Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:17, реферат
Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с инвалидами обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении*.
2. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи.
Отделение Дневного пребывания (ОД П)
ОДП является полустационарным структурным подразделением центра и обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.
В штат ОДП вводятся должности
культорганизатора, медсестры, инструктора
по труду, заведующего, психолога, а также
младшего обслуживающего персонала. ОДП
создается для обслуживания от 25 до 35 граждан.
Продолжительность обслуживания в отделении
устанавливается исходя из очередности
граждан на обслуживание, но не менее 2
недель. Правда необходимо отметить, что
пожилой человек, инвалид, нуждающийся
в социальной и другой помощи, имеет возможность
повторно через год (в каждом регионе устанавливаются
свой регламент) пройти обслуживание в
отделении дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания выделяются
помещения для кабинетов доврачебной
медицинской помощи, клубной работы, библиотеки,
лечебно-трудовых мастерских, комнаты
психологической разгрузки, медицинских
кабинетов (чаще всего это кабинет стоматолога)
и т. д.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном
согласии и в соответствии с медицинскими
рекомендациями участвовать в посильной
трудовой деятельности в специально оборудованных
лечебно-трудовых мастерских или подсобных
хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется
под руководством инструктора по труду
и под наблюдением медицинского работника.
Отделение срочного социального
обслуживания (ОССО)
ОССО предназначается для оказания престарелым
гражданам и инвалидам, остро нуждающимся
в социальной поддержке, помощи разового
или краткосрочного характера, направленной
на поддержание их жизнедеятельности.
В штаб ОССО вводятся должности специалиста
по социальной работе, заведующего, медицинского
работника, а также психолога и юриста.
Работниками ОССО осуществляется выявление
и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных
и иных видах помощи, с целью ее последующего
предоставления. ОССО должно располагать
минимальным набором лекарственных препаратов
и перевязочных средств для оказания срочной
доврачебной помощи. Деятельность ОССО
строится на сотрудничестве с различными
государственными учреждениями, общественными,
благотворительными, религиозными организациями
и объединениями, фондами, а также отдельными
гражданами.
К перечню услуг, предлагаемых центром,
относятся:
* услуги по организации питания, быта,
досуга;
* социально-медицинские
услуги;
*социальные;
* социально-психологические;
* правовые услуги.
Одним из важных направлений деятельности
всех организаций и служб, оказывающих
помощь инвалидам, является создание условий
для поддержания здоровья и благополучия
тех, кто временно оказался в затруднительном
положении экономического или социального
характера. К таким мероприятиям можно
отнести предоставление дополнительных
рабочих мест для людей с ограниченными
возможностями, организацию для них производства
на дому и т. д.
Социальная забота о трудоустройстве
и быте инвалидов невозможна без управленческих
органов. Они существуют на всех уровнях
государственного управления. В Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации имеется несколько комитетов,
которые в большей или меньшей мере занимаются
проблемами инвалидов: комитет по труду
и социальной политике, комитет по делам
ветеранов, комитет по охране здоровья,
комитет по делам женщин, семьи и молодежи.
В Совете Федерации Федерального Собрания
России также имеется комитет по социальной
политике, одной из главных функций которого
является социальная защита населения.
Составная часть этого комитета — управление
по делам инвалидов. В республиках, краях,
областях страны функционируют управления
делами инвалидов, соответствующие центральным
органам. Во всех административных округах
также действуют комиссии, отделы, управления
по делам инвалидов.
Ещё один управленческий аспект – организаторская
работа с инвалидами. Сейчас можно услышать
или прочитать: состоялся пробег инвалидов
на колясках, открылось выставка художественно-прикладных
работ инвалидов, прошёл фестиваль творчества
инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов
и т.д. Все эти мероприятия совершаются
не сами собой. Они – результат больших
организаторских усилий. Проведение таких
мероприятий – поле приложения труда
социальных работников. Нужно найти заинтересованных
людей, организации, помещения, спонсоров,
которые оплатили бы расходы, распространить
рекламу, организовать продажу изделий
и т.д. и т.п. Можно встретить немало примеров
продуманной организации социальной защиты,
оказания разносторонней помощи инвалидам.
