Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:44, реферат
В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика.
Введение……………………………………………………………….…3-4
1. Молодая семья как объект социальной работы……………………..5-9
2. Структура и задачи социальной работы с молодой семьёй……….9-15
3. Формы и методы социальной работы с молодой семьёй………...15-19
Заключение…………………………………………………….………20-21
Список использованной литературы……………………
Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья.
Работа
по снятию нервно-психических и
Социально-педагогическая
работа: социальный патронаж молодых
семей, имеющих неблагополучные
психологические и социально-
Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.
Социально-
Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.
Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.
Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.
Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:
- денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
- бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);
- социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).
Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:
- профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
- расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
- принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
-
создание условий для психолого-медико-
- развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
- просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
Основная задача социальной работы с молодыми семьями в начале нового тысячелетия заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Заключение
Сегодня на этапе перехода к рыночным отношениям происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. Особо уязвимой в новых условиях оказалась молодая семья. Изучение отношений, возникающих в самой семье (материальных, психологических, социальных), политики государства по отношению к молодым семьям, дает возможность специалистам по социальной работе понять специфику работы с молодыми семьями.
Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.
В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодыми семьями. Но, несмотря на это, в нашей стране за последнее десятилетие количество разводов возросло, в основном среди молодых семей. Такое положение связано с рядом объективных и субъективных факторов. Из объективных факторов следует отметить следующее: общая дестабилизация всей социально-экономической системы; несоответствие уровня семейного бюджета уровню прожиточного минимума; обострение жилищных проблем, проблем безработицы.
В
настоящее время перед молодыми
семьями стоит ряд острых проблем,
главными из которых можно считать
проблему жилья, трудоустройства, а
также различные
Список
использованной литературы
1. Семейный кодекс РФ.
2. Буянова М.О., Гусов К.Н. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004- 234с.
3. Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации при НИИ детства РДФ // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. – М. 1999 -326с.
4. Жедунова Л.Г., Можаровский И.А., Посысоев Н.Н., Юрасова Е.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004- 310с.
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005 – 267с.
6. Сизанов А.Н., Быков В.М. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998 – 345с.
7. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Учебное пособие/ Под ред. В.П. Малыхина. – М.: Социально-технологический институт , 2000 – 187с.
8. Райгородский Д.Я. Психология семьи, Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002- 290с.
9.
Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная
работа: теория и практика.- М: ИНФРА-М,
2003 – 340с.