Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования выявление особенностей социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
Задачи исследования:
1. Выявить основные подходы к исследованию социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Проанализировать нормативно - правовое обеспечение социальной работы с детьми-сиротами и детей, оставшимся без попечения родителей
3. Осуществить анализ государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4. Выявить особенности социализации в системе их социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I Теоретико-методологические основы исследования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………….………….6
1.1 Основные подходы к исследованию социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………..………………………..6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………...…………..…………13
ГЛАВА II Особенности социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………….22
2.1 Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………..…………………....22
2.2 Особенности социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….…… ...38
Список использованной литературы…………………………………………...39
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
И только в случае отсутствия возможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на одну из вышеуказанных форм семейного устройства, сотрудники органов опеки и попечительства могут применить положения Главы 22 СК РФ, разъясняющую устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вышеуказанные организации, их деятельность, а также права воспитанников отражены в ст.155.1 - 155.3 СК РФ. Кроме того, в законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании.
На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях", "федеральный банк данных о детях", "федеральный оператор государственного банка данных о детях", "региональный оператор государственного банка данных о детях" и "граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи"[31]
Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складывается из регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство в семьи. В Республике Алтай таким оператором является Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Горно-Алтайск.
Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Он имеет единые требования: наличие стандартной анкеты, фотографии ребенка, копий документов. Первым и главным из них является анкета ребенка, в которую включается вся личная информация о ребенке, его приметы, этнические особенности, состояние здоровья, черты характера, данные родителей и причины отсутствия родительского попечения. Кроме того, органами опеки и попечительства в соответствующие графы вносится информация о несовершеннолетних братьях и сестрах ребенка, а также о совершеннолетних родственниках. Специальные графы анкеты отведены для информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. К анкете ребенка прилагается фотография, обновляемая один раз в три года - для детей от 3 до 18 лет, и ежегодно - для детей до трех лет[1].
Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету, которую в 7-дневный срок вместе с фотографией и копиями личных документов ребенка передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений в региональный банк данных о детях. Копия анкеты хранится в органе опеки и попечительства и в личном деле ребенка в учреждении, в котором он находится. При изменении любых сведений, содержащихся в анкете ребенка, орган опеки и попечительства и региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального и федерального операторов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации, анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей, относится к конфиденциальной информации. На основе анкеты может быть составлена производная информация с целью распространения ее в средствах массовой информации или иным способом для информирования населения о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, его родителей и других родственников.
Основанием для прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является: устройство ребенка на воспитание в семью; возвращение ребенка его родителям или единственному родителю; достижение ребенком совершеннолетия или приобретение им полной дееспособности до достижения совершеннолетия; смерть ребенка.
В связи с исполнением федерального законодательства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, многие функции по выявлению, учету и непосредственной работе с этой категорией детей переданы на региональный уровень. И на современном этапе развития законодательства тот или иной регион РФ самостоятельно старается решить вопросы, связанные с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Итак, мы, проанализировав, литературу и источники по проблеме нашего исследования выявили основные подходы к исследованию социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей и проанализировали, нормативно - правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так же мы выявили:
ГЛАВА II Особенности социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время в структуре различных министерств Республики Алтай находятся организации, занимающиеся вопросами охраны прав детей.
Так, в структуре Министерства образования и науки Республики Алтай находятся 122 интернатные организации для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с охватом 21674 детей.
В системе здравоохранения функционируют 16 домов ребенка с охватом 2105 детей.
В системе социальной защиты функционируют 19 домов - интернатов для детей-инвалидов с охватом 1294 детей.
В правоохранительной системе функционируют 18 центров временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних с охватом 9883 детей.
Деятельность этих организаций направлена на достижение единой цели: сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья воспитанников. При этом задачи вышеуказанных организаций разные и предполагают оказание социальных, медицинских, правовых и прочих услуг по определенной специфике, присущей данным организациям. Отсутствие единых подходов, скоординированности действий не позволяет реализовать защиту прав ребенка, оказавшегося по различным причинам в подобной организации.
В детских домах и интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают 18198 несовершеннолетних.
Сегодня в республике функционируют 6 детских деревень семейного типа, 23 дома семейного типа. Всего 17,4% из числа проживающих в них детей являются сиротами, большую часть детей, нуждающихся в защите государства, составляют социальные сироты, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах заключения или тяжелобольные.
Рост числа детей этой категории ведет к увеличению количества организаций для детей-сирот: домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. В сравнении с 2001 годом их число возросло на 40 единиц, а число детей в них - на 63,6%.
Как показывает анализ, во многих странах Западной Европы долгосрочное воспитание детей в подобных организациях уступило место их краткосрочному содержанию в специальных организациях (приютах) с последующим воссоединением ребенка со своей семьей или передачей в семью, взявшую его на воспитание. В качестве причин, послуживших резкому сокращению масштабов использования в Европе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называют изменение взглядов на права детей в обществе, повышение стоимости воспитания на базе стационарных учреждений по сравнению со стоимостью семейного воспитания, недоверие со стороны общества и невысокие результаты работы организаций данной формы социального обеспечения.
Поэтапное сокращение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является необходимой мерой для успешной социальной адаптации детей данной категории.
Действенным механизмом реализации данного процесса является устройство воспитанников в семьи граждан или создание условий, приближенных к семейным.
Однако в настоящее время не определена норма о назначении и выплаты опекунам и попечителям пособия на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, что сдерживает процесс передачи детей из детских домов в семьи опекунов, требует совершенствования нормативная правовая база по защите жилищных прав несовершеннолетних. Сегодня лишь 12,8% детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, имеют закрепленное за ними жилье.
Одним из механизмов процесса сокращения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать расширение системы патроната, являющегося формой альтернативного воспитания, позволяющего сократить число воспитанников детских домов. В настоящее время патронатным воспитанием охвачены всего 1791 ребенок. На эти цели из средств республиканского бюджета в 2004 году было выделено 244 млн. 682 тыс. тенге, в 2005 году только из средств местного бюджета - 348 млн. 352 тыс. тенге.
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой – либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.
Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.
Существует два подхода к понимании сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. По – этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по- своему.
Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.
На социализацию человека влияют ряд факторов, требующего от него определенного поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.) Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.
Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли («образ» роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений искусства, под влияние средств массовой информации и других источников.
Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микро факторы социализации имеют другую иерархию, чем микро факторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми – сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей.