Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:54, курсовая работа
Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РФ 8
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ 8
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ 13
2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СФЕРЕ 16
3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ: 20
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ. 22
4.1. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: 22
4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: 27
5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РФ: 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 41
ЛИТЕРАТУРА
На наш взгляд данный перечень на настоящий момент можно дополнить несколькими характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либо религии, данные из личных документов(анализ дневников, писем и др.)
Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным типам поведения.Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.26
Однако по нашему мнению только с помощью психологических методов невозможно построить эффективную программу исправления преступников и программу деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические принципы обращения с осужденными.
В отечественной литературе фактически не приводится ни одного описания деятельности социального работника опирающегося на нравственно-гуманистические принципы в отношении всех категорий осужденных. Хотя имеются достаточные наработки по работе с несовершеннолетними преступниками в рамках педагогики, психологии, криминологии и собственно социальной работы. Где заявляется о важности и приоритетности воспитательной и коррекционной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, в ущерб остальным “взрослым” категориям осужденных, которые как правило считались уже неисправимыми людьми, которых только следует изолировать от общества с помощью карательно-репрессивных мер. Однако социальная практика показала, что такое положение дел является совершенно неправильным и необходима коррекция и перевоспитание всех категорий осужденных, потому что все они рано или поздно возвращаются в общество и причиняют еще большее социальное зло. Те же, кто осужден пожизненно, хотя и не оказывают влияние на положение днл на воле, но тем не менее оказывают влияние на других осужденных в стенах ИТУ, поэтому необходимо рассматривать методы социальной работы применительно ко всем категориям осужденных. Эти методы должны основываться в первую очередь на нравственно-гуманистических принципах. Как уже отмечалось, в России ввиду долгой ориентации пенитенциарной системы на репрссивные методы воздействия на осужденных, отсутствует описание методов социальной работы с осужденными. Поэтому в данной ситуации необходимо обратиться к международному опыту, однако не забывая об особенностях Российской пенитенциарной системы и адаптировать зарубежные методы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере к современной Российской действительности.
Прежде всего необходимо сказать о методах наблюдения за преступностью. В описании методов наблюдения мы опираемся на представления немецкого ученого Г.Й. Шнайдера. В соответствии с которыми “ поскольку непосредственное наблюдение за преступностью невозможно, следует использовать методы непрямого исследования. Одной из форм опосредованного наблюдения является интервью, которое берут у преступников. Интервью как средство исследования представляет собой планомерную деятельность с научными целями в ходе, которой интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побуждается к сообщению вербальной информации”.27Для проведения данного метода важна именно деятельность социального работника, который может установить доверительные, равные отношения с осужденными. С помощью интервью как правило изучают “преступную карьеру” личности, которая строится преимущественно на личностных особенностях и свойствах характера, которые не поддаются объективной оценке. Делать выводы о личности осужденного, составлять типологии и классификации последней возможно лишь на основе сравнительного метода, метода эмпирических наук, когда результаты исследования будут лишь тогда подлинными, когда они будут повторяться в результатах различных исследований. На основе данных родовых методов изучения преступности можно выделить конкретные методы и модели деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере, опирающиеся на нравственно-гуманистические основы и принципы. Западные ученые выделяют несколько основных методов деятельности социальных работников с осужденными. Это: модель или метод справедливости, метод воспитательного воздействия включающий различные модели: общинная и групповая терапия, трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модификация поведения.28
Модель справедливости гласит, что наказание не должно вести к тому, чтобы преступнику наносился социальный, психический или физический вред. Гуманное отношение к преступнику – основная обязанность общества, если оно хочет чтобы такое отношение дало положительный эффект и отсутствие рецидива. По модели справедливости следует существенно уменьшить количество преступлений, за которые полагается лишение свободы. Так например за тяжкие преступления должно следовать непродолжительное лишение свободы примерно в несколько месяцев, ведь считается, что долгий срок не более действенен, чем короткий. Необходимо отметить что в Росси данный метод в современных условиях неприемлем ибо короткие сроки лишь увеличат количество совершаемых преступлений, так как люди будут знать что за свои преступления значительного наказания они не понесут.
Следующий метод – метод воспитательного воздействия предполагает превращение тюрьмы в клинику. Она объясняет возникновение преступлений только индивидуальными патологиями и исходя из этого предлагает методы исправления и воздействия на осужденных. Это могут быть и индивидуальные консультации и групповые собрания, физическая, психическая и социальная терапия.29
На основе вышеперечисленных данных можно утверждать, что эти методы безусловно имеют как свои неоспоримые достоинства, так и недостатки, но применение их без тщательной адаптации на Российскую действительность фактически невозможно, так как Российская пенитенциарная система еще не обладает ни финансовыми ни профессиональными, ”кадровыми возможностями” реального использования этих методов в практической деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере.
Для российской
пенитенциарной системы
Так Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся прежде всего по плану последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.
Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта». Разработанный еще советскими криминологами (В. Н Кудрявцев). Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через:
Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане:
Данный метод с небольшими изменениями и доработками может использоваться социальными работниками в пенитенциарной сфере. Однако на современном этапе развития пенитенциарной системы исходя из ее особенностей и специфики меняются принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере.
Главенствующим принципом становится принцип экономии предусмотренных законом ограничений прав и свобод личности. В целом, обеспечение процесса социальной реабилитации сводится к тому, что лица нарушившие чужие права и свободы должны нести по конституции ответственность, но характер этой правового воздействия должен быть таким, чтобы применение ограничений в правах и свободах в минимальной степени осложняли процесс возвращения человека в нормальную жизнь. На основании этого принципа и должна строиться деятельность социального работника в пенитенциарной сфере. Во главу угла должен быть поставлен не труд в период отбывания наказания, а помощь в коррекции личности в обладании способами социальной адаптации к нормальным условиям жизни после освобождения. Труд из основного метода воздействия на личность осужденного должен стать дополнительным, дифференцированным и дозированным средством предупредительного воздействия в период отбывания наказания в ИТУ. Методы деятельности социального работника должны быть построены и ориентированны на то, чтобы:
На наш взгляд ниаболее эффективными методами обращения с осужденными являются методы предлагаемые Белорусскими учеными. Это метод так называемой “ прогрессивной системы исполнения наказания ” и метод исправительно-психологической коррекции личности осужденного.31
Уровень формы и направления деятельности в этих методах социальных работников кардинально различается.
Рассмотрим метод
Целью является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Под исправлением понимается формирование устойчивой готовности личности вести правопослушный образ жизни. Это выражается в совокупности психологических свойств личности детерминирующих правовую направленность индивида. Исправление происходит за счет в основном активной позиции самого осужденного ориентированного именно на возвращение на свободу. Социальный работник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного. И осуществляя оценку степени исправления самого (с помощью использования различных методик психологических, социологических) дает рекомендации по облегчению дальнейшей исправительной практики осужденного.
Прогрессивный подход претендует на роль главного принципа в уголовно-исполнительной системе, связывая исправление осужденного – главную цель деятельности социального работника и пенитенциарной системы вообще и главный фактор мотивирующий стремление осужденного к правомерному поведению, и как следствие к снижению наказания.
Система принципов эффективного применения метода прогрессивного исполнения наказания в деятельности социального работника основана на нравственно-гуманистических принципах исполнения наказания: законности, справедливости, гуманизма. Однако существует несколько требований к данному методу: Это прежде всего принцип обеспечения адекватности мер прогрессивной системы, степени общественной опасности совершенного преступления и степени исправления осужденных и принцип добровольности его применения.
Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного.
В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна в направлениях:
Эффективность данного
метода обусловлена более высоким
уровнем непосредственного
Исправительно-психологическая
коррекция – это процесс
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы