Социальная работа и психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть (исследовать) взаимосвязь социальной работы и психологии в теории.
Цель определяет следующие задачи:
- определить систему социальной работы;
- изучить психологические аспекты социальной работы;
- рассмотреть психологические методы и приемы, используемые социальным работником в работе с клиентом;

Содержание

Введение
Глава 1 Система социальной работы
1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности
1.2 Формирование системы социальной работы в РФ
Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы
2.1 Психологические аспекты социальной работы
2.2 Использование психологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом
2.2.1 Психологические приемы в работе с клиентом социальной службы
2.2.2 Психологические теории, применяемые при работе с клиентами
2.3 Применение психологических технологий в практике социальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели три  вида психологических теорий, которые  частично могут быть применены в  практике социальной работы: психодинамический, поведенческий и личностно-ориентированный  подходы.

2.3 Применение  психологических технологий в практике социальной работы

Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его  семье, социальной среде, в коррекции  его межличностных отношений  и внутриличностного статуса. Поэтому  психологические технологии и методики по праву активно используются и в подготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности. Многообразие психологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующий специалист применяет в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу.16

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают  следующие направления:

  1. психодиагностика,
  2. психологическое консультирование,
  3. использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.

Психодиагностика - отрасль  психического знания, связанная с  постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типа темперамента и т.д.17

Сбор информации о  клиенте рекомендуется проводить, используя один из приемов - пятишаговую  модель, описанную Е. Айви. Полезно вести наблюдения и за экспрессией (мимикой, пантомимикой, позой, движениями), по которым можно понять истинные переживания, состояние человека, а не оценивать их только по его словам. Установлено, что именно невербальные проявления в коммуникациях наиболее верно сигнализируют об истинных, а не показных чувствах партнера. Результаты наблюдений следует анализировать по специальной схеме. Кроме того, в психодиагностике распространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при их использовании и интерпретации результатов, специалисты обращают внимание на следующие достоинства этих методик:18

  1. они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;
  2. представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, чувстве юмора и пр.);
  3. информация поступает в виде, пригодном для качественного и количественного сравнения индивида с другими людьми;
  4. информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Социальный работник, используя в своей практике простые психодиагностические процедуры для получения более полной и объективной характеристики клиента, при необходимости направляет его к профессиональному психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования.

Тест - очень тонкий и  порой коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знать его потенциальные возможности, правила интерпретации, четкость процедуры  тестирования, правила соотнесения результатов, полученных с помощью разных тестов.19

Вместе с тем грамотное  использование тестирования расширяет  горизонты психолога и социального  работника. Однако нередко увлечение  решением очевидных, явных проблем  приводит к забвению того, с каким  типом клиента они имеют дело. То, как психолог и социальный работник воспринимают клиента, часто сказывается на их суждениях. Тесты - это удачный способ избежать предвзятости. Они дают возможность сбалансированно оценивать ситуацию.

Психологическое консультирование населения - новый вид практической деятельности отечественных психологов и пока, к сожалению, оно развивается в довольно скромных масштабах, хотя во многих зарубежных странах Европы, Америки, Азии уже много лет функционирует сеть муниципальных, городских, районных (коммунальных), местных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект.20

Принято различать психологическое  консультирование и психотерапию. Консультирование - оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. Психолог-консультант может помочь личности посмотреть на себя как бы со стороны, осознать проблемы, которые она не контролирует, изменить установки отношения к окружающим и в соответствии с ними корректировать свое поведение и др.

Психотерапия - долговременный процесс трансформации личности, характеризующейся глубокими изменениями  в ее структуре. Нередко высказывается  мнение о том, что психотерапия - это работа с патологической личностью. Но на практике понятия психотерапии и психологического консультирования сливаются. Консультирующие психологи проводят иногда много встреч с клиентами и работают глубже, чем психотерапевты.21

Таким образом, в социальной работе применяются различные психологические методики и технологии. Наиболее часто используемые из них это: психодиагностика, тестирования, психотерапия, психологическое консультирование.

В первой главе мы рассмотрели  систему социальной работы, ее особенности  и формирование в Российской Федерации. Отсюда мы можем сделать вывод, что социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Для этого и существует социальные работники, которые должны оказывать помощь отдельным людям (группам, общностям) для успешного решения жизненных задач, реализации интересов и стремлений.

 

Во второй главе мы рассмотрели взаимосвязь психологии и социальной работы. На основе анализа текстов используемой литературы мы убедились, что социальная работа немыслима без психологии. Причем с самого начала своего становления социальная работа опиралась на психологию. Особенно популярен психологический подход к практике социальной работы был за рубежом. 

На данный момент различные  психологические методы широко применяются  в социальной работе с клиентами.

Заключение

В отечественной методологии  и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Социальная работа является особым видом целесообразной и целенаправленной деятельности. Социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Социальные работники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д.

Поэтому социальная работа не мыслима без знания основ психологии. Среди других общественных наук связь социальной работы и психологии является наиболее значимой. Теоретические основы психологии ложатся в основу социальной работы с клиентом.

Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

 Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами. В социальной работе применяются различные психологические методики и технологии. Наиболее часто используемые из них это: психодиагностика, тестирования, психотерапия, психологическое консультирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Басов В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. – М.: Дашков и К, 2008. – 364 с.
  2. Гулина, М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов / М.А. Гулина. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
  3. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
  4. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект; Велби, 2008. – 416 с.
  5. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 82 с.
  6. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
  7. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.
  8. Ромм, М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: [б.и.], 1999. – 52 с.
  9. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. – 224 с.
  10. Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция [Электронный ресурс] // Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации /- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577
  11. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
  12. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
  13. Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.
  14. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
  15. Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. – М.: Феникс, 2006. – 346 с.
  16. Шемет, И.С. Интегративные психотехнологии в социальной работе: научное издание / И.С. Шемет. - Кострома: КГУ, 2004. - 226 с.

1 Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 73

2 Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт,2002. – С. 24

3 Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 121

4 Чернецкая, А.А. Технологии  социальной работы: учебник для  ВУЗов / А.А. Чернецкая. – М.: Феникс, 2006. – С. 82

 

5 Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. – С. 84

6 Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – С. 7-8.

7 Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. – М.: Феникс, 2006. – С. 115

8 Ромм. М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: [б.и.], 1999. – С. 15.

9 Гулина, М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов / М.А. Гулина. – СПб.: Питер, 2004. – С. 125.

10 Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 265-267.

11 Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 185-189.

12 Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект; Велби, 2008. – С. 120

13 Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева.- М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 85-89.

14 Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. – С. 71

15 Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2002. – С. 80.

16 Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 187.

17 Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция [Электронный ресурс] // Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации /- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577

18 Шемет, И.С. Интегративные психотехнологии в социальной работе: научное издание / И.С. Шемет. - Кострома: КГУ, 2004. – С. 112

19 Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт,2002. – С. 136.

Информация о работе Социальная работа и психология