Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение основных направлений социальной политики государства и качества жизни современной России.
Задачи курсовой работы – изучить понятие, механизмы и уровни социальной политики; определить правовые основы и организацию управления государственной системы социальной защиты; охарактеризовать пути модернизации социальной политики России.
Введение
1. Социальная политика государства
1.1 Понятие социальной сферы
1.2 Механизм социальной защиты населения
1.3 Социальная политика и ее уровни
2 Государственное регулирование социальной защиты населения
2.1 Правовые основы государственной системы социальной защиты
2.2 Организация управления в области социального обеспечения
3 Модернизация социальной политики России
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
1.3 Социальная политика и ее уровни
В условиях новой экономики человек становится ключевым фактором производства и его главной целью. Положение человека как главного фактора производства обусловливает процесс превращения рабочей силы в человеческий капитал. Содержательной частью человеческого капитала являются интеллектуальные способности личности (интеллектуальный капитал), проявляющиеся в наличии знаний, информированности, образованности, которые становятся условием возникновения особого регулярного дохода человека - интеллектуальной ренты. Положение человека в качестве главной цели экономики и ее развития предполагает приоритет социальных ценностей над чисто экономическими, которые формируют качество человеческой жизни.
Представители западного направления экономической науки, пытаясь преодолеть сложившееся положение, все в большей степени обращают внимание на важное значение моральных и культурных ценностей, определяющих поведение человека. В частности, речь идет о таких важных понятиях, как социальная справедливость и альтруизм, которые также свойственны человеку. Признавая определяющую роль личности и особенно экономическую роль семьи, современные исследователи обращают внимание на неразрывное единство эгоизма, который характерен для рынка, и альтруизма, присущего семейным отношениям. Отсюда делаются выводы о недопустимости разрыва между рыночным производством, где царят рационализм, эгоизм, и креативным хозяйствованием, где человек в большей степени подчиняется разуму, научным и моральным ценностям, соблюдает принципы социальной справедливости.
Возникновение феномена единства производства (рынка) и креативного хозяйствования применительно к семейному (основанному на правилах альтруизма) получило название «прозъюмера» (этот термин образован от частей слитных воедино слов production - производство, consumer – потребитель) Это новое социально ориентированное понимание органической связи социальной и экономической сторон процесса хозяйствования, которые в чисто рыночной экономике оторваны и противопоставлены друг другу.
Процесс органической социально-экономической системы общества, т.е. современной, как ее называют, смешанной социально ориентированной экономики, еще не завершен. Он протекает противоречиво, преодолевая существовавшую вековую подчиненность человека экономическим условиям. В настоящее время можно считать революционными попытки признать внутреннюю природу человека, которая оказывает серьезное влияние на формирование новой институциональной структуры экономики, все более основывающейся на морально-культурных ценностях.
Все более важную роль приобретают модели экономики социальной ориентации, где наряду с традиционно соперничающими механизмами рынка и государства определяющее значение приобретают социально-нравственные регуляторы, т.е. институты как высшие формы управления, основанные на культурно-моральных ценностях каждой страны [23, C. 40].
Социальная политика возникает и формируется как социально-экономическое явление и в то же время как социальный процесс. О превращении ее в институт свидетельствуют следующие признаки.
Во-первых, устойчивая и воспроизводящаяся форма совместной жизнедеятельности, основанная на правилах общественного порядка. Целеполагание современной социальной политики все в большей степени строится на идеалах социально-культурного развития и совершенствования жизнедеятельности индивидов. Это неотделимо от сущности социально ориентированного государства. Поэтому целью деятельности государства является оптимизация количественных и качественных показателей, характеризующих социальные процессы. Совокупность показателей эффективности социальной политики подвижна, а ее показательность и достоверность относительна. Поэтому социальная политика должна быть ориентирована на достижение положительных результатов по целому комплексу направлений.
Во-вторых, нормативность институционализации социальной политики. Это качество закрепляется в виде нравственных норм и всеобщих установок, которые эволюционируют от средневекового аскетизма «нищелюбия» и религиозных постулатов до современного мировоззрения, в котором формируются устойчивые стереотипы необходимости благотворительной помощи пожилым людям, инвалидам, матерям и другим уязвимым социальным категориям. Нормативная база современной социальной политики достаточно разветвлена и состоит как из официальных установлений, ориентированных на различные сферы социальной действительности или различные категории нуждающихся в помощи лиц, так и из норм международного, федерального, регионального, муниципального уровней. Все они должны быть непротиворечивы, необходимы и достаточны для того, чтобы институт социальной политики получил возможность эффективно функционировать на всех уровнях. Однако в нашей стране, несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, ощущается недостаток законодательных основ и инструментальных механизмов для их осуществления.
В-третьих, наличие организационной структуры социального института в виде особых органов и учреждений, осуществляющих его цели и функции. Социальная политика располагает достаточно разветвленной организационно-управленческой структурой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включающей элементы, относящиеся к регулированию трудовых отношений и охране труда, сохранению здоровья граждан и развитию их образования, сфере социальной защиты и социального обслуживания, культурно-досуговой и спортивно-рекреационной деятельности.
Кроме того, с точки зрения особой уязвимости различных социально-демографических категорий или групп риска выделяют разновидности социальной политики, каждая из которых может иметь организационно-управленческую вертикаль: одну - в отношении женщин; другую - применительно к детям или молодежи; третью - в отношении инвалидов, старшего поколения.
С развитием институциональной
организации тесно связано
Социальная политика - составная часть национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из долговременных целей государства. Ее проявление может быть осознанным, «полуосознанным» (когда сказываются косвенные последствия различного рода государственных и территориальных программ) и даже неосознанным, поскольку все государственные акции так или иначе связаны с той или иной социальной проблемой.
Современная социально-экономическая политика в России имеет следующие уровни:
- высший уровень, т.е. государственная стратегия социального развития, основу которого составляет единая стратегия, направленная на выравнивание уровня благосостояния и социально-экономической безопасности граждан в целом по стране, а также граждан, проживающих в различных регионах;
- межрегиональная государственная политика, реализуемая на основе крупномасштабных программ и проектов на территории федеральных округов и координации действий региональных администраций;
- региональная политика, основу которой составляет решение социальных проблем субъектов федерации на базе развития региональных факторов производства;
- локальная политика местного самоуправления, в основе которой стоит задача обеспечения должного уровня социальной муниципальной сферы;
- корпоративная политика - стимулируемая государством деятельность крупнейших корпораций, основу которой составляют опорные сети представительных структур в регионах и доведение до потребителей корпоративных товаров и услуг по стандартам международного уровня, а также меры, направленные на повышение благосостояния и социальных гарантий работников корпораций и жителей территорий, где корпорации осуществляют свою работу.
2.1
Правовые основы
Россия как социальное государство в качестве одной из важнейших целей в области социальной политики ставит цель защиты прав и интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3] социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Социальными службами согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [2] являются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальные услуги предоставляются
нуждающимся гражданам при прин
Основополагающим документом является Конституция РФ [1]. Согласно ст. 39 главы 2 «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Что касается нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание и развитие, изданных на уровне Федерации, то их можно разделить на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, ФЗ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний»), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной категории (например, ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), а также по принципу содержания норм на государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные.
Прежде всего, в общей массе нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере, следует выделить комментируемый Закон, который определяет такие понятия как, «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги», «социальные службы», регламентирует основания и порядок предоставления материальной помощи, раскрывает полномочия органов государственной власти в области социального обеспечения.
Следующими по значимости можно назвать:
- Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе;
- Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который предусматривает разработку и реализацию региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий;
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Данный Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
На уровне субъектов
Федерации разрабатываются
2.2
Организация управления в
Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности. Правительство принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ, обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики [15, C. 795].
Информация о работе Социальная политика государства в России