Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа
Для более точного определения социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в системе профессий социальной сферы. Поэтому, целькурсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
- определить место и роль социальной работы в современном мире
- рассмотреть историю становления социальной работы как профессии
- выделить основные характерные особенности социальной работы как профессии.
Введение
1 Понятие социальной работы и ее содержание
1.1 Социальная работа как общественное явление
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России
1.3 Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии
2 Социальная работа как профессиональная деятельность
2.1 Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы
2.2 Специфические черты социальной работы как профессии
2.3 Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы
Заключение
Список литературы
Третий этап: реформы 1861-1917 г. - период
общественного призрения. В пореформенный
период общественное призрение и
благотворительность претерпели серьезные
изменения: появились качественно
новые принципы организации и
деятельности обществ и учреждений
призрения. Отличительными чертами
благотворительной деятельности становятся
децентрализация, «открытость» и общественность
призрения, установка на профилактику
в социальной деятельности, появление
и распространение оригинальных
форм и методов работы с широким
контингентом населения, а также
рост числа частной
Послереволюционный и
1.3 Основные концепции и теоре
В XIX в. социальная работа как область научного познания в своей еще допарадигмальной стадии начинает осмысливаться в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстесберга, Г. Спенсера, Г. Шмоллера, А. Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистских разработках, посвященных социальной справедливости Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М., 2003. С.112.. Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на основе дедуктивных и индуктивных рассуждений.
Дальнейшая ревизия
В начале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основном связывалась с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. На этом этапе происходит интенсивное сближение практической социальной работы с эмпирическими психологией (бихевиоризмом и психоанализом) и социологией (исследование в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой и психиатрией. Именно на этом этапе возникает потребность теоретического осмысления социальной работы, пополнение ее знаниями из разных областей гуманитарных наук.
Среди многочисленных теорий обоснования социальной работы (социологических, политологических, экономических, культурологических, психиатрических и др.) психологические знания стали занимать довольно видное место. Среди них можно выделить психоанализ, поведенческие теории, когнитивные, психодинамические, психологические теории личности и др.
Психологические концепции помогают объяснить модели отклоняющегося поведения субъектов, что связано с основной проблематикой социальной работы, направленной на социальную патологию. Интерпретации девиантного поведения личности представлены в моделях предрасположенности, внутренней мотивации и психосоциальной модели Линга. Каждая модель по-своему описывает и интерпретирует рискованное поведение субъекта, приводящее его к асоциальному поведению Энциклопедия социальной работы: В 3 т. С.118..
Интенсивное развитие социальной работы в России создало для представителей научного социума принципиально новое поле исследований. По сути, потребовалось изучение всех основ и аспектов функционирования данного общественного явления. Особую актуальность приобрела проблема методологии социальной работы как особого вида технологии реализации социальной политики.
Полиморфизм термина «социальная работа», незавершенность процесса определения его сути, а также относительная инновационность социальной работы для России (как теории, так и практики) усложняет решение поставленной проблемы Там же. С.120.. Сегодня под социальной работой понимают и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебную дисциплину, и науку, и формирующийся социокультурный институт.
Наука - это определенная исследовательская деятельность, направленная на производство новых знаний. Эта деятельность осуществляется при наличии: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; учреждений с соответствующей материальной базой; методов, отражающих специфику изучаемого объекта.
Конечно, процесс становления социальной работы как науки еще далек от завершения. На сегодняшний день методологические и теоретические основы (базовые закономерности) социальной работы находятся в стадии разработки, многие методы носят междисциплинарный характер, а то и просто заимствованы из других наук (социологии, психологии, педагогики). Тем не менее каждая наука в соответствии со своей спецификой явно или неявно стоит либо на материалистических, либо на идеалистических позициях и использует диалектический или метафизический метод познания действительности. Эти моменты определяются конкретными философскими учениями и концепциями, выполняющими методологическую функцию для данной науки и подчас полярно отличающимися друг от друга своей сутью, взглядами на процессы развития общества и роль человека в нем.
