Социальная политика государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение основных направлений социальной политики государства и качества жизни современной России.
Задачи курсовой работы – изучить понятие, механизмы и уровни социальной политики; определить правовые основы и организацию управления государственной системы социальной защиты; охарактеризовать пути модернизации социальной политики России.

Содержание

Введение
1. Социальная политика государства
1.1 Понятие социальной сферы
1.2 Механизм социальной защиты населения
1.3 Социальная политика и ее уровни
2 Государственное регулирование социальной защиты населения
2.1 Правовые основы государственной системы социальной защиты
2.2 Организация управления в области социального обеспечения
3 Модернизация социальной политики России
Заключение
Глоссарий
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства в России Курсовая.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Социальная политика и ее уровни

В условиях новой экономики человек становится ключевым фактором производства и его главной целью. Положение человека как главного фактора производства обусловливает процесс превращения рабочей силы в человеческий капитал. Содержательной частью человеческого капитала являются интеллектуальные способности личности (интеллектуальный капитал), проявляющиеся в наличии знаний, информированности, образованности, которые становятся условием возникновения особого регулярного дохода человека - интеллектуальной ренты. Положение человека в качестве главной цели экономики и ее развития предполагает приоритет социальных ценностей над чисто экономическими, которые формируют качество человеческой жизни.

Представители западного  направления экономической науки, пытаясь преодолеть сложившееся положение, все в большей степени обращают внимание на важное значение моральных и культурных ценностей, определяющих поведение человека. В частности, речь идет о таких важных понятиях, как социальная справедливость и альтруизм, которые также свойственны человеку. Признавая определяющую роль личности и особенно экономическую роль семьи, современные исследователи обращают внимание на неразрывное единство эгоизма, который характерен для рынка, и альтруизма, присущего семейным отношениям. Отсюда делаются выводы о недопустимости разрыва между рыночным производством, где царят рационализм, эгоизм, и креативным хозяйствованием, где человек в большей степени подчиняется разуму, научным и моральным ценностям, соблюдает принципы социальной справедливости.

Возникновение феномена единства производства (рынка) и креативного  хозяйствования применительно к  семейному (основанному на правилах альтруизма) получило название «прозъюмера» (этот термин образован от частей слитных воедино слов production - производство, consumer – потребитель) Это новое социально ориентированное понимание органической связи социальной и экономической сторон процесса хозяйствования, которые в чисто рыночной экономике оторваны и противопоставлены друг другу.

Процесс органической социально-экономической системы общества, т.е. современной, как ее называют, смешанной социально ориентированной экономики, еще не завершен. Он протекает противоречиво, преодолевая существовавшую вековую подчиненность человека экономическим условиям. В настоящее время можно считать революционными попытки признать внутреннюю природу человека, которая оказывает серьезное влияние на формирование новой институциональной структуры экономики, все более основывающейся на морально-культурных ценностях.

Все более важную роль приобретают модели экономики социальной ориентации, где наряду с традиционно соперничающими механизмами рынка и государства определяющее значение приобретают социально-нравственные регуляторы, т.е. институты как высшие формы управления, основанные на культурно-моральных ценностях каждой страны [23, C. 40].

Социальная политика возникает и формируется как социально-экономическое явление и в то же время как социальный процесс. О превращении ее в институт свидетельствуют следующие признаки.

Во-первых, устойчивая и воспроизводящаяся форма совместной жизнедеятельности, основанная на правилах общественного порядка. Целеполагание современной социальной политики все в большей степени строится на идеалах социально-культурного развития и совершенствования жизнедеятельности индивидов. Это неотделимо от сущности социально ориентированного государства. Поэтому целью деятельности государства является оптимизация количественных и качественных показателей, характеризующих социальные процессы. Совокупность показателей эффективности социальной политики подвижна, а ее показательность и достоверность относительна. Поэтому социальная политика должна быть ориентирована на достижение положительных результатов по целому комплексу направлений.

