Социальная работа как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:16, контрольная работа

Краткое описание

Социальная работа принадлежит к числу профессий, которые возникли и развиваются на основе заказ общества по созданию системы социальной помощи населению История создания и формирования основных подходов, цели, пр ринципив, методов и технологий социальной работы давняя и основывается на постепенном развитии и совершенствовании представлений общества и отдельных граждан о содержании, структуре, особенности человековедческий деятельности Система социальной помощи прошла путь от филантропического подхода в поддержке социально уязвимых слоев населения, людей, попавших в сложную жизненную ситуацию вследствие социальных ч и личностных проблем, к появлению такого вида профессиональной помощи, как социальная работа, которая предназначена не только создавать необходимые условия для социального обеспечения граждан, но и для развития ихн их возможностей и умения выстраивать свою жизнь, мобилизации внутренних ресурсов в преодолении жизненных крииз.

Содержание

Введение
История создания и формирования социальной работы как науки.
Социальная работа как наука и учебная дисциплина.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в профессию..doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Важным признаком научного характера социальной работы, ее теоретической основы являются закономерности Это существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта с социальной работы и предопределяют характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений, на результативность мер по социальной защите населения Основными зак ономирностямы такой работы являются: обусловленность задач и ее содержания социальной политикой государства, морально-гуманистическими ценностями общественной жизни, соответствие содержания, форм и методов социальной рабо ты конкретным обстоятельствам жизнедеятельности клиентов; общая заинтересованность социального работника и клиента в результатах взаимодействия; целостность (комплексность) воздействия на клиента и условия его життедиял ьность; решение социальных проблем из-за личностных, соответствие полномочий и ответственности социального работника, органов социальной работы; зависимость результативности социальной работы от профессионализма и моральных качеств специалистеів.

Социальная работа как наука решает социально обусловленные задачи:

· исследование и выявление факторов социально-политического, социально-экономического, социально-культурного воздействия на личность и социальные группы или сообщества; накопление эмпирического материала, его т теоретическое осознание, обобщение, систематизация, практическое применение

· определение субъектов и объектов негативного и позитивного влияния на личность и общество в целом; закономерностей управления, регулирования и социальной работы как практической дея сти

· использование различных инструментов изучения социологической мысли и потребностей граждан, социальных, социально-психологических, социально-экономических и других проблем потребителей социальных услуг, конк конкретные социального окружения, условий функционирования субъектов и объектов социальной работы

· определение правильных, целесообразных, научно обоснованных средств, приемов, форм и методов социальной работы, ее технологий, механизмов исключения из практики общественной жизни негативных факторов, щ ухудшающие жизнь граждан

· научной разработки системы предупреждения спада благосостояния народа, стимулирование прогрессивных инициатив, разработки форм, методов, направлений социальной работы, направленных на улучшение положения народа в, саморазвития личности

· разработки научных подходов быстрого реагирования системы государственной поддержки населения на нужды и проблемы граждан, создание соответствующего общественного мнения, психологической помощи и социальной з способности.

В центре внимания теории социальной работы стоит социальная проблема - социальная противоречие, осознаваемая субъектом деятельности (индивидом или группой) как значимое для него несоответствие между имеющимся бы желанию, между целью и результатами деятельности, которая возникает из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, препятствий на этом пути, борьбы между различными субъектами деятельности, что приводит к нез адоволення социальных потребностей Социальная потребность, таким образом, имеет объективно-субъективную природу: чтобы стать проблемой, противоречие между различными аспектами деятельности общества или социальных групп имеет обязательно переживаться, оцениваться как проблемная ситуация Поэтому исследование социальной проблемы предполагает как описание объективного состояния социальной сферы с помощью статистических методов (например, сб ирання данных о занятости населения), так и изучение общественного мнения об обнаружении элементов недовольство существующим положением вещей Средствами выявление социальной проблемы служит социальная диагностика, а также сопоставление объективного состояния дел с нормами Социальные проблемы возникают на разных уровнях социальной реальности - от малых групп, например, семьи, к человечеству в целом В последнем выпад ку говорится о глобальных проблемах, поскольку их решение требует согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества Социальные проблемы занимают важное место в социальной работе, ведь ее мае ктують как содействие людям в решении их проблероблем.

Сущность социальной работы как науки также характеризуют ее научные принципы

Принципы социальной работы - важный структурный компонент логических форм научной теории, благодаря которым теоретические положения напрямую соотносятся с практикой социальной работы

Наиболее полно методологический подход к классификации принципов социальной работы находит свое отражение в классификации ВИ Курбатова Учитывая тот факт, что социальная работа является универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическими принципами являются интеграционные принципы других наукук:

1 Общефилософские принципы, которые  лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмы их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития

2 Общие принципы социальных (общественных) наук, принципы историзма, социальной  обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности; социально-политические, в организационные, психолого-педагогические тощо.

3 Социально-политические принципы  являют требования, обусловленные  зависимостью содержания и направленности  социальной работы от социальной политики государства Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору в приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общих интересов в социальной работе К основным принципам этой группе относятся: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм п содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работникика.

4 Организационные принципы - социально-технологическая  компетентность кадров, принципы  контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства  прав и обязанностей, полномочий  и ответственности

5 Психолого-педагогические принципы  являют требования к отбору  средств психолого-педагогического  воздействия на клиентов социальных  служб, необходимость учета индивидуальных  характеристик при осуществлении  д. дь каких-либо технологических  процессов К основным принципам этой группе относятся: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм работы с ними, индивидуальный подход; целенаправленные во и адресность социальной роботти.

6 Специфические принципы социальной  работы определяют основные правила работы в сфере предоставления социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности с социальной помощи, гармонизации общественных групповых и личностных интересов тощо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Важными для социальной работы как профессиональной деятельности являются принципы: универсальности, охраны социальных прав, толерантности, профилактической направленности, опоры на собственные силы, клиентоцентризму, моб билизации социальных ресурсов, социального реагирования, конфиденциальности.

Об уровне социальной работы как общественной науки свидетельствует деятельность научных организаций и учреждений, которые проводят научные исследования в сфере социальной работы Научные учреждения системы образования (Инсти итут педагогики АПН Украины, Институт содержания и форм обучения, Институт дефектологии АПН Украины и др.) проводят исследования по проблемам социально-педагогических, социально-психологических условий социализац ее, социальной реабилитации детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, разрабатывают методические рекомендации социальным службам, специализированным социальным учреждениям, концепции, программы, п роекты по социальной поддержке защиты детей и молодежи из числа инвалидов, сирот, детей из проблемных семей, детей и молодежи, склонных к девиантному поведению и ин.

В системе Министерства труда и социальной политики функционирует четыре научно-исследовательских учреждения: Научно-исследовательский институт труда и занятости населения, Научно-исследовательский институт социально-трудовых х отношений, Национальный научно-исследовательский институт охраны труда и Научно-исследовательский институт по проблемам социальной защиты населения Эти научно-исследовательские учреждения основное внимание направляют на розвья Сказание важных проблем в сфере демографии, рынка труда и занятости населения, социального партнерства, охраны труда \"оплаты, стимулирования и нормирования труда, социальной защиты населения, социальной ной помощи и адаптации инвалидов и т.д. Научная работа ориентирована на научное сопровождение и обоснование задач социальной политикки.

Результаты исследований используются в законотворческом процессе, обосновании отраслевых нормативных актов, прогнозных расчетов к проектам территориальных программ, для повышения информационной вооружения роености органов управления, решения практических вопросов социальной защиты населения Среди научно-исследовательских работ наиболее значимыми являются: доработанный проект Закона Украины \"О прожиточном минимуме\", проект Государственной программы преодоления бедности, проект Положения о расчете совокупного дохода для предоставления гражданам различных видов государственной помощи, разработка Программы развития научно-технической и нормативно-правовой базы охраны труда в Украине на 1998-2000 pp, научно-исследовательские работы, направленные на изучение клинических и технических аспектов протезирование, Классификатор профессий и ирофесій та ін.

