Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:22, контрольная работа
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применения на практике. Общество нуждается в социальных работниках, которые соответствуют требованиям профессии, личностно расположены к профессии, имеют личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества. В связи с этим в настоящее время актуализировались вопросы кадрового обеспечения социальной работы. Личностно-психологические, профессиональные особенности выступают одним из важнейших психологических факторов, влияющих на становление образа «Я» будущих социальных работников.
Введение
Социоэкономический фактор трансформации жизненного сценария человека
Девиантное поведение как трансформации жизненного
сценария человека
Саморегуляция в деятельности социального работника
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применения на практике. Общество нуждается в социальных работниках, которые соответствуют требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), личностно расположены к профессии, имеют личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества. В связи с этим в настоящее время актуализировались вопросы кадрового обеспечения социальной работы. Личностно-психологические, профессиональные особенности выступают одним из важнейших психологических факторов, влияющих на становление образа «Я» будущих социальных работников. Одним из основных направлений соверщенствования деятельности кадров в социальной работе является реализация их личностно-психологического потенциала. Базовые психологические концепции предполагают, что самосознание, а следовательно и саморегуляция служат интегрирующей основой психологической активности в основных сферах жизнедеятельности человека. Развитие внутреннего контроля, совершенствование саморегулирования деятельности и поведения связаны с углублением внимания личности к своему внутреннему миру, с ее самовоспитанием.
Совсем иное девиантное поведение - морально-этическая деградация и падение нравов. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности.
В данной работе мы рассмотрим более подробно данную тематику: в первой части работы изучим социоэкономические факторы трансформации жизненного сценария человека - девиантное поведение как трансформация жизненного сценария человека. Во второй части работы рассмотрим условия саморегуляции в деятельности социального работника
Оформляясь как
профессия, социальная работа еще с 19 века
осуществлялась в разных формах с различными
социально-патологическими типами. В этом
аспекте велись широкие социально-психологические,
антропологические, демографические,
педагогические исследования, направленные
на всестороннее изучение феноменов отклоняющегося
поведения и личности, для которой характерны
патогенные наклонности.
И только сегодня данная проблематика
начинает осмысляться во всей ее значимости.
В основе девиантного поведения лежит
прежде всего социальное неравенство.
Это находит выражение в низком, подчас
нищенском уровне жизни большей части
населения и в первую очередь молодежи;
в расслоении общества на богатых и бедных;
в трудностях, которые встают перед молодыми
людьми при попытке самореализации и получения
общественного признания; в ограничении
социально приемлемых способов получения
высокого заработка для молодых женщин
и мужчин.
Морально-этический фактор девиантного
поведения выражается в низком морально-нравственном
уровне общества, бездуховности, психологии
вещизма и отчуждении личности. Морально-этическая
деградация и падение нравов находят выражение
в массовой алкоголизации и бродяжничестве,
распространении наркомании и «продажной
любви», взрыве насилия и правонарушениях.
В социологии девиантного поведения выделяются
несколько направлений, объясняющих причины
возникновения такого поведения. Так,
Р. Мертон причиной отклоняющегося поведения
считает несогласованность между целями,
выдвигаемыми обществом, и средствами,
которое оно предлагает для их достижения.
Другое направление сложилось в рамках
теории конфликта. Согласно этой точке
зрения, культурные образцы поведения
являются отклоняющимися, если они основаны
на нормах другой культуры. В современной
отечественной социологии несомненный
интерес представляет позиция Я.И. Гилинского,
считающего источником девиации наличие
в обществе социального неравенства, высокой
степени различий в возможностях удовлетворения
потребностей для разных социальных групп.
Происходит стремительная поляризация
населения по уровню доходов. В числе самых
бедных оказались семьи с детьми. Из 42
млн. российских семей 24 млн. семей имеют
несовершеннолетних детей, 22 млн. из них
проживают за чертой бедности. Самая высокая
концентрация бедности в многодетных
семьях (с тремя и более детьми). 80% этой
категории населения имеют среднедушевые
доходы ниже величины прожиточного минимума.
750 тысяч многодетных семей проживают
в крайней бедности. В этих семьях среднедушевые
доходы в два и более раза ниже прожиточного
минимума. Существует и зависимость всех
форм проявления девиации от экономических,
социальных, демографических, культурологических
и многих других факторов. Особую остроту
эта проблема приобрела сегодня в нашей
стране, где все сферы общественной жизни
претерпевают серьезные изменения, происходит
девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся
способы деятельности не приносят желаемых
результатов. Рассогласование между ожидаемым
и реальностью повышает напряженность
в обществе и готовность человека изменить
модель своего поведения, выйти за пределы
сложившейся нормы. В условиях социально-экономической
острой ситуации существенные изменения
претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются
культурные ограничители, ослабевает
вся система социального контроля. Очевидным
является тот факт, что крайне сложная,
неустойчивая экономическая и политическая
ситуация, углубляющееся социальное неравенство
делает проблематичным процесс интеграции
подрастающих поколений в общество. Специфической
чертой России стало то, что сегодня старшее
поколение (родители) переживают острый
кризис ценностей и нормативных представлений,
передавая детям свойственный им страх,
растерянность и, в большей степени, ориентации
на конформистские ценности, вместо развития
внутренних регуляторов поведения, ответственности,
самоконтроля, чуткости и внимания к людям.
Все это неизбежно вводит молодое поколение
в состояние психо-эмоционального напряжения,
постоянных стрессов; стимулирует появление
разных форм саморазрушающегося поведения,
в том числе - злоупотребления психоактивными
веществами, алкоголем, наркотиками. Профессор
В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации
как: те изменения в социальных отношениях
общества, которые получили отражение
в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость,
«промежуточность», «переходность», распространение
различного рода социальных патологий.
Одной из характерных социального поведения
маргиналов является снижение уровня
социальных ожиданий и социальных потребностей.
Одним из самых тяжелых последствий этого
для общества является его примитивизация,
проявляющаяся в производстве, в быту,
в духовной жизни. Основным социальным
источником усиления маргинализации общества
является растущая безработица в ее явных
и скрытых формах. Под влиянием происходящих
в обществе изменений, вызванных рыночными
реформами, часть маргиналов будет продолжать
движение по нисходящей, т.е. опускаться
на социальное дно (люмпенизироваться).
Вторая часть маргиналов находит постепенно
способы адаптации к новым реальностям,
обретает новый социальный статус, новые
социальные связи и качества. Они заполняют
новые ниши в социальной структуре общества,
начинают играть более активную, самостоятельную
роль в общественной жизни. Другая группа
причин связана с распространением различного
рода социальных патологий. Нельзя не
отметить, что среди различных видов социальных
отклонений широкое распространение получил
в последнее время социальный паразитизм
в форме бродяжничества, попрошайничества
и проституции. Для него характерна прогрессирующая
устойчивость, превращающая подобное
социальное отклонение в образ жизни (отказ
от участия в общественно полезном труде,
ориентация сугубо на нетрудовые доходы).
Дети очень активно влияют на жизнь общества,
на свои семьи, отравляя всем существование,
употребляя наркотики, превращаясь в бродяжек
и бездельников, в малолетних преступников.
Опасность этого паразитизма опасна в
любой форме. Так, например, люди, занимающиеся
бродяжничеством и попрошайничеством,
нередко выступают в роли посредников
в распространении наркотиков, совершают
кражи, помогают сбыть краденое.1
Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из младенца превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей, целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира. Социализация не всегда бывает успешной. Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Молодежь составляет значимую долю в составе занятого населения России (22,7%). Но одной из самых сложных в ряду социальных проблем молодежи является ее занятость. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных уже сегодня составляет от 30% и выше. И она обрела стойкую тенденцию к постоянному увеличению за счет выпускников школ, ПТУ, вузов, демобилизованных военнослужащих и пр. Более половины молодых людей убеждены, что не смогут получить хорошей работы. Естественно, что такое убеждение играет свою отрицательную роль в проявлениях социальной девиации молодежи. К этому следует добавить и факты постоянно ухудшающегося здоровья молодежи. По оценкам медиков и демографов практически все параметры, отражающие здоровье детей и молодежи, носят отрицательный характер. Происходит не только снижение качества здоровья молодых людей, но и растет число заболеваний ранее не свойственных молодым людям - кардиологические заболевания, заболевания крови, нервной системы и другие. Серьезным фактором, усиливающим тенденцию отрицательного изменения здоровья, является то, что пока не получила широкого распространения среди российской молодежи культура здоровья, здорового образа жизни.2
Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Основные качества социального работника: умение слушать других, понимать их, самостоятельность и творческий склад мышления, быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др. Оптимальный набор личностных качеств, таких как, ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость – достигается путем саморегуляции в деятельности социального работника. Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством. Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:
- первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
- вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
- третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.3
В работе с людьми, как
правило, психологические требования
базируются на собранности и внимательности,
понимании другого, проявлении таких
волевых качеств, как терпение, самообладание
и т.д. Без этих, ведущих для
данной профессии, характеристик психики
невозможна эффективная работа. Социальный
работник должен владеть немалым
арсеналом профессиональных умений,
навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
акмеологии, социологии, педагогики, права,
чтобы выступать достойным
Саморегуляция в деятельности социального работника необходима, ведь социальный работник осуществляет ряд видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.). Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства. Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.
Список использованной литературы
1 Смелзер Н. Социология: Учебник. М. 2004.- 423с.
2 Основы социальной работы: Учебник М.: ИНФРА-М, 2005.- 368с.
3 Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: РГСИ. 2003.
4 Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 2007.