Социальная организация. Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:16, контрольная работа

Краткое описание

1.Социальная организация, как особый тип общности людей.
2.Политический режим, как обобщенная характеристика политической системы.
3.Вспомните причины индивидуальной и групповой мобильности. Приведите конкретные примеры (из отечественной и зарубежной истории) под каждую причину групповой мобильности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология_Политология.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной  власти и индивида. Совокупность средств  и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в  обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических целей и интересов просто невозможно.

Тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». На практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине XX в. Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения. Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами. 

Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы чаще всего  возникают при чрезвычайных обстоятельствах: в условиях нарастающей нестабильности в обществе; системного кризиса, охватывающего  все сферы жизни; необходимости  решения какой-либо стратегической задачи, чрезвычайно важной для страны. Так, возникновение фашизма в  странах Западной Европы было реакцией на кризис либеральных ценностей  и институтов парламентаризма, оказавшихся  не в состоянии обеспечить стабильность и интеграцию системы в условиях глубокого кризиса 1929 - 1933 гг. Формирование коммунистического тоталитаризма  в советском обществе было обусловлено, при всех прочих причинах, необходимостью проведения индустриализации в исторически  сжатые сроки, что было возможно при  условии концентрации власти в руках  лидера и узкого круга его сторонников.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность  тоталитаризма представлена двумя  формами - итальянским фашизмом и  германским национал-социализмом. Правыми  они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.

Классической формой правого  тоталитаризма служит национал-социализм  в Германии. Его установление было ответом на кризис либерализма и  утрату социально-экономической и  национальной идентичности. Возрождение  былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения  общества на основе идей превосходства  арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой  фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая  по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого  участие в фашистском движении для  мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем  новый статус и преимущества - в  зависимости от личных заслуг перед  фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального  самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой  войне (1914 - 1918) и глубокий экономический  кризис 1929-1933 гг.

Левой разновидностью тоталитаризма  был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах  Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор  опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот  существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и  нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам  рабочего класса. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий. Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.

«Тоталитарный синдром» как  реакция на индивидуализм сохраняет  свою актуальность и сегодня в  странах с неразвитым гражданским  обществом, низкой политической культурой. Преодоление данного синдрома требует  активного введения  в политическую жизнь принципа свободной конкуренции с обязательными условиями - уважением всеми участниками политической борьбы «правил игры», законопослушанием, с усвоением гражданами демократической системы ценностей.

Авторитаризм. Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Авторитарные режимы обладают значительными мобилизационными и  ориентационными возможностями  благодаря способности концентрировать  ресурсы на стратегических направлениях развития. Достигая экономической и  социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую  систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских  правах и свободах, потребность в  свободе информации, независимости  мышления, нетерпимости к произволу  и насилию. Иллюстрацией такого развития может быть опыт Испании после  смерти Франко. 

Демократия. Самый сложный  и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые  употреблено в переводе аристотелевской  «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина  «демократия». Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование  термина не оставило за ним определенного  однозначного содержания. До сих пор  в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные  авторы акцентируют внимание на отдельных  составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении  и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных  мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.

Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку  требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность  подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма  правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».

Современные демократии, а  они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих  черт и структурных атрибутов:

1) общераспространенной  законностью, которая основывается  на подтверждении ее народом  в форме периодических выборов  и на том, что основную роль  в принятии решений играют  всенародно избранные представители  в законодательные и исполнительные  органы. «Суверенный»- народ  участвует  в контроле над властью вместе  с бюрократией, группами интересов  и средствами массовой коммуникации. Сама демократическая система  институтов контролируется сложным  конституционным устройством и  судебными инстанциями;

2) конкурирующей политикой.  Главными при демократии являются  честная и всеобъемлющая конкуренция  (соревновательные выборы) и процесс  представительства с целью обеспечить  передачу воли народа с ее  последующим исполнением;

3) наличием политических  партий - основного механизма, облегчающего  процессы формирования воли народа, его осмысленного выбора и  влияния на правительство;

4) гражданскими, политическими  и социальными правами. Демократия, как сложная форма взаимоотношений  власти и граждан, представляется  уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в  высокоорганизованных, плюралистических  и стабильных обществах.

 

 

 

Практическое  задание №3: Вспомните причины индивидуальной и групповой мобильности. Приведите конкретные примеры (из отечественной и зарубежной истории) под каждую причину групповой мобильности. Примеры запишите.

 

Социальная мобильность  – это перемещение индивида или  группы из одного социального слоя в другой.

Индивидуальная мобильность  – перемещение по социальной лестнице вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая мобильность - перемещения  происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции  новому классу.

Причины групповой мобильности  – примеры из истории:

  1. Иностранные интервенции - Иностранная военная интервенция в России (1918—1921) — военное вмешательство стран Антанты и Четверного союза в Гражданскую войну в России (1917—1922). Всего в интервенции приняли участие 14 государств.
  2. Социальные революции  –  Октябрьская революция 1917 года привела к власти большевиков.
  3. Межгосударственные войны  -  Межгосударственные войны с целью захвата территорий и ограбления завоёванных стран (например, Пунические войны, Греко-персидские войны)
  4. Гражданские войны  -  Война Алой и Белой розы (1455—1487) — гражданская война в Англии;  гражданская война в Шотландии (1644—1646); гражданская война в США (1861—1865); гражданская война в России (1917—1923).
  5. Военные перевороты  -  Сентябрьская революция 1962 года в Йемене; военные перевороты в Латинской Америке в 1960-1970-х годах; военный переворот Каддафи в Ливии 1 сентября 1969 года.
  6. Замена старой Конституции новой  -  В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.
  7. Смена политических режимов  -  Россия, 1917 год.
  8. Крестьянские войны  -  Крестьянская война в Германии (XVI в.);  крестьянская война 1670—1671 (под руководством Степана Разина); крестьянская война 1773—1775 (под руководством Емельяна Пугачёва).
  9. Междоусобная борьба аристократических родов  -  Междоусобная война в Московской Руси (1433—1453); войны гугенотов во Франции в 1560-1590-х годах.
  10. Создание империи  -  Латинская империя(1204—1261); Священная Римская империя(962-1806); Корейская империя(1897-1910).

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Бабосов Е.М. Практикум по социологии, Мн, ТетраСистемс,  2003 год, стр.130-134
  2. Кравченко А.И. Социология, М, Академический проект, 2001 год, стр.90-93
  3. Мухаев Р.Т. Политология, М, Приор, 2000 год, стр.126-159
  4. Материал из Википедии - свободной энциклопедии,   http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная организация. Политический режим