Во-вторых, нормативность институционализации социальной политики. Это качество закрепляется в виде нравственных норм и всеобщих установок, которые эволюционируют от средневекового аскетизма «нищелюбия» и религиозных постулатов до современного мировоззрения, в котором формируются устойчивые стереотипы необходимости благотворительной помощи пожилым людям, инвалидам, матерям и другим уязвимым социальным категориям. Нормативная база современной социальной политики достаточно разветвлена и состоит как из официальных установлений, ориентированных на различные сферы социальной действительности или различные категории нуждающихся в помощи лиц, так и из норм международного, федерального, регионального, муниципального уровней. Все они должны быть непротиворечивы, необходимы и достаточны для того, чтобы институт социальной политики получил возможность эффективно функционировать на всех уровнях. Однако в нашей стране, несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, ощущается недостаток законодательных основ и инструментальных механизмов для их осуществления.

В-третьих, наличие организационной структуры социального института в виде особых органов и учреждений, осуществляющих его цели и функции. Социальная политика располагает достаточно разветвленной организационно-управленческой структурой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включающей элементы, относящиеся к регулированию трудовых отношений и охране труда, сохранению здоровья граждан и развитию их образования, сфере социальной защиты и социального обслуживания, культурно-досуговой и спортивно-рекреационной деятельности.

Кроме того, с точки  зрения особой уязвимости различных социально-демографических категорий или групп риска выделяют разновидности социальной политики, каждая из которых может иметь организационно-управленческую вертикаль: одну - в отношении женщин; другую - применительно к детям или молодежи; третью - в отношении инвалидов, старшего поколения.

С развитием институциональной  организации тесно связано появление  профессиональных кадров данного социального института и образовательных структур для их подготовки.

Социальная политика - составная часть национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из долговременных целей государства. Ее проявление может быть осознанным, «полуосознанным» (когда сказываются косвенные последствия различного рода государственных и территориальных программ) и даже неосознанным, поскольку все государственные акции так или иначе связаны с той или иной социальной проблемой.

Современная социально-экономическая политика в России имеет следующие уровни:

- высший уровень, т.е. государственная стратегия социального развития, основу которого составляет единая стратегия, направленная на выравнивание уровня благосостояния и социально-экономической безопасности граждан в целом по стране, а также граждан, проживающих в различных регионах;

- межрегиональная государственная политика, реализуемая на основе крупномасштабных программ и проектов на территории федеральных округов и координации действий региональных администраций;

- региональная политика, основу которой составляет решение социальных проблем субъектов федерации на базе развития региональных факторов производства;

- локальная политика местного самоуправления, в основе которой стоит задача обеспечения должного уровня социальной муниципальной сферы;

- корпоративная политика - стимулируемая государством деятельность крупнейших корпораций, основу которой составляют опорные сети представительных структур в регионах и доведение до потребителей корпоративных товаров и услуг по стандартам международного уровня, а также меры, направленные на повышение благосостояния и социальных гарантий работников корпораций и жителей территорий, где корпорации осуществляют свою работу.

2 Государственное регулирование социальной защиты населения

 

2.1 Правовые основы государственной  системы социальной защиты

Россия как социальное государство в качестве одной  из важнейших целей в области  социальной политики ставит цель защиты прав и интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3] социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Социальными службами согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [2] являются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социальные услуги предоставляются  нуждающимся гражданам при принятии решения конкретного органа. При принятии данного решения учитываются интересы нуждающегося, состояние его здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой он находится, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности и другие объективные факторы.

Основополагающим документом является Конституция РФ [1]. Согласно ст. 39 главы 2 «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Что касается нормативных  правовых актов, регулирующих социальное обслуживание и развитие, изданных на уровне Федерации, то их можно разделить на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, ФЗ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний»), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной категории (например, ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), а также по принципу содержания норм на государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные.

Прежде всего, в общей  массе нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере, следует выделить комментируемый Закон, который определяет такие понятия как, «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги», «социальные службы», регламентирует основания и порядок предоставления материальной помощи, раскрывает полномочия органов государственной власти в области социального обеспечения.

Следующими по значимости можно назвать:

- Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе;

- Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который предусматривает разработку и реализацию региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий;

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Данный Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

На уровне субъектов  Федерации разрабатываются различные  целевые программы в области социального обеспечения. А также издаются областные законы и подзаконные нормативные акты в соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

 

2.2 Организация управления в области  социального обеспечения

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности. Правительство принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ, обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики [15, C. 795].

Информация о работе Социальная политика государства в России