Социальная поддержка молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть молодую семью, проблемы, возникающие в ней, как объект социальной работы.
Основные задачи курсовой работы:
- дать понятие тенденции развития молодой семьи;
- охарактеризовать проблемы молодой семьи;
- рассмотреть особенности социальной работы с молодой семьей;
- показать формы и методы социальной работы с молодой семьей;
- раскрыть структуру и задачи социальной работы с молодой семьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 3
1 Молодая семья как специфическая социально-демографическая группа…………………………………………………………………
• • 1.1 Молодая семья, понятие, сущность…………………………..
• • 1.2 Проблемы молодой семьи…………………………………….
2 Основные направления и технологии социальной работы с молодой семьей………………………………………………………
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей…...
2.2 Меры социальной защиты молодой семьи…………………..
2.3 Социальная защита молодых семей в Приморском крае…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………….

Вложенные файлы: 1 файл

Молодая семья.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной поддержки молодых семей, государством осуществляется:

- формирование  федеральных, региональных, местных  целевых программ (проектов) по государственной  поддержке молодых семей, в  первую очередь малоимущих, по  оказанию им материальной и  иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости   молодых   родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской   работы   по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

- введение в  практику социологических мониторингов  по проблемам молодой семьи,  по научно-методическому обеспечению  работы с молодыми семьями;

- совершенствование  федерального законодательства, других  нормативных актов по поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;

- разработка  и реализация мер по поддержке  инициатив молодых граждан, молодежных  объединений, в том числе МЖК  (молодежных жилищных комплексов), по строительству доступного  жилья для молодежи;

- формирование  системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В сложившейся  ситуации комитеты по делам молодежи администрации областей и республик  и отделы по делам молодежи в городах  и районах проводят работу по социальной помощи молодым семьям через систему социальных учреждений для молодежи.

Система социальных учреждений для молодежи в основном состоит из территориальных служб  социальной помощи молодежи. Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям молодежи различных видов помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной. Комитеты (отделы) по делам молодежи при исполнительных органах власти осуществляют координацию деятельности служб и оказывают им необходимую организационно-методологическую помощь.

В своей деятельности служба руководствуются исключительно интересами и потребностями людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой. Для осуществления своих задач служба может образовывать творческие и любительские объединения и клубы, предприятия и организации на различных формах собственности в порядке, установленном законодательством. [16]

Объектами деятельности служб в основном являются:

- молодые семьи,  имеющие неблагополучные условия:  социально-демографические (многодетные,  неполные, бездетные разводящиеся, несовершеннолетних родителей); медико-социальные (где имеются инвалиды, лица, страдающие  психическими заболеваниями, лица, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики); психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми); социально-правовые (в которых родители ведут аморальный, паразитический, криминальный образ жизни; где один из родителей осужден; где проживают лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений).

- дети и подростки:  оказавшиеся в неблагоприятных  условиях, угрожающих здоровью и  развитию; осиротевшие или оставшиеся  без попечения родителей, нуждающиеся  в устройстве жизни с отменой  или признанием недействительности  усыновления, опеки; проживающие  с родителями, временно недееспособными в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности; бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов, не имеющие родителей или оставшиеся без их попечения; проживающие в семьях, где родители пренебрегли своими родительскими обязанностями, ведут аморальный и паразитический образ жизни; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды; допускающие асоциальное поведение и антиобщественные поступки (злостное отклонение от учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, влекущих за собой меры общественного воздействия или административного взыскания, употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток); испытывающие негативное действие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную и иную противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми, ставшими причиной социальной дезадаптации); имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.

Основной целью создания и деятельности службы является решение конкретных задач, касающихся наиболее неблагополучных в социальном отношении групп населения, облегчение их доступа к определенным социальным услугам и оказание им соответствующей помощи и поддержки. В задачи службы входит: организация обучения, информирования и консультирования, изучение и распространение передовых технологий, достижений научно-технического прогресса и опыта зарубежных стран по санитарно-гигиеническим, медицинским психологическим, правовым, педагогическим и другим проблемам; подготовка методических пособий и программ; проведение групповых и индивидуальных консультаций клиентов у специалистов, медиков, психологов, юристов, социологов, экстрасенсов и т.п.; издание информационных бюллетеней, рекламных материалов и другой печатной продукции по основным направлениям деятельности социальных служб и заказам клиентов; помощь в трудоустройстве и получении профессии (специальности), поддержка безработных. [13]

Таким образом, сложившаяся структура работы с молодой семьей в целом отвечает стоящим перед обществом задачам по укреплению молодой семьи, улучшению ее материального, нравственного и духовного состояния, оказанию ей социально-психологической помощи и др.

    1. Социальная защита молодой семьи в Приморском крае

В Приморском крае для поддержки молодых семей 07 декабря 2011 года Постановлением Администрации Приморского края за № 320-па утверждена краевая целевая программа “Обеспечение жильем молодых семей Приморского края” на 2013-2015 гг. Целью программы является предоставление государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий .

Эта программа  предполагает предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края. Для этого, во-первых, муниципальные образования края сами должны разработать собственные программы по предоставлению социальной выплаты молодым семьям. Во-вторых, бюджетом муниципального образования на текущий финансовый год  должна быть предусмотрена статья расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям.

Общий объем  финансирования Программы за счет средств краевого бюджета составляет 775,87 млн. рублей, в том числе:

- 2013 год – 250,06 млн. рублей;

- 2014 год – 250,06 млн. рублей;

- 2015 год – 275,75 млн. рублей.

В Приморском крае на 01.01.2011 по данным территориального органа Федеральной службы государственной  статистики более 2500 молодых семей  состоят на учете в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий. Планируется обеспечить жильем 1300 молодых семей Приморья, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2013 году – 400 молодых семей, в 2014 году – 400 семей, в 2015 году – 500 семей.

Ранее в крае действовала программа ”Квартира молодой семье” принятая в 2002 году и действовавшей до 2010 года. Она действовала по двум направлениям: это строительство нового жилья и помощь в приобретении жилья на вторичном рынке. Начиная с 2003 года по ней смогли получить жилье 1 500 семейных пар, в том числе недавно в новом доме в г. Владивостоке на ул. Гульбиновича, д. 31 получили ключи от квартир 17 семей. В основном это работники бюджетной сферы, в том числе образования и здравоохранения.

Действие текущей  программы несколько расширено. Теперь социальные выплаты молодая семья может использовать:

  • для приобретения жилья на первичном или на вторичном рынке;
  • для оплаты договора строительного подряда на строительство частного жилого дома;
  • для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном объеме (в том случае, если молодая семья или один из супругов является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива);
  • для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита;
  • для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам.

При этом общая  площадь приобретаемого или строящегося жилья не может быть меньше учетной нормы, установленной органами местного самоуправления при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (во Владивостоке норма составляет 13 кв.м на человека).

Условия предоставления субсидии в целом остались те же.

Во-первых, возраст  каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о  включении молодой семьи в  список претендентов на получении социальной выплаты.

Во-вторых, семья  должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В-третьих, семья  должна иметь доход, позволяющий  получить ипотеку, либо иные средства покрывающие оплату расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Семья может  приобрести жилье большее по квадратуре, нежели предусмотрено программой, однако социальная выплата будет производиться исходя из предусмотренных ею норм. Так по норме на семью, состоящей из 2-х человек предусмотрено 42 кв. м и по 18 кв. м на одного человека на семью, состоящей из 2-х и более человек.

Сейчас производится разработка порядка отбора банков для  участия в программе. Пока поступили  письма с намерением участвовать  в социальной программе от ВТБ24 и  от Сбербанка. В дальнейшем после  утверждения результатов отбора между банком и муниципальным образованием будут заключены соглашения о взаимодействии сторон для предоставления услуг по открытию и ведению банковских счетов для молодых семей – участников программы.[23] 

 Таким образом, можно сказать, что участие в такой программе является реальной возможностью для молодой семьи купить квартиру.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в  современном обществе утвердился термин «молодая семья». Это не означает, что  сформировался какой-то особый тип  семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье  определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Критерием молодой  семьи, прежде всего, является очередность  брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.

В Российской Федерации  накоплен опыт практической социальной работы с молодыми семьями. Но, несмотря на это, в нашей стране за последнее  десятилетие количество разводов возросло, в основном среди молодых семей. Такое положение связано с рядом объективных и субъективных факторов. Из объективных факторов следует отметить следующее: общая дестабилизация всей социально-экономической системы; несоответствие уровня семейного бюджета уровню прожиточного минимума; обострение жилищных проблем, проблем безработицы. В настоящее время перед молодыми семьями стоит ряд острых проблем, главными из которых можно считать проблему жилья, трудоустройства, а также различные психологические проблемы, рассматривать которые необходимо с позиции не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества. Решить их можно лишь с помощью государственных программ и проектов.

Большая часть  социальной работы с молодыми семьями  проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Они используют следующие основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями: В формах консультирования, информационной, методической, рекламно-пропагандистской, аналитико-прогностической, медико-социальной, социально-педагогической, социально реабилитационной и др. работ они используют разнообразные методы социальной работы с молодыми семьями, включая сбор официальной статистики и оперативной информации о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; работу по обеспечению занятости членов молодых семей, изучению рынка труда и т.д., изучение тенденций и причин социального и семейного неблагополучия. Особенно острой остается проблема обеспечения молодых семей жильем. В существующей экономической ситуации в связи с резким сокращением строительства коммунального жилого фонда, ростом цен на строительные материалы, приватизацией жилья подавляющее большинство молодых семей практически лишаются всякой перспективы на улучшение жилищных условий.

Информация о работе Социальная поддержка молодой семьи