В настоящее время для теории
социальной работы как полифункциональной
междисциплинарной науки
В этой связи тем более важно
ознакомиться с теми теоретическими
подходами, которые и содержат элементы
комплексности, и отражают современный
уровень теоретических
Так, в когнитивном (познавательном) подходе фактором, непосредственно сказывающимся на поведении и действиях индивида, становится мир познания, т.е. мир, преломленный через призму внутренних механизмов и структур сознания, - так называемая ментальная репрезентация объективного мира Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.. Социальный работник, ориентирующийся в своей работе с клиентом на идеи когнитивизма должен отчетливо представлять их: человек может быть лучше всего понят, когда он ищет определенную цель или стремится к ней, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни; человек создает свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что узнал и понял; человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой он изменяет эту реальность, изменяясь сам. Однако концептуальные рамки когнитивизма создают круг неразрешимых эпистемологических проблем, таких, как сведение социальных фактов к когнитивным конструктам, чреватое исчезновением из социального поля зрения и социального работника, и клиента; отсутствие объяснительных моделей, раскрывающих механизм построения когнитивных структур у клиента в процессе социального опыта; дефицит теоретических интерпретаций индивидуальных действий клиента как детерминированных или опосредованных когнитивными структурами; неспособность преодолеть классический дуализм субъект-объектных отношений.
К когнитивной концепции
Тем не менее, только ролево-коммуникативная модель в ее когнитивной интерпретации не разрешит проблем клиента. Следует обратить внимание на социально-конструкционистскую теорию, где, во-первых, философская дихотомия субъекта - объекта трансформируется в триаду: индивидуальный субъект - социальный субъект, опосредующий отношения индивида к третьему элементу аналитической ситуации - природному или социальному объекту; конституируются устойчивые образцы «социальной связанности» индивидов, вступающих в коммуникативные связи посредством в основном, естественного языка как инструмента социальной практики; знание о мире у человека является совокупностью конвенциональных дискурсивных артефактов или продуктов, исторически локализированных взаимных отношений между членами социума; постулируется ключевая роль конвенциональных форм интерпретации опыта. Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.
Социальный работник, учитывая изменчивость
коммуникативных, конвенциональных, конфликтных
процессов, в ходе лингвистической
коммуникации с клиентом и в ходе
совместных действий с ним создает
в его представлениях устойчивые
социальные конструкции позитивного
плана, укрепляя их позиции как истинные,
конституирует образцы
Дискуссия в начале 90-х гг. в России о соотношении социальной работы и социальной педагогики, их сходстве и различиях воплотилась в так называемый социально-педагогический подход Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С.72-74., главным содержанием которого являются: социализация и ресоциализация личности; педагогизация окружающей среды, необходимость компенсации ее негативного влияния путем создания альтернативных институтов; оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья человека.
В аспекте педагогизации социальной работы небезынтересен также эвохомологический подход Вало А. Эвохомология как научная система рационализации жизни человека // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула. 2003. Т. 2. С.57-62., или, иными словами, рационализированная теория оздоровления жизнедеятельности личности, подразумевающая комплекс инструментов или средств и приемов организации личности для творческой, здоровой, научно обоснованной жизнедеятельности. Речь идет о воспитании человека, а точнее его самовоспитании, опирающемся на самоответственность, самоконтроль, самоуправление, предполагающее его саморазвитие и самосовершенствование без внешнего воздействия или принуждения. Социальный работник, имеющий в своем арсенале знания и умения, положения, постулаты, приемы вышеназванной социальной педагогико-эвохомологической модели, естественно, способен оказать клиенту эффективную помощь, быть более действенным как на уровне личности, так и на уровне социума в осуществлении социального порядка.
Новым научным направлением стала витально-ориентированная теория См., например: Григорьев С.И. Социальная работа в России: содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения. - Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 2002. Ч. 1, 2., имеющая в своей истории давнюю традицию сосуществования различных школ витализма (их борьбу, достижения и неудачи), узловыми понятиями которой являются «концепция жизненных сил», «индивидуальная субъектность», «социальная субъектность» и «генетический подход к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа». В этой модели можно выделить ряд положений. Прежде всего констатируется важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.), при этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение биофизиологические основы жизни человека.
социальный работа профессия
2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1 Место и роль социальной ра
Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.
Социальная работа ориентирована на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, а также с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.
Местом работы социальных работников (социальных педагогов) могут быть Российская энциклопедия социальной работы - М., 2006, ИСР, под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой.:
- социально-педагогические и
- социальные службы
- социальные службы предприятий,
Информация о работе Социальная работа как профессиональная деятельность