Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование основных направлений, целей и принципов социальной политики, проводимой в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи :
- Исследовать сущность и содержание современной модели социальной политики государства
- Проанализировать основные цели и принципы социальной политики

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность и основные направления социальной политики…...4
2. Механизм и система социальной защиты населения…………...
3. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике………………………………………………………………….....
4. Государственное регулирование занятости населения и развитие социального партнерства……………………………………….
Заключение……………………………………………………..
Библиографический список…………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа!.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Для анализа  степени дифференциации доходов  используется несколько методов. Так, функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Распределение дохода по его величине отражает распределение созданного в стране дохода между семьями или отдельными лицами.

Проблемами  распределения доходов занимался  еще в начале XX в. В.Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.

Для определения  степени неравенства в доходах  используется кривая М.Лоренца. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

Соединение  долей в суммарном доходе для  различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20 % семей располагают 20 % совокупного дохода, 40 % семей — 40 % и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Следует отметить, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.

рис.1  Кривая Лоренца

 

Количественно степень  неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, который определяется как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади фигуры // (рис.1). Коэффициент Джини позволяет выявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децилъный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.

К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов; они носят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?

Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. Кроме того, политика государства по выравниванию доходов является социально привлекательной.

Главный довод против равенства в доходах — это постепенное разрушение мотивационного механизма, а, следовательно, потери в объеме выпускаемого продукта и производительности труда.

С проблемами дифференциации доходов связаны  проблемы бедности и социальной справедливости в обществе. Еще в прошлом веке Т.Р.Мальтус считал бедность неизбежным результатом несоответствия между ростом населения и уменьшающимися запасами средств существования.

Его теорию опровергли увеличение производительности ресурсов и усиление контроля за рождаемостью.

К.Маркс, критикуя Мальтуса за перенос биологических законов развития на общество, признавал бедность неизбежным спутником капиталистического общества. Он предсказывал, что вследствие погони за прибылью бедные будут становиться все беднее, а богатые богаче. Эта теория также не нашла своего подтверждения в реальной жизни.

Рыночная  экономика сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берет на себя государство, перераспределяя уже распределенные доходы. К способам перераспределения доходов государством принадлежит, прежде всего, проведение соответствующей фискальной политики. Государство имеет возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, стимулировать предпринимательство и эффективность производства, формировать фонды общественного потребления, реализовывать государственные программы социальной защиты, развития непроизводственной сферы и т.д.

Важным средством  перераспределения доходов выступает установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальной ставки заработной платы, субсидирование отдельных отраслей и производств. В целом, касаясь политики доходов, можно сказать, что здесь необходимо найти тот ее вариант, который позволит сочетать социальное спокойствие с устойчивым экономическим ростом.

В переходный период к  рыночной экономике в связи с  быстрым ростом цен необходимо приведение в соответствие относительно фиксированных доходов повышению стоимости жизни. Способами реализации этого соответствия являются компенсации, адаптация и индексация доходов.

Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, компенсация носит дифференцированный характер, преимуществом обладают социально уязвимые слои населения.

Адаптация — это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы) по мере роста стоимости жизни.

Индексация доходов представляет собой автоматическую корректировку номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В качестве индексируемых величин могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия, шкала подоходного налога. В условиях инфляции индексация может быть лишь частичной, предполагать четкое обеспечение адресности индексационных выплат и дифференцированный подход при разработке механизмов заработной платы по отраслям.

4.Государственное регулирование занятости населения и развитие социального партнерства.

Одним из аспектов социальной политики государства является регулирование занятости населения.

Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, современный рынок труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная эффективная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; способствовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации, интересами; обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики.

На государственную  политику занятости в странах СНГ оказывают воздействие особенности формирования их рынка труда: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда, обособленное развитие после распада СССР, совпадение периода становления с формированием других рынков, наличие стереотипов нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики. Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства.

Анализ рынка  труда позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы — это ухудшение демографической ситуации, сверхзанятость ряда социально демографических групп, расширение предложения рабочей силы за счет высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются сокращение совокупного спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий, рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора, изменения отраслевой структуры спроса на рабочую силу.

Численность занятых (в среднем за год, тыс. человек)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Официальный Сектор

53682

53551

53477

52807

52753

В т. ч крупные средние предприятия

42784

41871

41822

41179

40646

Неформальный  сектор

10130

10412

10850

11903

12624


По данным таблицы  можно заметить, что численность  занятых в официальном секторе и в т.ч крупных средних предприятиях уменьшилась, а в неформальном секторе увеличилась.

Основной  целью государственного регулирования  занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы.

На рынке труда различают  несколько видов государственного регулирования: защитное — в целях уменьшения незащищенности отдельных групп трудящихся; поощрительное — стимулирование определенных видов деятельности; ограничительное — исключение неоправданных преимуществ; директивное — прямые меры воздействия на рынок труда; регулирование посредством экономических финансовых мер. Особую группу составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном рынке труда могут реализовываться как отдельные, так и все виды регулирования.

Перечисленные виды регулирования осуществляются согласно программам занятости населения, составлению которых должно предшествовать прогнозирование рынка труда. Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предстоящем периоде на основе анализа состояния рынка труда и занятости в отчетном периоде, статистической и другой информации, складывающихся условий. При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакантных должностей, образующихся в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.

Спрос и предложение  на рынке труда приводятся в соответствие с помощью активных и пассивных методов и мер. Совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах — к пассивным методам.

К активным методам  и мерам государственного регулирования принадлежат поощрение создания новых рабочих мест, стимулирование перспективных направлений занятости, мобильности работников, налаживание информационного обмена на рынке труда, подготовка и переподготовка рабочей силы и др.

Актуальными проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы  в масштабе страны, располагающей сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности, развитие служб по профориентации и переподготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству; формирование системы организационно-правового регулирования межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан.

Развитие социального партнерства означает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством.

Условиями социального  взаимодействия этих субъектов социального партнерства являются: поддержание баланса интересов партнеров, готовность к поиску компромиссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны, существование центральных организаций предпринимателей и профсоюзов.

Главная задача государства (одного из партнеров) состоит в создании условий для социального взаимодействия, полной реализации гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий, без глубокого вмешательства в образование и деятельность предпринимателей и профсоюзов. Целью государства также является установление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою независимость.

Задачи профсоюзов зависят от того, насколько полно данное объединение представляет интересы, входящих в него членов. Падение престижа профсоюзов в большинстве развитых стран связывают с их стремлением к государственной власти и установлению общих принципов отношений с предпринимателями.

Цели создания объединений  предпринимателей состоят в содействии развитию частного предпринимательства, рыночной экономики; совершенствовании трудовых отношений; защите интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государством; координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного движения.

Социальное партнерство  предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.

Социально-трудовые отношения регулируются соответствующими законодательными актами, конвенциями Международной организации труда, соглашениями между правительством, объединениями профсоюзов и нанимателей.

Информация о работе Социальная политика государства