Особое место занимают исследования проблем социальной защиты инвалидов По их результатам разработаны новые подходы дальнейшего развития протезирования инвалидов, изучается состояние социальной защиты нас селения в условиях трансформации украинского общества и предложены подходы, направленные на повышение эффективности деятельности системы социальной защиты населенияя.

В сфере социальной защиты населения создано и работают автоматизированные информационные системы (АИС) обработки документации получателей пенсий и пособий (АСОПД / КОМТЕХ), субсидий на жилищно-коммунальные п услуги (\"Наш дом\") Эксплуатируются программные средства автоматизированной информационной системы \"Лада\", комплексы прикладных программ для бухгалтерии, отделов кадров, канцелярии, юридических служб управлений с оциального защиты населения и служб управлений социальной защиты населения и служб домов-интернатов и др. В государственной службе занятости внедряется информационно-справочная система \"Занятость-З \", которая охватывает деятельность Государственного центра занятости, региональные, местные центры занятости, инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения В сфере охраны труда действует ЕАИ С \"ЕГИДА\" В органах социальной защиты населения, труда и занятости используется несколько различных почтовых программ (Т-Маии, ASTRA, UUCP и др.), унифицированных по стандартам, регламентирующих пере дачу файлестандартами, що регламентують передачу файлів.

Институт социальных исследований Государственного комитета по проблемам семьи и молодежи проводит социологические исследования по изучению общественного мнения с целью выявления социальных проблем, потребностей, интересов и с запросов различных целевых групп и категорий населения, реализует проекты по социальному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, социального сопровождения принимать омных (приемных) семей.

В рамках зарубежных подходов исследуются особенности теории и практики социальной работы в различных культурах, групповая социальная работа, консультирование в социальной работе, вспомогательный процесс в социальной ней работе, теория социально-психологической работы, психосоциальная терапия, парадигмы медицинской социальной работы, обучение в социальной работе, ориентирована на решение практических задач социальная раб та и др. В отечественных исследованиях акцент делается на теории социальной работы, актуальных проблемах теории и практики социальной работы, социальной работе с детьми и молодежью, разработке модели жаре Алиста социальной сферы, социальной безопасности важным совершенствование научных подходов в социальной сфере специализация исследований в изучении форм, методов, технологий социальной работы с разными мы целевыми группами и категориями населенияня. В формировании научных и теоретических подходов к социальной работе в Украине можно выделить несколько этапов:

1 Анализ эмпирического материала  накопленный в течение деятельности  системы социальной защиты населения  в Украине и за рубежом, психолого-педагогических  подходов в работе с детьми и молодежью до 80-х p pp XX сст.

2 Проведение дискуссий о разграничении  социальной педагогики и социальной  работы сфер научного знания  и практической деятельности, определения  предмета исследования социальной  педагогики и социальной р  работы, сфер назначения социально-педагогической деятельности и социальной работы - вторая половина 80-х - начало 90-х pp.

3 Создание кафедр социальной  работы, ассоциаций социальных педагогов  и социальных работников; появление  диссертационных работ по социально-педагогической работы с различными категориями детей и молодежи - вторая половина 90-х pp.

4 Выделение специальных научных  исследований по отдельным группам  населения (специальных групп клиентов, \"групп риска\"): людей, подверженных  наркотической и алкогольной  зависимости, инвалидов, сирот, пробл лемних семей и других на основе изучения работы специализированных учреждений (телефонов доверия, центров работы с женщинами, реабилитационных центров, общественных организаций), создание школ социальной работы; реализация международных социальных проектов и программыв і програм.

5 Разработка учебных пособий, учебников, словарей, энциклопедий, методических  разработок, хрестоматий и других  научных и учебно-методических  изданий - 2000-2002 pp

 

 


Информация о работе Социальная работа как наука и учебная дисциплина