Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 17:12, курсовая работа
Цель: выделить направления социальной работы с проблемой безнадзорности несовершеннолетних.
Для этой цели поставлены следующие задачи:
• Дать определение безнадзорности несовершеннолетних, как социальному явлению.
• Обозначить причины и последствия возникновения явления детской безнадзорности.
• Система учреждений, работающих с безнадзорными несовершен-нолетними.
• Нормативного регулирования профилактики несовершеннолет-них.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних. Причины и последствия безнадзорности несовершеннолетних……………………….…..6
2. Правовые основы социальной работы с безнадзорными несовершеннолет-
ними……………………………………………………………………………....14
3. Система учреждений (социальной работы и социальной педагогики). Обзор учреждений основных субъектов работы с этой категорией лиц…….21
4. Сравнение функционала социального работника и социального педагога на примере школы………………………………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………….41
Приложения……………………………………………………………………44
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы) О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г): Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р// СЗ РФ. - № 41. - ст. 3984.. Реализация данной федеральной целевой программы позволит частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы должно стать увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений. Планируется проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация.
Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2004 - 2005 г.) Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2004-2005г.г): Постановление Правительства от13.03.2004 № 154// Работник социальной службы. - 2002. - № 3. -С.83-87 Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом [2, c. 32].
Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить перечень социальных и медицинских услуг.
Следует учесть, что нормативно-правовую базу социальной работы с данной категорией населения должны составлять и законы, призванные устранить причины возникновения безнадзорности, предупредить процесс деформации микросреды несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию, превращение ее в микросреду, способствующую безнадзорности.
Рассмотрим деятельность учреждений, которые относятся к системе социальной работы с безнадзорными несовершеннолетними.
Органы управления социальной защитой населения осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или законными их представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющим на них. Данные учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним; внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми, современные методики и технологии социальной реабилитации[16, с. 16].
Учреждения социального обслуживания, т. е. территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи, предоставляют бесплатные социально-медицинские услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе.
Специализированные учреждения для безнадзорных, нуждающихся в социальной реабилитации, – это социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.
Социальный приют – это учреждение временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которое принимает детей по направлению Комитета по социальной защите из семей (если дети нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей), по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети из группы риска, занимающиеся бродяжничеством или находящиеся на учете в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют самостоятельно (из-за невыносимых условий проживания в семье) или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру данного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.
Основными задачами центра являются профилактическая работа по предупреждению безнадзорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и ее устранение, работа с семьей ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.
Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить эти сведения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Работники органов опеки и попечительства в течение трех дней после получения этих сведений должны обследовать условия жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту его прав и интересов до решения вопроса об его устройстве.
Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, с родителями проводится психолого-педагогическая работа (или при необходимости медицинское лечение), и в случае положительного результата дети возвращаются в семью. Если дети остались без попечения родителей, они подлежат передаче на воспитание в семью на основании опеки, попечительства или усыновления или в детские сиротские заведения[18, с. 76].
Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав обеспечивают:
Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; создают психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении; оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.
Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляют организационно - методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций; активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; курируют молодежные биржи труда.
В систему органов по делам молодежи входят социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др. Все эти организации предоставляют бесплатные социальные, медицинские, правовые и иные услуги безнадзорным, организуют досуг и занятость так называемым трудным подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодежью.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел включают в себя:
1) подразделения по делам
несовершеннолетних органов
2) центры временной изоляции
для несовершеннолетних
Эти учреждения осуществляют:
Органы управления здравоохранением принимают безнадзорных несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением – пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков. В данных учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся сюда детям и подросткам.
Все перечисленные органы тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения и выявления фактов безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т. д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении [7, c. 47].
Таким образом, общество и семья должны решить главную задачу – воспитать из каждого ребенка гражданина и специалиста. Все государственные, общественные и частные структуры обязаны осознать свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и юность. В нашей стране пока не проведен глубокий и объективный анализ причин увеличения неблагополучных семей; не разработана перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей и, как следствие, распространение безнадзорности детей и подростков.
Органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения и органы внутренних дел совместно:
- Обеспечивают незамедлительный обмен информацией по фактам совершения безнадзорными несовершеннолетними детьми противоправных действий, жестокого обращения с детьми, насилия в семье и др.
- Обеспечивают контроль за организацией медицинского обеспечения детей, находящихся в социально опасном положении, а также помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних системы социальной защиты населения.
- Оказывают помощь в комплектовании специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскими кадрами, а также в повышении их квалификации по заявкам органов управления социальной защиты населения.
Учет безнадзорных детей осуществляется путем заполнения статистических карточек формы N 1-Н органами социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел. Данные карточки для обобщения направляются в управление внутренних дел Владимирской области.
Информация о работе Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними