Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 10:47, реферат
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Традиционными сферами социальной политики считаются: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги
Академия Труда и Социальных Отношений
Реферат
По предмету
Основы социального рыночного хозяйства
На тему
Социальная политика России
Подготовила
Студентка 3 курса
Вечернего отделения
Факультета Мировой экономики
Финансов и страхования
2 группы
Горохова Мария Михайловна
Москва, 2012
§1.Социальная политика.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Традиционными сферами социальной политики считаются: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги
Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
К задачам социальной политики относятся:
Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.
Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:
Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.
В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.
Государственная социальная
политика включает в себя ряд
программ по развитию
В Российской Федерации неравенство доходов населения все последние 20 лет росло и продолжает расти. Причина — в форсированном росте самых высоких доходов и заработной платы наиболее высокооплачиваемых работников. Об этом убедительно свидетельствует коэффициент фондов, рассчитываемый как соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Pеальное неравенство оказывается почти в полтора раза выше по сравнению с официальными данными. Сегодня это 23—24 против 16,7, по оценкам Росстата.
Серьёзную обеспокоенность вызывают среднесрочные перспективы. Прогнозные расчеты коэффициента фондов в России на 2025 год показывают, что рассчитываемый Росстатом разрыв достигнет 22—25 раз. Если же пользоваться методикой, которая соответствует международным научным стандартам, то он будет 33—35-кратным. Особенно удручающее положение сложилось в столице. Неравенство в Москве, несмотря на его определенное снижение, составляет сегодня, по оценкам Росстата, 35,4, а по неофициальным данным — более 50. Трудно найти аналог таким запредельным статистическим значениям не только в развивающихся странах, не говоря уж об экономически развитых государствах, но и вообще в странах, где такая статистика существует.
Суть проблемы в том, что существующие сегодня механизмы формирования и перераспределения доходов населения в РФ настроены и работают в пользу богатых, большая доля совокупного роста доходов уходит на рост доходов наиболее обеспеченных слоев населения, а на повышение доходов наименее обеспеченных остаются крохи.
Рост доходов в стране происходит неравномерно. Если за годы реформ реальные доходы 20% самых обеспеченных граждан выросли почти на 25%, то объем реальных доходов 20% наименее обеспеченных россиян снизился (не вырос, а снизился) почти на 18%. Значит, отдельные социальные группы населения имеют институциональные преимущества, которые позволяют им постоянно перетягивать эффекты экономического роста на себя.
В результате реформ в России выиграли только 20% населения, составляющего категорию наиболее обеспеченных. Что касается населения со средними доходами, то оно не только не разбогатело, но и не восстановило уровень благосостояния, который имело в 1990 году. А группы населения с самыми низкими доходами оказались за чертой абсолютной бедности.
Если говорить о бедности, то динамика показателей абсолютной бедности базируется на понятии прожиточного минимума и, следовательно, зависит прежде всего от значения и динамики изменений этого минимума. Но выбор его значения достаточно субъективен, к тому же он осуществляется практически без консультаций как с наукой, так и с общественностью и профсоюзами. Но самое главное: он не соответствует современным реалиям. Например, предусматриваемые в РФ прожиточным минимумом нормы по хлебу и мясу в 1,5—3 раза меньше пайка немецкого военнопленного в Ленинграде. К тому же прожиточным минимумом не предусмотрено никаких затрат на аренду и тем более покупку жилья.
Установленная величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2011 г. на душу населения составляет 6209 рублей, для трудоспособного населения - 6710 рублей, пенсионеров - 4902 рубля, детей – 5993 рубля.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., но социальная острота проблемы сохраняется. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого — ниже прожиточного минимума.
Как следует из данных таблицы, за годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между минимальной и средней заработной платой не достигает такой степени.
Еще один повод для тревоги — среди бедных трудоспособного возраста растет доля экономически неактивного населения. «Началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности», — говорится в докладе. В 2009 г. 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать; в 2000 г. таких было 5,9 млн. Это означает рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения, предостерегают эксперты. Носителей субкультуры бедности в России 5 млн человек — без учета бомжей и нелегальных мигрантов; в крупных городах она формирует городское дно, прежде отсутствовавшее в российском обществе в таком виде и масштабе.(Евгения Письменная, Vedomosti.ru)
Помимо абсолютной бедности, в мировой практике широко используются показатели относительной бедности. В странах Европейского союза за границу относительной бедности принимается, как правило, 60% от среднего уровня доходов населения страны. Численность относительно бедного населения в России неуклонно продолжает расти - сейчас в РФ более половины населения имеют доходы, не достигающие 60% от среднего размера дохода на душу населения.
Бедность тем выше, чем существеннее экономический рост и богаче регион. Так, в самом богатом регионе — Москве, где уровень доходов в 3 раза превышает средний по стране, неравенство почти в два с половиной раза выше среднего российского показателя.
Особенно тревожное положение с детской бедностью. Показатель детской абсолютной бедности сегодня достиг 24%, а детская относительная бедность оценивается в 46%. При этом относительная бедность среди всего населения РФ равна 34%. А в странах Западной Европы этот показатель детской бедности равняется 6—8% .
В РФ с каждым последующим деторождением семья погружается во всё более глубокую бедность. Относительная бедность полной нуклеарной семьи (семьи, в которую входят только родители и их дети и нет представителей третьего, старшего поколения) с одним ребёнком равна 42%; полной нуклеарной семьи с двумя детьми — 48%; с тремя детьми — 55%. Во всех семейных разрезах масштабы детской бедности в России в 4—5 раз превышают средние показатели по Организации экономического сотрудничества и развития. А разница по сравнению с Западной Европой — 10-кратная.
Таким образом, мы имеем не только избыточное социально-экономическое расслоение нашего общества, но и господство таких распределительных механизмов, которые его создали, систематически поддерживают и препятствуют преодолению социальных диспропорций.
Снижение избыточного неравенства по своим экономическим возможностям повышает темпы экономического роста и роста объемов инвестиций. Темп экономического роста при снижении избыточного неравенства на 1% повышается примерно на 5%, а темп роста инвестиций — на 6,2%.
Прогрессивный налог на имущество наряду с прогрессивным подоходным налогом играет ключевую роль в преодолении неограниченного роста неравенства и обнищания в рыночных условиях. Оптимальная социальная политика требует социального планирования, которое является функцией государства. В современном мире все государства проводят ту или иную социальную политику посредством сбора налогов и распределения государственных средств. В России социальная политика развита слабо. Проводимые и планируемые реформы социальной сферы в РФ подменяются коммерциализацией социальной сферы по рыночным шаблонам.
Итак, на сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что основная проблема неравенства и бедности населения связана не с недостатком ресурсов, а с механизмами их распределения и перераспределения.