Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Бытует мнение о том, что «выметать сор из избы», по крайней мере, неприлично, а все возникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошо вмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутрисемейные. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТСР(ср с детьми из небл семьи.docx

— 48.78 Кб (Скачать файл)

Во время правления  Петра I система помощи нуждающимся проходит ряд преобразований. Только с 1706 года начинают призревать детей и вдов служащих людей, но социальная политика в отношении этой категории проводится по остаточному принципу. В губерниях начинают строить “сиротские дома”. При церквях организовывались школы для детей, в том числе и бедных, в которых обучали арифметике, письму, чтению. Издается Указ о запрете убийства незаконнорожденных детей.

Начинае развиваться благотворительность. В 1796 году императрица Мария Федоровна берет на себя руководство над благотворительными обществами, которые помогали и в том чесле сиротам и детям бедных родителей.

“В общественной практике складываются государственные подходы  к проблемам инвалидности, материнства  и детства, а так же социальной патологии: профессиональному нищенству, алкоголизму, детской безнадзорности.”[5]

Более динамична стала развиваться социальная помощь семье в конце XIX – начале XX века. “В 1913 году к особым учереждениям добавляется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призваным распростронять по уходуза младенцами и бороться с детской смертностью. В том же году с целью призрения сельских сирот учреждается Романовский комитет.”[6] Были организованы “бесплатные колыбельни”,убежища, ясли для детей, родители которых разных забот оставляют их одних. Впервые начали презреваться дети, чьи родители погибли в войнах.

После революции 1917 года начинается формирование основ системы социального  обеспечения населения. Создается  Народный комисариат государственного призрения, начинается упразднение существующих органов помощи, которые заменяются отделами, занимающимися той или иной проблемой. Так в январе 1918 года открывается отдел по охране материнства и детства.

Для семей, чьи кормильцы  ушли на фронт выдаются пайки. Законодательство устанавливало основные виды социального  обеспечения: беременными и роженицам, семьям призванных на флот и в армию, семьям погибших на войне выплачивались  пособия.

В 90-х годах ХХ века в  России сложилась неблагоприятная  социально-экономическая ситуация, которая сильно повлияла на институт семьи и брака. Постоянно ростет число разводов, число детей, рожденных вне брака и детей, которых матери оставляют в родильных домах. Принемались ряд мер по укреплению семьи и брака, издавались законы. Например, “О дополнительных мерах об охране материнства и детства”, “О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат” и многие другие.

В настоящее время происходит формирование новой системы социального  обеспечения семьи в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями

2.1 Ребенок в  неблагополучной семье

 

Детский психолог М.И. Буянов в своей книге «Ребенок из неблагополучной  семьи» говорит о том, что «только  система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться  как благополучная или неблагополучная.»  Отсюда можно сделать вывод о  том, что неблагополучная семья  – это семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее.

По данным сайта #"#_ftn7" name="_ftnref7" title="">[7]

Существует множество  причин, из-за которых ребенок может  попасть в группу риска. Олиференко Л.Я. в своей работе «Социально-педагогическая потдержка детей группы риска» выделяют следующие:

1. Асоциальное поведение  родителей, пьянство;

2. Устройство на квартире  родителями притонов;

3. Сексуальное развращение  собственных детей;

4. Убийство одного из  родителя собутыльниками или  другим родителем на глазах  у ребенка;

5. Пребывание одного из  родителей в тюремном заключении;

6. Лечение одного из  родителя от алкоголизма, психического  заболевания;

7. Жестокое обращение  с детьми;

8. Оставление одних малолетних  детей без пищи и воды;

9. Отсутствие постоянного  места жительства;

10. Побеги из дома, конфликты  со сверстниками и многие другие  причины.

Чаще всего невозможность  проживания ребенка в семье происходит не вследствие одной какой-то причины, а из-за их совокупности. Длительное воздействие таких совокупностей  приводит к психическим и физическим нарушениям у ребенка. Происходит нарушение  социализации личности ребенка.

Самые сильные и трудно заживающие душевные раны, которые  человек получает в детстве –  это раны, нанесенные собственными родителями. «Эти раны не заживают всю  жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических  болезнях, отклоняющемся поведении, потери ценности себя, неумении строить  свою жизнь.»[8]

Чаще всего, неблагополучная  семья является результатом того, что родители будучи детьми воспитывались в подобных условиях жизнедеятельности. Родительское поведение откладывается в детской психике, на бессознательном уровне, еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем человек воспроизводит поведение родителей в своей семье.

Из-за невыполнения родителями обязанностей, появляются дети беспризорные, безнадзорные и дети-беглецы.

«Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны  родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под  одной крышей с родителями, сохраняет  связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к  какому-либо члену семьи, но связи  эти хрупки и находятся под  угрозой атрофии и разрушения.

Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского  или государственного попечения, постоянного  места жительства, соответствующих  возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и  развивающего воспитания.

Дети-беглецы – дети, убежавшие  из дома или воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с  учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису  отношений.»[9]

Поведение детей из неблагополучных  семей нередко противоречит общественным правилам и нормам. Для этих детей  не среди взрослых, не среди сверстников  нет авторитетов. Во взрослом возрасте они более других склонны к  правонарушениям.

2.2 Виды неблагополучных  семей

Критерии, по которым семей  относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

1) Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию  семейных отношений и мешает  семье выполнять свои функции,  а также наносит психики ребенка  непоправимый урон, является алкоголизм  родителей.

У родителей-алкоголиков  в большинстве рождаются больные  и умственно отсталые дети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в  процессе зачатия, во время беременности и на протяжение всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

У подростка формируется  система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений  с окружающими его людьми. Но самое  главное на этой ступени развития ребенка – это его отношение  с родителями. Сильное желание  иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго  с детьми из семей алкоголиков.

Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая  сильно отличается от семей, в которых  воспитываются его сверстники, в  семье, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой  тяжелое материальное положение, где  мало внимания уделяют детям, это  является причиной формирования негативного  отношения к семье, которая для  этого ребенка никогда уже  не станет высшей ценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер.

2) Еще один вид неблагополучной  семьи – это педагогически  несостоятельная семья. Такой  статус получают семьи, в которых  на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникают серьезные педагогические ошибки.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются  явные дефекты воспитания, и описывает  наиболее часто встречающиеся:

a) Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителям.

b)   Гиперопека

i) Скрытая

ii) Явная

В этом случае ребенка стараются  защитить от всех возможных и невозможных  трудностей и опасностей современной  жизни. Ребенок из такой семьи, как  правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники – часто результат такого воспитания.

c) Гипоопека, то есть недостаток опеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

d)   Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

e) Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

3) Следующий вид неблагополучных  семей – криминально-аморальные  семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей  своих обязанностей, являются криминальные  факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

«Наибольшую опасность по своему негативному воздействию  на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких  семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей , отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.»[10]

4) Асоциально-аморальные  семьи, хотя и кажутся внешне  вполне респектабельными, но оказывают  неблагоприятное воздействие на  детей благодаря своим моральным  представлениям, прививают им антиобщественные  взгляды. Внешняя обстановка в  семье вполне благоприятная, уровень  жизни высокий, но духовные  ценности подменены.

5) Также можно выделить  конфликтные семьи. «Конфликтная  семья, в которой по различным  психологическим причинам личные  взаимоотношения супругов строятся  не по принципу взаимоуважения  и взаимопонимания, а по принципу  конфликта отчуждения. Конфликтные  семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой  взаимоотношений супругов, так и  «тихими», где отношения супругов  характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого  взаимодействия. »[11]

В таких случаях семья  тоже отрицательно влияет на становление  личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.

Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей