Социальная политика современного Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, на-правленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исхо¬дят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нель¬зя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного пони¬мания этого социального явления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...….3
1. Социальная политика современного Российского государства ……....…4
2. Основные направления социальной политики государства …………....…7
3. Правовая база реализации социальной политики…………….……………11
4. Социальные программы - как механизм реализации социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………….…..…30
Список использованной литературы ……………………………….……..…..31

Вложенные файлы: 1 файл

политика-соц..doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия  безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, определения сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и незаангажированные специалисты.

Надо не только лечить «социальные болезни», но и предотвращать  их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной.

Именно в этом плане  можно рассматривать национальные проекты, предложенные Президентом РФ В.В. Путиным в сентябре 2005 г. и одобренные высшим законодательным органом страны.

Эти проекты касаются наиболее чувствительных в социальном плане сфер жизнедеятельности людей на современном этапе развития страны: сельского хозяйства, здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Речь идет о выделении значительных средств, укреплении инфраструктуры материально-технической базы этих отраслей, большей доступности социальных благ для людей (во всяком случае, отдельным категориям). В целом полезность таких проектов не вызывает сомнения. Все в конечном счете, будет заключаться в их полной реализации.

3. Правовая база  реализации социальной политики.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:[ 8,С.101-107 ]

-Конституция Российской Федерации,

-Семейный кодекс Российской Федерации,

-Гражданский кодекс Российской Федерации,

-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195,

-ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178,

-ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и другие.

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на  закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ  исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что  объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция Российской Федерации, должно стремиться лишь к Максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего  наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции Российской Федерации содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличием в Конституции Российской Федерации права на защиту от безработицы (ст.37).[ 1 ]

Личная ответственность  каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья  является одним из устоев общества. Она важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что  демократическое государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между которыми могут  основываться только на добровольности и равноправии, включая равноправие женщины и мужчины, в Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.

Однако свобода брака  требует ответственного отношения  к нему и его последствиям. Семья – обязательное звено не только воспроизводства человека, но «качества населения», которое отражает состояние психического здоровья живущих и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею профессиональных и социальных ролей. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей.

В Российской Федерации  на родителях лежит обязанность  содержать и воспитывать своих  детей до совершеннолетия. Родители или лица, их заменяющие, вправе определять в интересах ребенка, с учетом его мнения и в соответствии с законом, характер и формы его воспитания и образования. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения.Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

В условиях равноправия  всех граждан в Российской Федерации  дети пользуются равной правовой и  социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.

Установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной  системы социального обеспечения  является важной социальной гарантией реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий.

Новое представление  о сущности социального обслуживания населения как направления социальной защиты населения внесли Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 году. [ 8,С.101-107

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 1) подчеркивается, что «социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». В Законе раскрывается основное содержание видов социального обслуживания-материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан, семей и другое.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизирует представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп общества, регулирует отношения в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов. В Законе предмет деятельности определяется таким образом: «социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.[ 8,С.101-107

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

-адресность,

-доступность,

-добровольность,

-гуманность,

-приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; -конфиденциальность;

-профилактическая направленность;

-соблюдение прав человека и гражданина;

-преемственность всех видов социального обслуживания.

Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан.[8 ]

-поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресного использования бюджетных средств;

- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

-создания необходимых условий для обеспечения всеобще доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

-снижения уровня социального неравенства;

-повышения доходов населения.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат социальных пособий, субсидий и другое и натуральной помощи продуктов питания, одежды, медикаментов и другое.

Государственная социальная помощь подразумевает предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном ранее законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие -безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Субсидии означают имеющую целевое назначение полную или частичную оплату предоставляемых гражданам социальных услуг. Набор социальных услуг - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».[ 8 ]

Право на получение государственной  социальной помощи виде набора социальных услуг имеют:

1)  инвалиды войны;

2)  участники Великой  Отечественной войны;

3)  ветераны боевых  действий из числа лиц, указанных  в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

4)  военнослужащие, проходившие  военную службу в воинских  частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжу денные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5)  лица, награжденные  знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6)  лица, работавшие  в период Великой Отечественной  войны на объектах противовоздушной  обороны,  на строительстве оборонительных  сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7)  члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Информация о работе Социальная политика современного Российского государства