направление  возникло на стыке таких наук как  информатика, философия, социология, психология. Впервые термин «социальная информатика» был введен А.В. Соколовым и группой авторов в 1974 году, тем самым провозглашалась принципиальная необходимость «разворота» информатики на социальную сферу, ибо до этого информатика связывалась практически исключительно с научно-технической информацией. 
В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия «социальная информатика» был сделан академиком А.Д. Урсулом, считающим социальную информатику научной базой формирования информационного общества. В настоящее время плодотворно развивает свои фундаментальные исследования различных аспектов информатизации общества академик РАЕН К.К. Колин.

Социальная информатика как  любое научное знание имеет многоуровневую структуру: 
1 уровень - теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе); 
2 уровень - средний (понятия экономических, правовых, психологических, социологических, экологических и других аспектов информатизации общества). В социологии информатизации предметом исследований выступают социологические проблемы информатизации общества. В дальнейшем должны стать научными направлениями - под предложенными или иными вариантами названий - также и специальные теории других предметных областей - экономика информатизации, психология информатизации, экология информатизации и т.д.

3 уровень - эмпирический (понятия,  связанные с общими проблемами  методики исследований процессов  информатизации, а также социальными  аспектами разработки и внедрения  современных информационных технологий  в экономике, праве, психологии, социологии, в сфере политического  управления, в образовании, социальной  работе и других областях). 
Социальная информатика должна играть методологическую роль для так называемых прикладных (специальных, отраслевых) информатик. 
Предметным полем этих прикладных направлений является изучение проблем сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и использования соответствующих различным общественным сферам видов социальной информации.

Задачи учебного курса «Социальная информатика».

• создание основы умения правильно  ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; 
• формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию; 
• методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, социальном туризме, журналистике, политологии, правовой сфере. 

 

 

Заключение

Знание теоретико-методологических подходов к социальной информатизации, понимания требования необходимости  формированию на фоне информатизации устойчивого, эколого-безопасного развития общества, осознание ее цели и смысла позволяет глубоко понимать реальный ход информатизации, способствовать ограничению технократического  варианта развития информатизации, что  особо необходимо для России, ибо  сохранение культурно-духовной сферы  в контексте новой информационной эпохи по сути является условием сохранения национального менталитета, российской цивилизации и, в значительной степени, всего мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 
1. Соколова И.В. Социальная информатика:  Учебник. – М.: Перспектива, 2007. 
2. Соколова И.В. Социальная информатика. Учебное пособие.– М.: Изд-во МГСУ, 2002. 
3.Хорошилов А.В., Селетков С.И. Управление информационными ресурсами: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. 
4. Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М.: Наука, 1994.1. Васильев  
5. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2005. 
6.Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. – Екатеринбург, 2000. 
7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика. - СПБ.: BHV-Санкт-Петербург, 2006. 
8. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. -: Academia,1999. 
9. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. 
10. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. 
11. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. – СПб, 2001.

 


Информация о работе Социальная информатика как наука