Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 15:37, контрольная работа
Актуальность темы данной контрольной работы определяется тем, что социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная работа неполноценна. По сути, социальная работа в органах здравоохранения сводится к поддержанию состояния достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния банальных факторов окружающей среды. Причем функциональные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться, или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и моментов, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.
Сложная система организации, которую предлагают службы охраны здоровья, подвержена влиянию многих взаимодействующих факторов. Чтобы понять работу этих систем, социальному работнику необходим концептуальный подход к организации и набор методик вмешательства в целях защиты и поддержки пациента. Студентам, собирающимся стать
Л
социальными работниками здравоохранения, необходимы глубокие знания относительно направлений развития здравоохранения, программ и служб, а также специальные навыки для взаимодействия с системой службы здоровья. Кроме того, они обязаны вникать в суть происходящих в социальной политике изменений, которые влияют на обеспечение служб медицинской помощи.
Социальный работник здравоохранения всегда взаимодействует с врачами различных специальностей, сестрами и другим медицинским персоналом больницы, приобретая соответствующие знания и опыт.
а
Находясь в медицинском учреждении, он должен овладеть терминологией современного здравоохранения.
По направлению врача организует индивидуальную, семейную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, улучшение коммуникативных навыков при взаимодействии с другими людьми в быту и при участии в профессиональной деятельности, проведение мероприятий по социально-правовой защите пациентов, организация взаимодействия с учреждениями и организациями, оказывающими социальную помощь.
Совместно с врачом разрабатывает индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов. Совместно с врачом, клиническим (медицинским) психологом и социальным работником организует в лечебнопрофилактическом учреждении терапевтическую среду, создает терапевтическое сообщество пациентов, группы по интересам, способствует развитию клубной деятельности. По направлению врача занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формирование у них ответственности за свое взаимодействие с социальной средой, разрабатывает и организует мероприятия по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству. Определяет формы работы социальных работников по улучшению социального функционирования пациента в семье, образовательных учреждениях, производственных коллективах, неформальных группах и др. социальных институтах.
Организует в лечебно-профилактическом учреждении работу групп терапии занятостью, терапии творческим самовыражением, работу творческих мастерских и студий, групп психологического образования, способствует развитию самоуправления больных, др. форм социальной работы.
Организует взаимодействие лечебно-профилактического учреждения со средствами массовой информации и населения с целью формирования адекватного отношения к больным с психическими расстройствами. Организует учебу и осуществляет консультативную и организационно- методическую помощь социальным работникам учреждения. Оформляет
документацию установленного образца. Внедряет в практику работы лечебно-профилактического современные методы социальной работы [8, с.56].
Социальная работа, как известно, - это специальность широкого профиля, и специалисту приходится иметь дело с различными категориями клиентов. И с кем бы ни работал специалист (с сиротой, инвалидом, пенсионером, подростком с девиантным поведением, бомжем, мигрантом и т. п.), чтобы его помощь клиенту оказалась более действенной и эффективной, он должен иметь полную и разностороннюю информацию о своем клиенте, его ближайшем окружении, той среде, из которой он вышел.
Социальный работник взаимодействует не только с клиентом (пациента), но и с его семьей. Семья играет большую роль в жизни человека.
Семья - первооснова развития личности и первопричина большинства поступков человека. На характер семейного благополучия оказывают влияние многие факторы семейной жизни, однако определяющим является нравственно-психологический климат семьи, отношения, которые складываются между супругами (как отмечал В.А.Сухомлинский, главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери), и отношение родителей к своим детям [9, с. 61]. Именно в тех семьях, где детей не любят, где родители не уважают их и не уделяют должного внимания, и вырастают будущие жертвы неблагоприятных условий социализации, которые становятся клиентами специалиста по социальной работе.
Существуют определенные направления здравоохранения, где социальные факторы играют исключительно важную роль. Многие инфекционные заболевания связаны с социальными условиями и стилем жизни людей (например, туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ). При
Социальная работа, как известно, - это специальность широкого профиля, и специалисту приходится иметь дело с различными категориями клиентов. И с кем бы ни работал специалист (с сиротой, инвалидом, пенсионером, подростком с девиантным поведением, бомжем, мигрантом и т. п.), чтобы его помощь клиенту оказалась более действенной и эффективной, он должен иметь полную и разностороннюю информацию о своем клиенте, его ближайшем окружении, той среде, из которой он вышел.
