Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:12, лекция
Впервые в социологический оборот понятие маргинальность (от латинского margo - край, граница) ввел в 1928 г американский ученый Роберт Эзра Парк в статье «Человеческая миграция и маргинальный человек».
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным) .
Маргинальный человек (от лат. Margo – край) - человек:
- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и
- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.
Социальная маргинальность.
Впервые в социологический
оборот понятие маргинальность (от латинского
margo - край, граница) ввел в 1928 г американский
ученый Роберт Эзра Парк в статье «Человеческая
миграция и маргинальный человек».
Понятие маргинальности служит
для обозначения пограничности, периферийности
или промежуточности по отношению к каким
либо социальным общностям (национальным,
классовым, культурным) .
Маргинальный человек (от лат.
Margo – край) - человек:
- находящийся на границе различных
социальных групп, систем, культур; и
- испытывающий влияние их противоречащих
друг другу норм, ценностей и т. д.
К примеру классическая, так
сказать, эталонная фигура маргинала —
человек, пришедший из села в город в поисках
работы: уже не крестьянин, еще не рабочий;
нормы деревенской субкультуры уже подорваны,
городская субкультура еще не усвоена.
Главный признак маргинализации
— разрыв социальных связей, причем в
«классическом» случае последовательно
рвутся экономические, социальные и духовные
связи. При включении маргинала в новую
социальную общность эти связи в той же
последовательности и устанавливаются,
причем установление социальных и духовных
связей как, правило, сильно отстает от
установления связей экономических.
В отличии от «классической»
возможна и обратная последовательность
маргинализации. Объективно все еще оставаясь
в рамках данного класса, человек теряет
его субъективные признаки, психологически
деклассируется.
Ведь деклассирование — понятие
прежде всего социально-психологическое,
хотя и имеющее под собой экономические
причины. Воздействие этих причин не является
прямым и немедленным: объективно выброшенный
за пределы пролетариата безработный
на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет
психологию класса и прежде всего его
трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы,
но есть деклассированные представители
рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого
аппарата. В чем их выделяющий признак?
Прежде всего — в отсутствии
своего рода профессионального кодекса
чести.
Профессионал не унизится до
плохого выполнения своего дела.
Понятия "маргинальность",
"маргиналы" пришли из социологии
и политологии.
Они были введены в науку американским
социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались
сначала для обозначения вполне конкретной
этнокультурной ситуации при характеристике
"личности на рубеже культур".
Маргинальность в ее типичной
форме – это утрата объективной принадлежности
к тому или иному классу, сословию, группе
без последующего вхождения в другую подобную
общность.
Постепенно значение термина
«Маргинальность» стало расширяться и
ныне оно служит для обозначения пограничности,
периферийности или промежуточности по
отношению к любым социальным общностям.
Классический тип маргинала
– вчерашний крестьянин в городе – уже
не крестьянин и еще не рабочий. Такого
рода маргинальность объявлялась результатом
вертикальной мобильности с отрицательным
знаком, т. е. последствием перемещений
сверху вниз, нисходящей мобильности.
Следует также учитывать, что в социологии
разработано понятие типов общества: открытые,
закрытые и переходного типа. Считается,
что в открытых обществах мобильность
высокая, и в них преобладает прогрессивное,
восходящее движение, а маргинальность
носит преходящий, временный характер.
В обществах закрытого типа мобильность
низка. Наиболее же высоки степень и масштабы
мобильности, а, следовательно, и маргинальности,
в обществах переходного типа – от закрытого
к открытому. В таких обществах на многие
годы маргинальность становится одной
из базовых характеристик перемещений
внутри общества.
Во всяком обществе, в том числе
и российском, накануне и после революции
в силу объективных и субъективных причин
существовали и воспроизводились маргинальные
группы. Иначе говоря, во всяком обществе,
открытом или закрытом, стабильном или
переходном имеются периферийные группы
с относительно схожими источниками формирования,
обликом и психологией. Различным может
быть только удельный вес этих групп.
Другое дело, если в обществе
процесс переструктурирования затягивается,
а маргинальность становится чрезмерно
массовым и долговременным социальным
явлением.