Социальная работа в учреждениях психиатрической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на свободное передвижение, на свободу совести и вероисповедания, на свободу мысли и слова, на труд, на социальное обеспечение и бесплатную медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду.

Вложенные файлы: 1 файл

Третий вариант.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

В заключение параграфа можно сказать, что с одной стороны законодательство по данной проблеме является слабым. Однако, можно сказать, что скорее всего законодатель специально описал в федеральном законе только общие моменты, оставив возможность субъектам закрыть пробелы субъектным законом. С этой стороны отсутствие в Пермском крае регионального закона является явны упущением властей.

Задачами социального работника, которые не противоречат федеральному законодательству являются: 1) материально-бытовое обеспечение и создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности; 2) организация ухода и надзора за пациентами, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий; 3) организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате; 4) осуществление контроля за соблюдением прав и свобод пациентов; 5) осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера; 6) представительство пациента; 7) оказание юридической помощи пациентам, родственникам и врачам.

2.2. Осуществление прав пациентов в психиатрических учреждениях

 

Основные права пациентов психиатрических учреждений указаны в статье 5 и статье 37 ФЗ от 2.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Значимость статьи 2 уже была разобрана. И был сделан вывод о  том, что задачей социального работника является контроль за соблюдением прав пациентов, данные им конституцией и ФЗ.

Что касается статьи 37, то она устанавливает права лиц, находящихся в психиатрическом стационаре независимо от того, были ли они помещены в него с их согласия или согласия их законных представителей или в принудительном порядке. При этом часть 2 комментируемой статьи устанавливает права, которые не могут быть ограничены администрацией.

Все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре, вправе обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предоставленных настоящим Законом [1]; Здесь задачей социального работника является ознакомление администрации, пациента и его родственников с текстом настоящего закона, а также проинформировать о возможной ответственности за его неисполнение.  Также социальный работник должен проконтролировать, что пациент был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка данного психиатрического стационара, адресами и телефонами государственных и общественных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, к которым можно обратиться в случае нарушения прав пациентов.

2) подавать без цензуры жалобы  и заявления в органы представительной  и исполнительной власти, прокуратуру, суд, к адвокату, в государственное  юридическое бюро (при наличии) [1]; Социальный работник должен следить за обеспечением того, чтобы такие жалобы и заявления были доставлены до адресата.

3) встречаться с адвокатом, работником  или уполномоченным лицом государственного  юридического бюро и со священнослужителем  наедине [1]; Задачей социального работника является приглашение этих лиц к пациенту, а также обеспечение их уединённого общения

4) исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в  том числе пост, по согласованию  с администрацией иметь религиозные  атрибутику и литературу [1]; Реализация этого права относится к Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [4].

Однако, социальный работник должен знать, что в Российской Федерации запрещено создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Поэтому, если лицо, помещенное в психиатрический стационар, является членом религиозной организации или религиозной группы, запрещенной на территории Российской Федерации, то его право на свободу совести и вероисповедания должно быть ограничено.

Также это право может быть ограничено в случае если это может навредить психическому состоянию больного.

5) выписывать газеты и журналы [1]; Данное право пациент осуществляет за свой счёт, и не имеет право требовать его осуществления от администрации и персонала учреждения психиатрической помощи. Однако, социальный работник должен обеспечивать исполнение этого права.

6) получать образование по программе  общеобразовательной школы или  специальной школы для детей  с нарушением интеллектуального  развития, если пациент не достиг 18 лет [1]; Согласно ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования [5].

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Социальный работник должен обеспечивать исполнение этого права посредством установления связей с образовательными учреждениями и обеспечением доступа к образовательной программе. Это осуществляется через совместно составленную программу социального работника и образовательного учреждения по обучению и аттестации.

7) получать наравне с другими  гражданами вознаграждение за  труд в соответствии с его  количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде [1].  В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда [6].

Соответственно задачей социального работника является контроль за отсутствием дискриминации и получением заработной платы в размерах соответствующих квалификации пациента. Однако страховой стаж засчитывается только если заключён трудовой договор. В случае если робота осуществляется в ходе трудовой терапии для пользы больного, то это время в стаж для назначения пенсии не засчитывается, вознаграждение при ее исчислении не учитывается, страховые взносы в этих случаях не начисляются.

 

Часть 3 содержит права, подлежащие ограничению в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц.

3. Пациенты имеют также следующие  права, которые могут быть ограничены  по рекомендации лечащего врача  заведующим отделением или главным  врачом в интересах здоровья  или безопасности пациентов, а  также в интересах здоровья или безопасности других лиц: 1) вести переписку без цензуры; 2) получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы; 3) пользоваться телефоном; 4) принимать посетителей; 5) иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой [1].

Права могут быть ограничены заведующим отделением или главным врачом по рекомендации лечащего врача. При этом лечащий врач может порекомендовать ограничить в правах пациента как полностью, например, вообще не получать и не отправлять посылки, бандероли и денежные переводы, так и частично, например, порекомендовать запретить посещение конкретными лицами (родственниками, друзьями и т.п.), которые оказывают неблагоприятное влияние на психическое состояние госпитализированного лица [23].

В заключение можно сказать, что задачи, которые выполняет социальный работник не менее важны чем те, которые выполняет врач. Он должен осуществлять контроль за соблюдением прав человека, оказывать юридическую помощь пациентам, их родственникам и врачам, а также оказывать минимальную психологическую помощь родственникам больных.

Не менее важной функцией является реабилитация больных. Именно от социального работника зависит то, сможет ли выздоровевший пациент вернуться к нормальной жизни, найти работу, освоится в изменившемся мире. Ведь во многом от этого зависит вернётся ли пациент в больницу с новым или прошлым обострившимся заболеванием или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ УЧРЕЖДЕИЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

3.1.Общая информация о реабилитации психически больных.

 

Реабилитация психически больных  имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Основой всех реабилитационных мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к личности больного. Реабилитация имеет свои основные принципы (партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий) и этапы (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова) [24]. Задачи реабилитации перечислены в «Заявлении о психосоциальной реабилитации», разработанном Всемирной Организацией Здравоохранения в 1996 г.: 1) уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью лекарственных препаратов, психотерапевтических  методов лечения и психосоциальных вмешательств; 2) повышение социальной компетентности психически больных людей  путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности; 3) уменьшение дискриминации; 4) поддержка семей; 5) удовлетворение по меньшей мере  базовых потребностей психически больных людей; 6) повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты [26].

 Таким образом, реабилитация  представляет собой одновременно  цель — восстановление или  сохранение статуса личности, процесс (имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы) и метод подхода к больному человеку [24].

Также социальная реабилитация психически больных тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом, важно знать, что самым главным принципом работы должен быть принцип автономии больного. Чем больной будет сам будет  проявлять интерес к своему лечению и к тому, чтобы вернуться к нормальной жизнедеятельности, тем у него больше шансов адаптироваться после периода лечения. Ведь именно с обострением проблемы интеграции психически больных людей в общество повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одной медицинской модели психических расстройств означает лишь одностороннюю оценку явления. Постепенно эта модель уступает место более свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию [8]. Именно психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социальной работой. 

Как направление социальной работы психосоциальная работа – оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности. Также можно понимать как деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации [11].

Источниками этих трудностей могут быть: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов и т.п. Особенно беззащитны люди с ограниченными возможностями, пожилые, безработные, люди, находящиеся в кризисе, подвергшиеся насилию, получившие психическую травму.

Вес эти факторы могут наложить серьёзную травму психике, самосознанию человека как части общества, отчего социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.

Первый этап – восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.

То есть основной задачей социального работника на этом этапе является предотвращение привыкания пациента к своему статусу. Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных можно назвать принципом партнерства. Для его претворения в психиатрическую при лечении больных необходимо добиться у них взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

Второй этап – реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых социальных навыков, психотерапевтическим мероприятиями, проводимым не только с больным, но и с его родственниками.

Здесь задачей социального работника будет являться вовлечение бывшего окружения пациента в помощь. Это сделает реабилитацию разноплановой, что является третьим принципов социальной реабилитации.

Третий этап – возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.

Здесь задачей социального работника будет являться активация внутренних возможностей и желания вернуться к нормальной жизни. Это должно происходить посредством трудовой реабилитации, а также продолжением налаживания связей с родными, близкими и друзьями [24].

Информация о работе Социальная работа в учреждениях психиатрической помощи