Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:04, доклад

Краткое описание

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии, других литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в чужих семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.работа с детьми-сиротами.docx

— 22.97 Кб (Скачать файл)

Социальная работа с детьми-сиротами

Доклад подготовили: Яшина А.А и Самарина Т.Н.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии, других литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в чужих семьях.

 С середины XX в. социальное  сиротство стало приобретать  угрожающие масштабы, причем рост  “отказничества” наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.). В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

 В последние годы  в России все громче заявляет  о себе “скрытое” социальное  сиротство. Снижение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных  семей, падение нравственности привело  к тому, что дети зачастую “вытесняются”  на улицу, следствием чего является  невиданный с послевоенного времени  рост беспризорности. В силу несовершенства  системы учета, высокой динамики  роста числа детей, утрачивающих  попечение родителей, точное количество  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в нашей  стране назвать вряд ли возможно. Оказание помощи детям, по разным  причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

 Дети-сироты — лица  в возрасте до 18 лет, у которых  умерли оба или единственный  родитель (прямые сироты).

Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство).

 Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, — лица в возрасте  от 18 до 23 лет, у которых, когда они  находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный  родитель, а также те, которые  остались без попечения единственного  или обоих родителей.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стоны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

 Приемная семья —  это форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, на основании договора  между органами опеки и попечительства  и приемными родителями о передаче  ребенка (детей) на воспитание (супругами  или отдельными гражданами, желающими  взять детей на воспитание  в семью) на срок, установленный  договором. Согласно Положению о  приемной семье, утвержденному Правительством  РФ в 1996 г., в такой семье должно  быть не более 8 детей. Приемные  родители выполняют функции воспитателей  и получают оплату за свой  труд. Между ними и приемными  детьми нет алиментных, родственных  и других правоотношений, подобных  отношениям между родителями  и детьми, которые могут возникнуть  в случае усыновления приемных  детей. Государство и органы местного  самоуправления выделяют денежные  средства на содержание каждого  приемного ребенка и предоставляют  соответствующие льготы, установленные  законодательством. Органы опеки  и попечительства обязаны оказывать  приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных  условий для жизни и воспитания  детей, а также вправе осуществлять  контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Дополнительные гарантии права на образование. Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

 Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех  типах государственных или муниципальных  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального  образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения  обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное  обеспечение до окончания ими  данного образовательного учреждения.

 Выпускники этих образовательных  учреждений обеспечиваются соответствующим  образовательным учреждением сезонной  одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской  Федерации, а также единовременным  денежным пособием в сумме  не менее 200 руб. (в ред. Федерального  закона от № 122-ФЗ 07.08.2000). Помимо  полного государственного обеспечения  им выплачивается стипендия, размер  которой увеличивается не менее  чем на 50% по сравнению с размером  стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

 Кроме того, им выплачивается  ежегодное пособие на приобретение  учебной литературы и письменных  принадлежностей в размере трехмесячной  стипендии. Выплата указанного пособия  осуществляется в срок до 30 дней  с начала учебного года за  счет средств вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации (в ред. Федеральных законов № 122-ФЗ от 07.08.2000, № 34-ФЗ от 08.04.02).

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

 В основные обязанности  медицинских работников учреждения  входят: наблюдение за состоянием  здоровья, физическим и нервно-психическим  развитием воспитанников, оказание  медицинской помощи; организация  и проведение два раза в  год углубленных медицинских  осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных  мероприятий, оценка их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.

 Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

 В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

 В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

 Дополнительные гарантии права на труд.

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации утвержден постановлением Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для них специальные рабочие места, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации обеспечивают профессиональную  подготовку и профессиональную  деятельность выпускников учреждений  социального обслуживания для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей. В учреждении  социального обслуживания могут  быть созданы специализированные  рабочие места.

 Социально-правовые услуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.

 Должностные лица органов  государственной власти Российской  Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления  несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую  ответственность за несоблюдение  положений Федерального закона  в соответствии с Конституцией  РФ, с законодательством Российской  Федерации.

 Психологическая помощь. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи. Психологическая помощь включает в себя: психопрофилактику и психогигиену; психодиагностику; психологическое консультирование; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; психологическое просвещение и т. д.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами