Социальная работа как профессиональная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Для более точного определения социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в системе профессий социальной сферы. Поэтому, целькурсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
- определить место и роль социальной работы в современном мире
- рассмотреть историю становления социальной работы как профессии
- выделить основные характерные особенности социальной работы как профессии.

Содержание

Введение
1 Понятие социальной работы и ее содержание
1.1 Социальная работа как общественное явление
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России
1.3 Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии
2 Социальная работа как профессиональная деятельность
2.1 Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы
2.2 Специфические черты социальной работы как профессии
2.3 Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕНА КУРСАЧ!!!!.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Третий этап: реформы 1861-1917 г. - период общественного призрения. В пореформенный  период общественное призрение и  благотворительность претерпели серьезные  изменения: появились качественно  новые принципы организации и  деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами  благотворительной деятельности становятся децентрализация, «открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление  и распространение оригинальных форм и методов работы с широким  контингентом населения, а также  рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых - это рассредоточение  средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной  социальной помощи.

Послереволюционный и советский  период характеризуется развитием, в основном, системы социального  обеспечения, которая сложилась  в целом к концу 20-х гг. В  современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов  современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения  и социального обеспечения.

1.3 Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии

В XIX в. социальная работа как область  научного познания в своей еще  допарадигмальной стадии начинает осмысливаться в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстесберга, Г. Спенсера, Г. Шмоллера, А. Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистских разработках, посвященных социальной справедливости Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М., 2003. С.112.. Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на основе дедуктивных и индуктивных рассуждений.

Дальнейшая ревизия устоявшихся  традиционных подходов была проведена  в связи с пониманием процессов  зависимости уровней бедности от уровня развития экономических основ  общества Там же.. В связи с этим социальная работа обращается к социологии: в практике общественной поддержки впервые начинают использоваться методы социологического исследования с целью получения адекватной картины пауперизма. Количество эмпирических данных нуждалось в определенной систематизации и описании согласно логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы Там же. С.115..

В начале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основном связывалась с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного  и оперативного характера. На этом этапе  происходит интенсивное сближение  практической социальной работы с эмпирическими психологией (бихевиоризмом и психоанализом) и социологией (исследование в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой и психиатрией. Именно на этом этапе возникает потребность теоретического осмысления социальной работы, пополнение ее знаниями из разных областей гуманитарных наук.

Среди многочисленных теорий обоснования  социальной работы (социологических, политологических, экономических, культурологических, психиатрических  и др.) психологические знания стали  занимать довольно видное место. Среди них можно выделить психоанализ, поведенческие теории, когнитивные, психодинамические, психологические теории личности и др.

Психологические концепции помогают объяснить модели отклоняющегося поведения  субъектов, что связано с основной проблематикой социальной работы, направленной на социальную патологию. Интерпретации девиантного поведения личности представлены в моделях предрасположенности, внутренней мотивации и психосоциальной модели Линга. Каждая модель по-своему описывает и интерпретирует рискованное поведение субъекта, приводящее его к асоциальному поведению Энциклопедия социальной работы: В 3 т. С.118..

Интенсивное развитие социальной работы в России создало для представителей научного социума принципиально  новое поле исследований. По сути, потребовалось  изучение всех основ и аспектов функционирования данного общественного явления. Особую актуальность приобрела проблема методологии социальной работы как  особого вида технологии реализации социальной политики.

Полиморфизм термина «социальная  работа», незавершенность процесса определения его сути, а также  относительная инновационность социальной работы для России (как теории, так и практики) усложняет решение поставленной проблемы Там же. С.120.. Сегодня под социальной работой понимают и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебную дисциплину, и науку, и формирующийся социокультурный институт.

Наука - это определенная исследовательская  деятельность, направленная на производство новых знаний. Эта деятельность осуществляется при наличии: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией  и опытом; учреждений с соответствующей  материальной базой; методов, отражающих специфику изучаемого объекта.

Конечно, процесс становления социальной работы как науки еще далек  от завершения. На сегодняшний день методологические и теоретические  основы (базовые закономерности) социальной работы находятся в стадии разработки, многие методы носят междисциплинарный  характер, а то и просто заимствованы из других наук (социологии, психологии, педагогики). Тем не менее каждая наука в соответствии со своей спецификой явно или неявно стоит либо на материалистических, либо на идеалистических позициях и использует диалектический или метафизический метод познания действительности. Эти моменты определяются конкретными философскими учениями и концепциями, выполняющими методологическую функцию для данной науки и подчас полярно отличающимися друг от друга своей сутью, взглядами на процессы развития общества и роль человека в нем.

В настоящее время для теории социальной работы как полифункциональной междисциплинарной науки характерен, с одной стороны, чрезвычайно  большой разброс различных теорий, а с другой - полное отсутствие собственных  фундаментальных теорий и лишь разработка «небольших» концепций. Например, идеи когнитивизма смыкаются с ролево-коммуникативным подходом, сочетающем в себе и психологическую, и социологическую направленность.

В этой связи тем более важно  ознакомиться с теми теоретическими подходами, которые и содержат элементы комплексности, и отражают современный  уровень теоретических осмыслений социальной работы, и показательны для социальной реальности в целом, и, главное, могут наметить те пути к  поиску новых теорий или их комбинаций, которые наиболее полно охватывали бы и интерпретировали все феномены социальной работы.

Так, в когнитивном (познавательном) подходе фактором, непосредственно  сказывающимся на поведении и  действиях индивида, становится мир  познания, т.е. мир, преломленный через  призму внутренних механизмов и структур сознания, - так называемая ментальная репрезентация объективного мира Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.. Социальный работник, ориентирующийся в своей работе с клиентом на идеи когнитивизма должен отчетливо представлять их: человек может быть лучше всего понят, когда он ищет определенную цель или стремится к ней, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни; человек создает свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что узнал и понял; человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой он изменяет эту реальность, изменяясь сам. Однако концептуальные рамки когнитивизма создают круг неразрешимых эпистемологических проблем, таких, как сведение социальных фактов к когнитивным конструктам, чреватое исчезновением из социального поля зрения и социального работника, и клиента; отсутствие объяснительных моделей, раскрывающих механизм построения когнитивных структур у клиента в процессе социального опыта; дефицит теоретических интерпретаций индивидуальных действий клиента как детерминированных или опосредованных когнитивными структурами; неспособность преодолеть классический дуализм субъект-объектных отношений.

К когнитивной концепции осмысления социальной работы тесно примыкает  и ролево-коммуникативный подход Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М., 2003., который, являясь по своему содержанию теорией психолого-социологической ориентации, занимает в теории и практике социальной работы важное место. Согласно этому подходу, человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием, т.е. формирует свои представления о собственной роли в жизни, использует свои средства коммуникации в различных схемах общения и социального поведения. Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать установки и практику всех стилей общения, особенности коммуникации людей в соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни; методы освоения известных образцов поведения людей, известных моделей их общения в процессе исполнения ими различных или идентичных ролей; причины возникновения экстра- и интроролевых конфликтов и способы их разрешения. Главное для социального работника, использующего этот подход для разрешения конкретной проблемы в конкретной ситуации клиента, является тщательный анализ хода следования клиента определенным ролям и отклонениям от него в различных и сходных социально-психологических ситуациях, выявление коммуникативного потенциала личности и выяснение условий реализации коммуникации, на основе которого и осуществляется разработка оптимальной для данного клиента технологии помощи.

Тем не менее, только ролево-коммуникативная модель в ее когнитивной интерпретации не разрешит проблем клиента. Следует обратить внимание на социально-конструкционистскую теорию, где, во-первых, философская дихотомия субъекта - объекта трансформируется в триаду: индивидуальный субъект - социальный субъект, опосредующий отношения индивида к третьему элементу аналитической ситуации - природному или социальному объекту; конституируются устойчивые образцы «социальной связанности» индивидов, вступающих в коммуникативные связи посредством в основном, естественного языка как инструмента социальной практики; знание о мире у человека является совокупностью конвенциональных дискурсивных артефактов или продуктов, исторически локализированных взаимных отношений между членами социума; постулируется ключевая роль конвенциональных форм интерпретации опыта. Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.

Социальный работник, учитывая изменчивость коммуникативных, конвенциональных, конфликтных  процессов, в ходе лингвистической  коммуникации с клиентом и в ходе совместных действий с ним создает  в его представлениях устойчивые социальные конструкции позитивного  плана, укрепляя их позиции как истинные, конституирует образцы социальных действий клиента, поощряя развитие одних и препятствуя распространению  других. Такая взаимосвязь представлений, понятий и действий, возникшая  в ходе интеракции между социальным работником и клиентом, оказывается  более полезной для реализации задач  локальной социальной координации  клиента в социуме.

Дискуссия в начале 90-х гг. в России о соотношении социальной работы и социальной педагогики, их сходстве и различиях воплотилась в  так называемый социально-педагогический подход Басов А.В. К вопросу о  предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный  и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С.72-74., главным содержанием которого являются: социализация и ресоциализация личности; педагогизация окружающей среды, необходимость компенсации ее негативного влияния путем создания альтернативных институтов; оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья человека.

В аспекте педагогизации социальной работы небезынтересен также эвохомологический подход Вало А. Эвохомология как научная система рационализации жизни человека // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула. 2003. Т. 2. С.57-62., или, иными словами, рационализированная теория оздоровления жизнедеятельности личности, подразумевающая комплекс инструментов или средств и приемов организации личности для творческой, здоровой, научно обоснованной жизнедеятельности. Речь идет о воспитании человека, а точнее его самовоспитании, опирающемся на самоответственность, самоконтроль, самоуправление, предполагающее его саморазвитие и самосовершенствование без внешнего воздействия или принуждения. Социальный работник, имеющий в своем арсенале знания и умения, положения, постулаты, приемы вышеназванной социальной педагогико-эвохомологической модели, естественно, способен оказать клиенту эффективную помощь, быть более действенным как на уровне личности, так и на уровне социума в осуществлении социального порядка.

Новым научным направлением стала  витально-ориентированная теория См., например: Григорьев С.И. Социальная работа в России: содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения. - Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 2002. Ч. 1, 2., имеющая в своей истории давнюю традицию сосуществования различных школ витализма (их борьбу, достижения и неудачи), узловыми понятиями которой являются «концепция жизненных сил», «индивидуальная субъектность», «социальная субъектность» и «генетический подход к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа». В этой модели можно выделить ряд положений. Прежде всего констатируется важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.), при этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение биофизиологические основы жизни человека.

социальный работа профессия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1 Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы

Социальный работник выполняет  функции, которые раньше делили между  собой общественные организации  и различные государственные  структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения  и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в  решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.

Социальная работа ориентирована  на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими  группами, а также с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.

Местом работы социальных работников (социальных педагогов) могут быть Российская энциклопедия социальной работы - М., 2006, ИСР, под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой.:

- социально-педагогические и социально-психологические  службы учреждений образования  (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных  учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ССУЗов, ВУЗов и др.);

- социальные службы специализированных  учреждений (домов престарелых, семейных  детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол  для детей с отклонениями в  умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);

- социальные службы предприятий,  организаций и учреждений, общежитий,  коммерческих структур, творческих  и общественных организаций, различных  фондов, банков, благотворительных  организаций;

Информация о работе Социальная работа как профессиональная деятельность