Социальный работник взаимодействует не только с клиентом (пациента), но и с его семьей. Семья играет большую роль в жизни человека.
Семья - первооснова развития личности и первопричина большинства поступков человека. На характер семейного благополучия оказывают влияние многие факторы семейной жизни, однако определяющим является нравственно-психологический климат семьи, отношения, которые складываются между супругами (как отмечал В.А.Сухомлинский, главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери), и отношение родителей к своим детям [9, с. 61]. Именно в тех семьях, где детей не любят, где родители не уважают их и не уделяют должного внимания, и вырастают будущие жертвы неблагоприятных условий социализации, которые становятся клиентами специалиста по социальной работе.
Существуют определенные направления здравоохранения, где социальные факторы играют исключительно важную роль. Многие инфекционные заболевания связаны с социальными условиями и стилем жизни людей (например, туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ). При
лечении данных заболеваний работа с членами семьи, изучение и улучшение социальных условий зачастую являются важным элементом при проведении работы по контролю за распространением данных заболеваний. Другие заболевания и утрата трудоспособности также могут привести к необходимости изменения стиля жизни в зависимости от того, какие функциональные ограничения вызвало данное заболевание или инвалидность. При уходе за больными детьми и детьми-инвалидами необходимо установление тесного сотрудничества с семьей, поскольку в данном процессе семье отводится центральное место. Тесное сотрудничество с семьей необходимо для того, чтобы информировать членов семьи о характере заболевания или инвалидности ребенка, а также для того, чтобы обеспечить должный уход за ребенком на дому. В этом отношении огромную важность приобретают случаи жестокого обращения с детьми. В некоторых случаях уход на дому возможен если только члены семьи и социальная обстановка в семье поддерживают проведение необходимых мероприятий (например, сахарный диабет). В области психических заболеваний социальные факторы также играют важную роль. Психические заболевания оказывают влияние на семью, и поэтому требуют организации поддержки не только для пациентов, но и для остальных членов семьи. Если психически больной человек получает нестационарный уход, ему в его жизни необходимы различные формы медико-социальной поддержки, уход социальных работников на дому, помощь общественных или добровольных организаций, медицинский уход на дому (например, для приема лекарств или проведения инъекций).
Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания —медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.
Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания —медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.
К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков.
Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.
Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний.
Социальная работа в медицине предназначена для создания и укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны. Так же, как медицинская деятельность, направленная на профилактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так и медико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социальная работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономического развития общества.Вторичная социальная работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше
адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимыми жилищными условиями, транспортом, питанием, профессией, соответствующей состоянию здоровья, устранение вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем и т.п.).
В российской системе организации здравоохранения в России социальная работа частично осуществляется медицинским персоналом, работающим по участковому принципу семейной медицины и осуществляющим социальный патронаж тяжелобольных, престарелых и одиноких людей, инвалидов. Важнейшую роль играют выделяемые в лечебных учреждениях так называемые социальные койки. В последние годы стали создаваться хосписы, которые, к сожалению, из-за дороговизны остаются недоступными для большинства людей, нуждающихся только в социальном уходе по состоянию здоровья. Конечно, социальная работа, на врачебном участке была бы более эффективна при участии в ней социального работника, владеющего необходимыми знаниями и решающего социальные проблемы больного человека. Не менее важна социальная работа при решении проблемы устранения факторов, способствующих формированию болезни. При этом необходимо определить роль каждого социального фактора и их совокупности в генезе патологического процесса в организме больного: курение, злоупотребление алкоголем, вредное производство и т.п. Понятно, что без их решения невозможно провести эффективное лечение заболеваний, предупредить их прогрессирование и развитие осложнений.
Социальная работа играет основную роль на этапе трудовой реабилитации больных, определения его трудоспособности и работоспособности, трудового прогноза, профессиональной переориентации, создания определенных производственных условий для поддержания социальной активности индивидуума.
Важными направлениями медико-социальной работы становятся:
Медико-социальная работа в здравоохранении направлена на решение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного и подросткового возраста, взрослого населения, пожилых и престарелых, инвалидов. Круг этих проблем довольно широк, и без их решения нельзя добиться обеспечения общественного здоровья. Решение социальных проблем различных категорий населения в определенной мере регламентируется законодательными актами и правовыми нормативами.
Информация о работе Социальная работа в органах здравоохранения