Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:24, контрольная работа
Социальная работа – это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Это – предельно широкое толкование социальной работы.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.
Введение
1.Социальная работа как наука
Заключение
Список литературы
Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.
Социальная работа как наука решает социально обусловленные задачи:
- исследование и выявление факторов социально-политического, социально-экономического, социально-культурного воздействия на личность и социальные группы или сообщества, накопление эмпирического материала, его теоретическое осознание, обобщение, систематизация, практическое применение;
- определение субъектов и объектов негативного и позитивного воздействия на личность и общество в целом; закономерностей управления, регулирования и социальной работы как практической деятельности;
- использование различных инструментов изучения социологической мысли и потребностей граждан, социальных, социально-психологических, социально-экономических и других проблем потребителей социальных услуг, конкретного социального окружения, условий функционирования субъектов и объектов социальной работы;
- определение правильных, целесообразных, научно обоснованных средств, приемов, форм и методов социальной работы, ее технологий, механизмов исключения из практики общественной жизни негативных факторов, ухудшающих жизнь граждан;
- научной разработки системы предупреждения спада благополучие народа, стимулирование прогрессивных инициатив, разработки форм, методов, направлений социальной работы, направленных на улучшение положения народа, саморазвития личности;
- разработки научных подходов реагирования системы государственной поддержки населения на нужды и проблемы граждан, создание соответствующего общественного мнения, психологической помощи и социальной защиты.
Для социальной работы как отрасли научного знания характерны две противоборствующие тенденции, связанные с ответом на вопрос: что первично для развития социальной работы: научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальное действие, с другой? Еще одна спорная дилемма: что лежит в основе социальных проблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или же человек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всех его личных бед и несчастий?
В социальной работе,
по мнению многих зарубежных авторов,
научно-исследовательская деятельность
и практическая деятельность развиваются
в основном независимо друг от друга. Однако
большинство исследователей считают,
что на учреждение социальной работы как
социального института первостепенное
влияние оказали мировоззренческие факторы,
попытки научного осмысления социальной
действительности и социальных противоречий.
Основным генерирующим началом явилось,
теоретическое знание, которое и легло
в основу социальной практики и социальной
науки.
Другое направление утверждает первоосновой
социальную практику и социальное действие,
и соответственно вторичность научного
знания. По мнению ряда ученых, в противном
случае теория будет отдаляться от практики
и даже мешать практикующим социальным
работникам оказывать эффективную помощь
нуждающимся.
Если исходить из того,
что первопричина социальной дисгармонии
общество, его устройство, то социальная
работа должна быть ориентирована прежде
всего на реформирование или радикальное
изменение этого общества.
Если же принять за первопричину социальных проблем самого
человека, то для достижения гармонии
необходимо изменять, прежде всего, человека,
а не его окружение. В таком случае социальная
политика должна опираться на развитие
учреждений, занятых проблемами воспитания,
социализации, коррекции и реабилитации,
т. е. на развитие социально-психологической
работы.
Заключение
Становление и развитие социальной работы как науки и учебной дисциплины проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам.
Несмотря на многообразие теоретических построений для практической социальной работы, ее сущностно-функциональная характеристика может быть выражена в деятельности, направленной на изменение, которое, в конечном счете ориентировано на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социального благосостояния его граждан, формирование чувства личной ответственности за коллективное благосостояние, со стратегической перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.
В современной социальной работе существует множество моделей практики, основанных на тех или иных теоретических взглядах.
Список литературы
1. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. – М., 1994.
2. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. – Барнаул, 1995.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
4. Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1997.
5. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 1994.