Социальная мобильность и карьерный рост в городских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:46, статья

Краткое описание

В городе происходит развитие культуры, формирование культурных функций и структурированных пространств культурного действа. Стержнем такого культурного развития является возникновение письменности (эпиграфики). Собственно, она выступает одним из очень важных характерных признаков города. Письменность, с одной стороны,является ответом на нужды безличной управленческой коммуникации, ее унификации и стандартизации различных форм взаимоотношений, взаимодействия и взаимоконтроля между людьми в городских условиях, возникновения права, правовых и экономических норм.

Вложенные файлы: 1 файл

социальная мобильность и город.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Социальная мобильность и карьерный  рост в городских условиях. (статья)

В городе происходит развитие культуры, формирование культурных функций и  структурированных пространств  культурного действа. Стержнем такого культурного развития является возникновение  письменности (эпиграфики). Собственно, она выступает одним из очень важных характерных признаков города. Письменность, с одной стороны,является ответом на нужды безличной управленческой коммуникации, ее унификации и стандартизации различных форм взаимоотношений, взаимодействия и взаимоконтроля между людьми в городских условиях, возникновения права, правовых и экономических норм. С другой стороны, письменность повлияла на культуру и идеологию. Появляется возможность унификации и воспитания единого поля культуры, религии и идеологии. Возникновение, сохранение и трансляция информации и культурных достижений становятся возможными благодаря письменной фиксации. Пожалуй, поэтому для её определения необходим большой эмпирический исторический материал, выступающий в роли содержательного каркаса. Социокультурный анализ города, его значения как культурного феномена и образовательного фактора можно было бы провести с помощью привлечения как исторического материала, так и теоретико-культурологического подхода.

Осуществляя своеобразные исторические «вызовы», город предъявляет новые требования к человеку и заодно создаёт социальные институты, посредством которых человек реализует эти «социальные вызовы и заказы» города и развивающегося городского общества. Таким ответом на «вызов» является создание письменности — одного из выдающихся социальных изобретений человечества. Письменность, а вместе с ней образование как особая система трансляции и консервации культуры, система сохранения обществом себя, как оно есть и развивается, является одновременно как продуктом города, так и его творцом. Письменность позволяет фиксировать и транслировать культурные достижения общества, унифицировать и контролировать правила человеческого общежития. Она позволяет обычаю, традиции, этическим нормам через письменную фиксацию перейти в новое состояние — право. А право, в свою очередь, формирует новое общество, новые нормы, новое видение мира. При помощи письменности человек фиксирует этапы развития общества, воздаёт должное своим гражданам, воздействует на настоящее и пытается изменить прошлое. Историческое восклицание «Забыть Герострата!» как раз и было такой попыткой воздействовать на совершившееся событие. Благодаря письменности качественно изменяется человеческий мир. Появляется возможность безличного усвоения чужого опыта без прямого контакта с мастером: получения инструкции, совета, выражения чувства или отношения.

Грамотность становится социальным маркером всякого культурного человека, городского, в особенности. Возможно, что именно письменная фиксация («Что написано пером, того не вырубишь топором») создаёт основу для торговли, производства, закрепления собственности, дипломатических сношений и, вообще, взаимоотношений между людьми. Письменность позволяет зафиксировать документы,деловые, а также личные отношения. Человека городского с этого времени можно охарактеризовать как человека грамотного.

Приобретение знаний, которые на раннем этапе истории являются изустной традицией, только с изобретением письменности и созданием системы образования  становится достаточно доступным для широкого круга людей. А вместе с приобретением такого знания человек получает возможность полноценного включения в структуру города и общества в целом. В обществе возникают новые социальные ипостаси: учитель и ученик, писатель, писец, переписчик книг, а затем печатник, издатель, продавец книг, библиотекарь, читатель и т. п.

Синхронизация разнообразных связей между древними и средневековыми городами тесно  связана с хорошо налаженными  информационными потоками, созданием  единого, понятного всем, одинаково интерпретируемого информационного поля. Города проявляют единство в экономических, торговых и правовых вопросах, покровительствуют торговле, способствуют развитию ремёсел, стимулируют создание единого языка и письменности, цементируют этносы и одновременно способствуют сотрудничеству и конкуренции различных регионов. И естественно, что такая деятельность должна была быть материально оформлена. Это оформление межгородским связям даёт формирование единого языка (или подготовки переводчиков-толмачей) и письменности. Есть довольно обоснованное предположение, что письменность как институциализированная форма сохранения и трансляции информации возникла именно в городе как средство сохранения и трансляции информации. Ведь ещё в дописьменную эпоху встречаются различные формы фиксации отношений и взаимных обязательств людей. Если вдуматься, то один из древнейших ритуалов побратимства, когда в сосуде с молоком или вином смешивали капли крови, а затем её выпивали, тоже является своего рода информационной записью. Позднее костяные или металлические ярлыки (своего рода квитанции) или части сломанной дощечки выполняют ту же роль информационной записи.

В археологических исследованиях  городов большое место занимают находки государственных архивов, библиотек, а также личных письменных материалов и документов. Древнейшая библиотека шумерского властителя Ашшурбанипала — тому свидетельство. Кстати, интереснейшая реликвия, связанная с А.С. Пушкиным, — кольцо-талисман, с которым он изображён на портрете кисти Тропинина, также является подобным историческим памятником. Надпись на кольце, которую и сам Пушкин, и его современники воспринимали как некую волшебную вязь-заклинание, была всего лишь личной подписью ближневосточного купца: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благославеннаего память» [1]. Кольцо, вероятнее всего, служило своему владельцу печатью и своего рода удостоверением личности. Наличие подобных разнообразных письменных памятников (как уже говорилось выше) и является одним из основных опорных признаков города.

В средневековой Европе [2] письменные сообщения королей, обращённые к «добрым», как они их именовали, городам, сыграли важную роль в их борьбе за власть с сеньорами городов и способствовали консолидации государств. Город всегда предпочитал короля сеньору. Такая взаимная поддержка нашла отражение, например, в том, что французский король Карл VII в трудную для него минуту доверил городу Туру королеву и дофина и даже не оставил гарнизона.

А вторгшись в область религиозной  идеологии, письменность создаёт условия  и основания для формирования монотеистического мировоззрения, новой системы передачи и сохранения веры. Как это происходит? В городе и религиозные функции приобретают своего рода специализацию. В этом плане в родовом обществе выделяется один специалист — шаман, который выполнял функции взаимодействия рода и сакрального мира. В рамках семьи такие функции берёт на себя старший в семье, отец или мать. Они совершают некоторые обряды во время каких-либо важных семейных событий. В деяниях более общего или высокого ранга люди обращались к шаману. При более высокой степени консолидации людей (племенной союз или этническая группа) национальную религию обслуживает группа священнослужителей, в формировании которой выражается как этническая принадлежность, возраст и личные качества отдельного представителя данной группы, так и особая система подготовки, обучения (но вначале это система устного, личностно-контактного характера, подобно отношениям Христа с апостолами). В городе влияние и воздействие родоплеменных и этнических верований снижается. В городе развивается относительная веротерпимость. На всякий случай люди поклоняются и чужим богам. Отсюда в древних городах (яркий пример тому Древний Рим) — буквально мешанина богов, верований, храмов.

Мировые религии большое значение придают зафиксированному Божьему  слову. Моисей получает Закон Божий в виде письменного источника — каменных скрижалей. Коран — книга, в которой написан божественный текст, а Мохаммеду доверяется донести этот текст до людей. Заповеди Будды собраны и записаны на пальмовых листьях, а потом высечены на каменных пластинах. Правда, начальный процесс такой божественной трансляции достигается первосвященником через посредство Чуда, божественного озарения, что очень напоминает процесс выделения из среды обычных людей — шамана. Благодаря же письменному закреплению текста можно ретранслировать учение, унифицировать представления о Боге, порядок общения с Всевышним, подготавливать служителей из среды обычных людей, а не из тех, кого отметило или выделило Чудо. Основой рекрутирования корпуса священнослужителей становится письменность как условие постижения Слова Божьего и его трансляции среди паствы.

Происходит углубление специализации  священнослужителя. Он всё больше выполняет  и воплощает только сакральные функции. Племенной шаман совмещал свою религиозную  деятельность с производственной деятельностью (хотя бы частично), священнослужитель этнической группы брал на себя одновременно функции научные, управленческие и сакральные (как в Древнем Египте). Священнослужитель в условиях города отрывается не только от родоплеменной зависимости, но и от производственной, и должен всецело посвятить себя религиозным обязанностям. И так как священнослужитель в городе полностью посвящает себя религиозному служению, то рядовой верующий должен, соответственно, научиться выполнять свою роль и предназначение. Он — прихожанин, член паствы.

Информация  в человеческом обществе является одним  из важных компонентов общественной жизни. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Дезинформация  или искажение информации, распространение заведомо ложной информации или сообщение правдивой информации органично вплетались в жизнь общества и оказывали влияние на его развитие. Город как ключевой элемент общества не мог остаться в стороне от этого процесса. Причину закладки города Карфагена легенда приписывает искажённой информации об его начальной незначительной площади. Якобы финикийцы, испрашивая разрешение у местных племён на занятие приморской территории, обещали, что эта территория не будет превышать шкуру быка. А получив согласие, разрезали шкуру быка на мельчайшие полоски так, что получилась длиннейшая нить, которой хитроумные финикийцы опоясали довольно приличную территорию для своего города. Будь договор заключён и зафиксирован в письменной форме, не допускающей разночтения с точными указаниями действия, подобного бы не случилось.

Печатное слово, стремящееся заменить личностное общение, становится составной  частью образа жизни горожан. Управление при помощи письменных указаний жизнью людей в большом обществе, моделью которого выступает город, приобретает безличный характер.Чиновник-функционер достигает апогея безличности в своей управленческой деятельности через посредство издания бесчисленных циркуляров-формуляров. В них исчезает интонация личного распоряжения, которая полностью заменяется безличным обращением к человеку, который функционально выполняет те или иные обязанности. Одновременно ответственность за исполнение или неисполнение становится размытой, безличной и в этом плане бессердечной, неотвратимой. Хайдеггер определял сообщение как «частный случай в принципе экзистенциально взятого сообщения. В последнем конституируется артикуляция понимающего бытия-друг-с-другом. Она осуществляет «общение» сонастроенности и понятность события. Сообщение никогда не есть что-то вроде переноса переживаний, например мнений и желаний, из глубин одного субъекта в глубины другого. Соприсутствие уже очевидно в сонастроенности и в сопонимании. Событие в речи «выраженно» разделяется, т. е. оно уже есть, неразделённое только как несхваченное и присвоенное» [3].

Безличность общения подчёркивается в городских условиях формирующейся  социальной стратификацией. Социальное расслоение в сельской местности нередко скрывается за кровно-родственными связями. Свидетельство тому многочисленные примеры из фольклора о бедном и богатом брате, о бедных и богатых родственниках. Отношение богатого к бедному выражалось в неприкрытой эксплуатации, а ментально оформлялось как «трогательная забота о страждущих родственниках», «родственная взаимопомощь». Социально-стратификационная характеристика в первую очередь опирается на профессиональную структуру общества. Человек занят в той или иной профессиональной деятельности, создаёт определённые продукты. И в зависимости от этой деятельности и от тех отношений, которые складываются в результате производства и обмена результатами труда, люди исполняют какие-то определённые социальные роли. Владея ослом и мельницей, некоторые могут заниматься специфической деятельностью. На мельнице мелют зерно, на ослике подвозят зерно и увозят муку и т. п. Если же владеешь всего лишь котом, остаётся уповать только на его чудесные свойства. Социально-стратификационная характеристика должна указывать на положение человека в обществе, прежде всего на его социально-экономическую позицию.

В то же время человек может изменить своё положение в социально-стратификационной  иерархии. Такое изменение носит  название социальной мобильности. П.А. Сорокин писал: «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги» [4].

Информация о работе Социальная мобильность и карьерный рост в городских условиях