Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:47, реферат
Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес информационного сектора экономики, предметом труда в котором является информация, стремительно возрастает в мире - доля ее производства переработки в суммарном рабочем времени для экономически развитых стран мира на рубеже XXI века составила 50-75%.
Введение………………………………………………………………………...........3 Критерии вступления общества в постиндустриальный информационный периоды своего развития……………………………...……………………………4
Технический критерий информатизации общества………………………………..5
Астрономический критерий информатизации общества …………..........................5
Закон экспоненциального роста объема знаний…………………………………....6
Постиндустриальное и информационное общество……………………………….7
Понятие «информатизация общества»……………………………………………..8
Понятие «социальная информатизация»…………………………………………...9
Законодательная база российской информатизации……………………………...11
Социальная информатика: определение, предметное поле исследования,
методологическая роль…………………………………………………………….12
Задачи учебного курса «Социальная информатика»……………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………15Список литературы………………………………………………………………....16
Государственная политика в области информатизации России включает следующие основные направления:
• создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;
• формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния;
• обеспечение интересов
Социальная информатика: определение, предметное поле исследования, методологическая роль.
Под информатикой в наиболее общей постановке понимается система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах, то есть в единстве и взаимодействии естественных и искусственных систем.
Таким образом, проблематика информатизации
общества входит в общее
понятие «информатика». Однако, в общественном
мнении, и не только в России постепенно
утвердилось представление, согласно
которому понятие «информатика» связывалось
исключительно с последней средой – технической.Возникла
потребность «защитить» специальными
названиями предметные поля исследований
специалистов, занимающихся проблематикой
информатизации общества, так возник термин
«социальная информатика»; а также изучающих
информационные процессы в живых организмах
и природе - возникли термины «биомедицинская
информатика», «эниология», «экоинформатика».
Термин «информатика» используется в
настоящее время, как правило, в контексте
с технической средой.
Предметом изучения социальной информатики
являются социальные предпосылки, условия
и последствия информатизации общества,
в том числе: развитие личности, изменение
социальных структур общества в контексте
информатизации.
Социальная информатика может быть также
определена как научное направление, изучающее
комплекс проблем, связанных с прохождением
информационных процессов в социуме.
Это новое междисциплинарное
В дальнейшем значительный вклад в развитие
понятия «социальная информатика» был
сделан академиком А.Д. Урсулом, считающим
социальную информатику научной базой
формирования информационного общества.
В настоящее время плодотворно развивает
свои фундаментальные исследования различных
аспектов информатизации общества академик
РАЕН К.К. Колин.
Социальная информатика как
любое научное знание имеет многоуровневую
структуру:
1 уровень - теоретико-методологический
(основные категории, понятия и закономерности
прохождения информационных процессов
в обществе);
2 уровень - средний (понятия экономических,
правовых, психологических, социологических,
экологических и других аспектов информатизации
общества). В социологии информатизации
предметом исследований выступают социологические
проблемы информатизации общества. В дальнейшем
должны стать научными направлениями
- под предложенными или иными вариантами
названий - также и специальные теории
других предметных областей - экономика
информатизации, психология информатизации,
экология информатизации и т.д.
3 уровень - эмпирический (понятия,
связанные с общими проблемами
методики исследований
Социальная информатика должна играть
методологическую роль для так называемых
прикладных (специальных, отраслевых)
информатик.
Предметным полем этих прикладных направлений
является изучение проблем сбора, восприятия,
регистрации, хранения, обработки и использования
соответствующих различным общественным
сферам видов социальной информации.
Задачи учебного курса «Социальная информатика».
• создание основы умения правильно
ориентироваться в новой
• формирование представления о насущной
необходимости овладения компьютерной
грамотностью, без чего невозможно органичное
включение в современную информационную
среду и активное содействие ее развитию;
• методологическая подготовка к дальнейшему
изучению, освоению и участию в разработке
информационных технологий в соответствующей
предметной области: социологии, психологии,
экономике, социальной работе, социальном
туризме, журналистике, политологии, правовой
сфере.
Заключение
Знание теоретико-
Список литературы
1. Соколова И.В. Социальная
2. Соколова И.В. Социальная информатика.
Учебное пособие.– М.: Изд-во МГСУ, 2002.
3.Хорошилов А.В., Селетков С.И. Управление
информационными ресурсами: Учебник. –
М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Афанасьев В.Г. Социальная информация.
- М.: Наука, 1994.1. Васильев
5. Костина А.В. Массовая культура как феномен
постиндустриального общества. - М.: Изд-во
Едиториал УРСС, 2005.
6.Колин К.К. Фундаментальные основы информатики:
Социальная информатика. – Екатеринбург,
2000.
7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация
и информационные процессы. Социальная
информатика. - СПБ.: BHV-Санкт-Петербург,
2006.
8. Новая постиндустриальная волна на Западе:
Антология. -: Academia,1999.
9. Новая технократическая волна на Западе.
- М., 1986.
10. Ракитов А.И. Философия компьютерной
революции. - М.: Политиздат, 1991.
11. Соколов А.В. Метатеория социальной
коммуникации. – СПб, 2001.