Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:19, реферат
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями,
сущность и содержание ……………………………………………………… 5
Глава 2. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………....15
Список литературы……………………………………………………………... 17
Семьи с детьми-инвалидами - особая категория, относящаяся к «группам риска». Известно, что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще.
Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.
Социальный работник, занимающийся проблемами детей-инвалидов, находится в постоянном поиске новых эффективных форм, методов и средств социальной реабилитации, опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации. Сотрудники учреждений соцзащиты стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.
Анализ жизнедеятельности
детей и семей, имеющих детей-инвалидов,
специальное изучение навыков самообслуживания
и бытового труда детей обнаружило
их весьма сниженный характер. Значительно
страдает коммуникативная деятельность
детей с ограниченными
Программа реабилитации - это
система мероприятий, развивающих
возможности ребенка и всей его
семьи, которая разрабатывается
командой специалистов (состоящей из
врача, социального работника, педагога,
психолога) вместе с родителями. Во
многих странах такой программой
руководит один специалист - это
может быть любой из перечисленных
специалистов, который и отслеживает
и координирует реабилитационную программу
(специалист-куратор). Такая система
мероприятий разрабатывается
По прошествии установленного
срока специалист-куратор
Программа реабилитации - это
четкий план, схема совместных действий
родителей и специалистов, способствующих
развитию способностей ребенка, его
оздоровлению, социальной адаптации (например,
профессиональной ориентации), причем
в плане обязательно
Необходима программа, которая будет включать следующие мероприятия:
* медицинские (оздоровление, профилактика);
* специальные (образовательные, психологические, социальные,
психотерапевтические),
При этом остальным членам
семьи необходимо разбираться в
тонкостях детского развития, учиться
общению друг с другом и с малышом,
чтобы не усугубить первичные
дефекты развития неблагоприятными
воздействиями извне. Поэтому в
программу реабилитации будут входить
организация благоприятного окружения
ребенка (включая обстановку, специальное
оборудование, способы взаимодействия,
стиль общения в семье), приобретение
новых знаний и навыков родителями
ребенка и его ближайшим
После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-курьером и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.
Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей. Если не спросим их об этом.
На первый взгляд ребенок-инвалид
должен быть центром внимания своей
семьи. В действительности же этого
может не происходить в силу конкретных
обстоятельств каждой семьи и
определенных факторов: бедность, ухудшение
здоровья других членов семьи, супружеские
конфликты и т.д. В этом случае
родители могут неадекватно воспринимать
пожелания или наставления
Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представление о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.
Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой.
Делая выводы можно отметить,
что социальному работнику
Заключение.
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Важнейшей проблемой при
работе с детьми с ограниченными
физическими возможностями
Методологическим основанием
программы психолого-
Список использованной литературы
1 .Конвенция о правах
ребенка. (одобрена Генеральной
Декларация о правах умственно отсталых лиц -М., Юристъ, 2001.
2. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
3.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -- М., Инфра-М, 2001.
4. Вачков И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов // Школьный психолог. N 38. 2000.
5.Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. - М., Владос, 2003.
6.Инвалиды: язык и этикет. -М.: РООИ “Перспектива”, 2000.
7. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.
8.Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г.
Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями