Социальная работа в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:24, реферат

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что возникло чуждое ранее нашему обществу явление – безработица.
Сложилось так же, что наряду с понятием «труд» стало наполняться своим специфическим содержанием и понятием «занятость», ставшее вполне актуальным лишь в постсоветский период. Наряду с содержательной стороной категории «занятость» начала ускоренно развиваться целая система учреждений, обслуживающих и регулирующих процессы, связанные с занятостью.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………...3
1. Виды безработицы………………………………………….…………………...4
2. Основные направления социальной работы в занятости населения…..…….6
3. Семья безработного: типичные проблемы………………………………….....9
4. Социальная работа с семьями безработных…………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………..…….13
Список использованных источников………………………………………….....14

Вложенные файлы: 1 файл

теория соц.работы готов.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический  университет им. И. И. Ползунова»

 

Институт интенсивного образования

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Теория социальной работы»

Тема   «Социальная работа в  сфере занятости»

 

 

Работу  выполнил:       _________     Ю.А. Коптелова 

Студент   гр. Зр(з)– СР-01                   подпись,       и.о. фамилия

                                                                                                      

Работу проверил:

Преподаватель                                                 к.и.н. доцент кафедры ТиПС   Е.И.Кондрашова

                                                                  подпись,        должность,  и.о. фамилия

 

 

 

 

Заринск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………...3

1. Виды безработицы………………………………………….…………………...4

2. Основные направления социальной работы в занятости населения…..…….6

3. Семья безработного: типичные проблемы………………………………….....9

4. Социальная работа с семьями безработных…………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………..…….13

Список использованных источников………………………………………….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Безработица –  социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного, экономически активного населения не находит себе применения в производстве. Безработица может быть следствием изменения отраслевой структуры экономики, сокращения производства, роста эффективности производства и других социально-экономических процессов, в результате которых высвобождается определенное количество рабочей силы.

   Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что возникло чуждое ранее нашему обществу явление – безработица.       

  Сложилось так же, что наряду с понятием «труд» стало наполняться своим специфическим содержанием и понятием «занятость», ставшее вполне актуальным лишь в постсоветский период. Наряду с содержательной стороной категории «занятость» начала ускоренно развиваться целая система учреждений, обслуживающих и регулирующих процессы, связанные с занятостью.

  От оперативности и квалифицированности работы социального работника и служб занятости в большой степени зависят: функционирование рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест, регулирование социального партнерства в обществе и т.д. и т.п. Успех осуществления этих функций требует от персонала указанных структур профессиональных знаний и навыков, которые смогут базироваться на правильном понимании объективного соотношения понятий «труд» и «занятость», в частности, на доказательстве их не тождественности, несовпадения.

  

 

 

 

 

 

  1. Виды безработицы

       В современной экономической науке различают следующие виды безработицы: 
1.Естественная – текущая безработица, связанная с временной потерей работы и переходом на другую работу.

2. Открытая безработица  (технологическая, структурная, региональная, циклическая): 
а) структурная – возникает в связи с переинтерпретацией экономики, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, закрытием целого ряда устаревших предприятий, из-менением технологии.

б) циклическая  или экономическая – является необходимой составной частью ры-ночной экономики, носит постоянный характер, в связи с банкротством нерентабельных предприятий, вынужденных перепрофилировать производство или закрыться. 
в) региональное распределение безработицы неравномерное: от 1% в Москве до 7-8% в регионах, где есть предприятия оборонной, угольной, текстильной отраслей.[2,c.69] 
3. Скрытая безработица – это избыточная занятость, когда человек числится, но не работает. Например, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, или при сокращенной рабочей неделе, когда работник числится, но находится в неоплачиваемом срочном или бессрочном отпуске, неполная рабочая неделя, неполный рабочий день. В России этот вид безработицы достигал огромных размеров: 7-8 млн.чел. а по официальным данным 4-5 млн.[5,c.156]

4. Застойная  безработица. В социальном плане  наиболее опасный тип безработицы,  т.к. распространен среди бомжей, тунеядцев и т.д., т.е. людей, которые практически не работают.

Одной из важнейших  особенностей современного рынка труда  является скрытая безработица. Общий  спрос на рабочие места не покрывается  их предложением. Помимо действий демографических  факторов (ожидается увеличение численности трудоспособного населения), предложения рабочей силы увеличатся и по социально-экономическим причинам, таким как:

1. массовое освобождение  работников с предприятий;

2. потребность  в работе граждан старших возрастов  с ограниченной трудоспособностью; 
3. приток мигрантов;

4. насыщение  рынка труда выпускниками различных  учебных заведений, демоби-лизованными  военнослужащими и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные направления социальной работы в сфере занятости населения.

 
      Информация о динамике рынка труда, о занятиях и карьере, возможностях трудоустройства, тенденция о спросе и предложении рабочей силы должна распространяться через центры занятости, СМИ, предприятия, учебные заведения. 

     Содействие  в трудоустройстве. Систематизация банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства, подбор подходящего рабочего места и работников по запросам предприятий, обучение навыкам поиска работы, организация консультирования населения.

     Профессиональная  ориентация. Организация деятельности людей ищущих работу, проведение ярмарок вакансий, ярмарок рабочих мест и специалистов, консультирование по выбору сферы деятельности, профессиональный отбор на вакантные рабочие места, обучение и переподготовку, оказание психологической поддержки населению путем усиления мотивации на поиск работы, повышение самооценки, формирование навыков адаптации безработных к трудовой деятельности.

      Профессиональное обучение. Создание  системы профессионального обучения  безработных, адекватной потребностям рыночной экономики, формирование сети учебных заведений, разработка учебно-программной документации и интенсивных технологий обучения, организация учебного процесса.

      Поддержка предпринимательства  и самозанятости населения. Профессиональное консультирование и профотбор безработных для открытия собственного дела, финансовая поддержка, обучение основам предпринимательства.

     Трудоустройство  выпускников учебных заведений,  зарегистрированных в службе  занятости на временные рабочие места при частичном использовании средств Фонда занятости.

    Временная  занятость подростков. Временное  трудоустройство подростков. Про-ведение  целевых ярмарок вакансий, организация  молодежных бирж труда.

     Общественные  работы. Обеспечение безработных оплачиваемой работой, не требующей предварительной профессиональной подготовки. Финансирование за счет работодателей и частично за счет Фонда занятости.

     Квотирование рабочих мест. Установление  квоты для приема на работу  граждан, нуждающихся в особой поддержке.  Следует заметить, что практика квотирования рабочих мест для инвалидов, подобно внедряемой в нашей стране, применяется и за рубежом. Так, в Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем 20 сотрудниками, в Австрии и Польше - с 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников - 50. Квота для людей с инвалидностью в Германии составляет 5%, во Франции - 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6% до 2%". [7, с. 221]. В некоторых странах за "незаполнение" квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов и адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Некоторые государства стимулируют работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. Например,"принимая на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Необходимо отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации". [1, с.156]

       Главным в социальной политике  должно стать упреждение массовой  безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах -5%. Однако массовая безработица может явиться детонатором социального взрыва что особенно опасно в современных условиях.[4,c.148]

     Квотирование рабочих мест. Установление квоты для приема на работу граждан, нуждающихся в особой поддержке.  Следует заметить, что практика квотирования рабочих мест для инвалидов, подобно внедряемой в нашей стране, применяется и за рубежом. Так, в Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем 20 сотрудниками, в Австрии и Польше - с 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников - 50. Квота для людей с инвалидностью в Германии составляет 5%, во Франции - 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6% до 2%". [7, с. 221]. В некоторых странах за "незаполнение" квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов и адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Некоторые государства стимулируют работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. Например,"принимая на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Необходимо отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации". [1, с.156]

       Главным в социальной политике  должно стать упреждение массовой  безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах -5%. Однако массовая безработица может явиться детонатором социального взрыва что особенно опасно в современных условиях.[4,c.148]

 

 

 

 

 

 

 

3.  Семья безработного: типичные проблемы

          К семьям безработных относят  такие категории семей, в которых  один или несколько их членов  являются безработными.

         Безработные и их семьи очень  часто сталкиваются с материальными  проблемами. Материальное положение безработных обостряется тем, что основная их масса не имеет денежных накоплений и поэтому при потери работы им приходится жить на пособие по безработице, величина которого крайне незначительна.[3,c.102] В наиболее трудной ситуации находятся семьи с детьми до 6 лет и семьи одиноких матерей с детьми. В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, отпуска и детских каникул, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д.

       Безработица сопряжена для каждого отдельного человека с принудительной потерей рабочего места, профессии, специальности, необходимостью переподготовки и получения новых профессиональных знаний, поиском нового места работы. Люди вынуждены менять свои привычки, круг общения, прежний образ жизни. Они все менее чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Среди эмоциональных последствий безработицы модно назвать низкую самооценку, депрессию, склонность к суицидальному поведению. Состояние стресса, вызванное безработицей, может повысить и подверженность человека различным заболеваниям.

      Некоторые исследователи считают,  что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи  заботиться друг о друге, в  результате чего дети подростки  чаще убегают из дома, увеличивается конфликтность во взаимоотношениях супругов. В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Трудовая деятельность детей имеет много положительных аспектов. Хорошая работа может научить дисциплине, терпимости, самоуважению, трудолюбию. Вместе с тем перегрузки влияют на здоровье детей, на качество обучения. Многие дети приходят к выводу о возможности зарабатывать деньги и безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков.[6,c.254] В этих случаях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков.

Информация о работе Социальная работа в сфере занятости