Выводы по первой главе:
Таким образом, анализ литературы позволил
нам сделать следующие выводы:
Инвалидом считается лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеванием,
последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
Статус инвалида определяется правовыми
и ведомственными документами, такими
как Декларация ООН « О правах инвалидов»
и другими документами.
В работе с инвалидами можно выделить
следующие направления: медико-социальная
помощь; медико-социальная экспертиза;
медико-социальные услуги, оказываемые
специальными отделениями помощи на дому
и ЦСО; услуги, предоставляемые отделениями
срочной социальной помощи; социально-бытовая,
медицинская, психологическая консультация
и др.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России.
2.1. Региональный
опыт работы центров
В последние годы в России
сформировались основные направления
в социальной политике, направленные
на максимально возможную
Реализация государственной политики
в отношении инвалидов осуществляется
через государственные структуры, неправительственные
организации и общественные объединения.
Одним из эффективных механизмов реализации
государственной политики в отношении
инвалидов являются федеральные и региональные
программы, выполнение которых призвано
обеспечить необходимые условия для индивидуального
развития и реализации возможностей людей
с ограниченными возможностями. К таким
программам относятся: «Разработка и производство
технических средств реабилитации для
обеспечения инвалидов», Социальная поддержка
инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды››
и др.
Во многих городах России (Екатеринбург,
Ростов, Москва) организованы комнаты медико-социальной
помощи, где медицинские сестры Красного
Креста осуществляют мероприятия первичной
медико-санитарной помощи, проводят несложные
медицинские процедуры, обучают население
уходу за больными, инвалидами и престарелыми.
Кроме медико-социальной помощи, оказывают
бытовые услуги: выдают напрокат предметы
ухода за больными, транспортные средства,
костыли и т. п.
Помимо государственных органов управления
имеются и ведомственные управленческие
подразделения, занимающиеся делами инвалидов.
Во многих поликлиниках работают специальные
врачи, как правило, в ранге заместителей
главных врачей поликлиник, которые дают
заключения и оформляют документы на представление
граждан к инвалидности в органы социального
обеспечения. Во всех администрациях округов
и районов созданы специальные медико-социальные
экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают
окончательное решение об инвалидности
людей, определяют группы инвалидности,
выписывают документы (справки), служащие
юридическим основанием для оформления
инвалидности.
В системе социального обеспечения действуют
управления, отделы, сектора, которые назначают
пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией,
перерасчетом сумм, переводом пенсий на
трудовые сберегательные книжки или в
почтовые отделения связи, обслуживают
инвалидов на дому и т. д. Это — окружные,
муниципальные, районные управления, куда
ежедневно обращаются сотни клиентов
и которые обслуживают десятки тысяч людей,
нуждающихся в социальном обеспечении
и поддержке.
Управленческие функции по делам инвалидов
выполняют также органы министерств обороны,
внутренних дел, безопасности, иностранных
дел и др. Действуют всероссийские общества
инвалидов, глухих, слепых, возглавляют
которые правления, имеющие вертикальную
управленческую структуру вплоть до специализированных
предприятий.
Есть необходимость рассмотреть опыт
работы с инвалидами в Калужской области,
где разработана специальная Программа
профессиональной реабилитации и содействия
занятости инвалидов. В программе представлен
анализ и намечаются пути решения различных
блоков проблем: численность и структура
инвалидов; безработица среди инвалидов
и занятость инвалидов в регионе; намерения
инвалидов по трудоустройству; основные
направления профреабилитационной работы;
мероприятия по содействию занятости
инвалидов.
В целевойпрограмме реабилитации детей-инвалидов
и членов их семей на базе Реабилитационного
центра «Ивма» города Калуги представлены
материалы по учебно-педагогической работе,
направленной на помощь детям-инвалидам
и их родителям. Основные цели и задачи
Реабилитационного центра объединены
в следующие блоки:
- информационный блок — создание благоприятной
информационно-методической среды для
обеспечения выживания, зашиты и развития
детей-инвалидов и их семей;
- учебно-педагогический блок, ориентированный
на тезис ребенка-инвалида: «Помоги мне
сделать все самому»;
- блок прагматической школы — предпрофессиональное
обучение по конкурентным специальностям,
обучение надомному труду;
- блок медицинского оздоровления — создание
оздоровительных кабинетов традиционной
медицины с разработкой систем и методов
медицинского оздоровления детей-инвалидов,
восстановление и компенсация нарушенных
или утраченных функций организма; блок
духовного развития.
В Курской области создан центр медико-социальной
реабилитации для детей, страдающих детским
церебральным параличом и другими нарушениями
опорно-двигательного аппарата, дефектами
умственного и физического развития. Центр
оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской,
профессиональной, социальной реабилитации.
Центр медико-социальной реабилитации
решает широкий круг вопросов, включая
обследование и уточнение диагноза, разработку
индивидуальных программ реабилитации;
проведение психокоррекции с установкой
на активный образ жизни, труд, общение
в семье, обществе с навыками самообслуживания;
подбор детям вспомогательных средств
передвижения и др.
В Санкт-Петербурге создана программа
социальной реабилитации детей для детей-инвалидов
с поражением спинного мозга (центральники),
с ампутированными конечностями (опорники),
слабовидящих и слабослышащих, слепых
и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского
Центра социальной реабилитации детей-инвалидов,
действующего на стыке медицинских, инженерно-технических,
педагогических и социальных проблем
в рамках приоритетной муниципальной
программы «Город и техника — детям-инвалидам».
В последнее время широкое распространение
при оказании социальной помощи инвалидам
приобретает объединение усилий государственных
и общественных организаций. Органы социальной
защиты и Служба милосердия Красного Креста
действуют совместно в интересах инвалидов
в ряде регионов России (Калужская, Московская,
Астраханская обл.).
Направлениями совместной работы являются
составление и реализация социальных
программ и планов, проведение совместных
мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров
с руководящими и практическими работниками,
организация бригадной формы медико-социального
обслуживания престарелых и инвалидов,
создание комнат медико-социальной помощи,
подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание
инвалидов позволяет увеличить не только
число обслуживаемых, но и объем оказываемых
услуг. При бригадной форме медико-социального
обслуживания одновременно с услугами
бытового характера медицинский социальный
работник осуществляет мероприятия медицинского
характера (перевязки, рекомендации и
т.д.).
В Ростовской области создано 22 дома-интерната,
из них — 9 общего типа, 10 — психоневрологических,
3 — детских.
В последние годы в Ростовской области
введены в эксплуатацию 4 интерната: в
г. Волгодонске на 130 мест, в с. Новый Егорлык
Сальского района, в Миллеровском и Кашарском
районах на 50 мест каждый.
В стационарных социальных учреждениях
области проживает около 5 тысяч престарелых
и инвалидов.
Комитет труда и социального развития
и администрации стационарных учреждений
Ростовской области принимают все меры,
чтобы условия проживания в интернатах
были приближены к домашним. Престарелые
и инвалиды обеспечены благоустроенным
жильем, необходимой мебелью, питанием
(в том числе детским), постельными принадлежностями,
одеждой, обувью.
92 врача, 645 человек среднего и 1630 человек
младшего медицинского персонала оказывают
проживающим повседневную медицинскую
помощь. Ежегодно проводятся профилактические
осмотры врачами узких специализаций;
по заключению медицинских работников
нуждающиеся своевременно госпитализируются
в стационарные лечебно-профилактические
учреждения.
Системой в работе домов-интернатов стало
проведение активирующей терапии, комплекса
мероприятий по социально-трудовой реабилитации
с целью поддержания личностного и социального
статуса престарелых и инвалидов.
В результате комплекса проводимых терапевтических
и психологических мероприятий отмечается
положительная динамика в самочувствии
проживающих, активизация физической
и умственной деятельности.
Созданные 59 отделений милосердия, 2 геронтологических
отделения позволили улучшить уход за
тяжелобольными.
Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах
направлены на сохранение и восстановление
физического, психологического статуса,
восстановление потребности трудиться,
укрепление психологической приспособляемости
проживающих. Во многом этому способствует
введение в штат интернатов психологов,
воспитателей и социальных работников.
В лечебно-трудовых мастерских, созданных
в домах интернатах, трудотерапией заняты
около 20% проживающих, кому по медицинским
показаниям рекомендован труд, 80% привлекаются
к участию в различных трудовых процессах
на предприятиях и в организациях, а также
на подсобных работах в домах-интернатах.
Социальной адаптации способствует привлечение
к участию в различных творческих объединениях,
в проводимых смотрах, конкурсах, посещение
культурно-зрелищных мероприятий.
2.2. ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДОВ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В Москве создана и в
целом успешно функционирует
система социального
Источниками финансирования социальных
программ являются средства местного
бюджета, отделения Пенсионного фонда
Российской Федерации по г. Москве, городского
фонда социальной поддержки населения,
благотворительных организаций и др.
Организационная структура социальной
помощи нуждающимся в ней гражданам включает
в себя: отделения социальной помощи на
дому, центры социального обслуживания,
отделения дневного (ночного) пребывания,
отделения срочной социальной помощи.
В деятельности этих структур значительный
удельный вес имеет работа именно с инвалидами.
Отделения социальной помощи на дому создаются
специально для категорий граждан с низкой
степенью самообслуживания. В настоящее
время, в Москве действует свыше 700 отделений
социальной помощи на дому, которые обслуживали
90721 человека. Для сравнения — в 1990г. такую
помощь получали 30085 человек.
Центры социального обслуживания выявляют
нуждающихся в помощи, создают банки данных
по различным категориям своих клиентов,
оказывают медицинскую, социально-бытовую,
консультативную, социально-психологическую
помощь, берут на себя заботу о быте одиноких
и престарелых инвалидов.
В Москве функционируют два реабилитационных
центра для инвалидов, в которых осуществляется
психологическая реабилитация. В структуре
центров социального обслуживания населения,
центров социальной помощи семье создано
40 отделений социальной реабилитации
инвалидов, в них работают 30 психологов,
ежегодно они проводят психологическую
реабилитацию более 5 тыс. инвалидов. Они
детализируют и конкретизируют индивидуальные
программы реабилитации инвалидов, уточняют
психологический компонент реабилитационного
потенциала, осуществляют динамический
контроль над процессом реабилитации.
В Московской области в городах и районах
создано 25 реабилитационных учреждений
для инвалидов, социально- психологическая
реабилитация в них ведётся весьма активно,
в ней задействованы 42 профессиональных
психолога.
В Москве действует 65 отделений срочной
социальной помощи, комнаты медико-социальной
помощи, социально-психологической помощи.
Ежегодно в этих отделениях оказывается
различная помощь до 88 000 нуждающимся.
В Москве сами инвалиды организовали реабилитационный
центр «Преодоление», который не только
оказывает моральную, учебную, организационную
помощь, но и наладилвыпускинвалидных
колясок, превосходящих по многим параметрам
(весу, прочности, мобильности, функциональности)
известные в мире шведские коляски. Этот
пример свидетельствует о том, что среди
инвалидов есть много талантливых мастеров,
организаторов. Одна из задач социальной
работы — найти этих людей, содействовать
им в организации дела, сформировать вокруг
них коллектив и тем самым помочь многим.
В Москве в службе медико-социальной экспертизы
также работает более 30 психологов, число
психологических консультаций за последний
год увеличилось на 16%. Это свидетельствует
о возрастающей роли психологического
исследования в формировании экспертного
решения и определения нуждаемости в реабилитации.
Инвалидам, чья государственная пенсия
ниже установленной в Москве «социальной
нормы проживания», осуществляетсядоплата к пенсии из городского
бюджета.
Существенную роль в комплексе мер по
социальной поддержке имеет санаторное лечение.
Престарелые граждане, включая инвалидов
Великой Отечественной войны и приравненных
к ним лиц, инвалидов труда при первичном
выходе на инвалидность, по российскому
законодательству имеют право наполучение
один раз в два года бесплатной путёвки
на санаторно-курортное лечение. В течение
2002 г. в Москве этим правом воспользовались
свыше 20 тыс. человек.
В Москве полностью решены все вопросы,
связанные с протезированием и обеспечением
инвалидов креслами-колясками.
Если учесть все расходы, связанные с оказанием
социальной поддержки нуждающимся категориям
населения, включая инвалидов, то в 1995
г. из городского бюджета на эти цели был
направлен 1 трлн. рублей. Это существенная
добавка к государственным пособиям.
Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые
на оказание социальной помощи нуждающимся
москвичам, должны обеспечить власти.
Однако данные социологических исследований
говорят о противоположноммнении. В июле
1995 г. Институт социологических и маркетинговых
исследований провел опрос 1207 жителей
столицы по теме «Практическая реализация
городскими и муниципальными структурами
управления социальных программ».
Согласно данным исследования, лишь 6,6%
опрошенныхинвалидов ощутили социальную
поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась.
Бесплатное питание, обслуживание на дому
получили только 8,8% инвалидов, а 91,2% дали
ответ, что эти мероприятия их не коснулись.
Санаторно-курортное лечение получили
9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов,
а 90,8% его не получили.
Объяснение этому найти легко. Когда большие
суммы делят на столь же большое количество
пенсионеров и инвалидов, нуждающихся
в социальной поддержке, то персонально
каждому достается не так уж и много.
Финансовая социальная поддержка, вне
всякого сомнения, нужна. Но только тем,
кто сам не в состоянии заработать себе
на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье
или слабое здоровье, способен удовлетворить
свои насущные потребности, нужны не столько
денежные пособия, сколько возможность
получить работу. Но в этом направлении
правительство Москвы делает не много.
Можно говорить даже об ущемлении прав
престарелых и инвалидов. Количество работающих
инвалидов в Москве с каждым годом сокращается.
Следовательно, с каждым годом увеличивается
число тех, кому нужна денежная помощь.
А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность
социальной политикой правительства столицы.
К новым формам обслуживания престарелых,
одиноких, инвалидов относятся так называемые поезда милосердия. Комплексная
бригада формируется из числа работников
социальной защиты, врачей различного
профиля. Они оказывают медико-социальную
помощь преимущественно людям, проживающим
на отдаленных разъездах, небольших станциях,
вдали от крупных городов или районных
центров. Помощь оказывается медицинского,
социального, бытового, социально-психологического
и другого характера. Одновременно оказывается
и материальная помощь (продукты питания,
промышленные товары, домашние аптечки
с медикаментами и др.).
Основные сферы жизнедеятельности человека
— труд и быт. Здоровый человек приспосабливается
к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации:
чтобы они свободно могли дотянуться до
станка и выполнять на нем производственные
операции; могли сами, без посторонней
помощи выехать из дому, посетить магазины,
аптеки, кинотеатры, преодолев при этом
и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы,
и пороги, и многие другие препятствия.
Необходимо, чтобы они чувствовали себя
на равных со здоровыми людьми и на работе,
и дома, и в общественных местах. Это и
называется социальной помощью инвалидам,
людям престарелого возраста — всем тем,
кто неполноценен физически или психически.
Выводы по второй главе: Анализ
специальной литературы и документов,
обобщающих опыт работы учреждений социальной
защиты позволяет нам сделать вывод, что
в Москве и других регионах России накоплен
большой опыт работы с инвалидами. Основными
документами, которыми руководствуются
цетры социального обслуживания, социально-реабилитацуионные
центры являются федеральные и региональные
программы: -
- «Разработка и производство технических
средств реабилитации для обеспечения
инвалидов»;
- «Дети России»;
-«Дети-инвалиды;
- Программа профессиональной реабилитации
и содействия занятости инвалидов.
В учреждениях социальной защиты используются
различные формы работы, направленные
на социальное, социально-психологическое
и физическое состояние инвалидов:
Заключение.
В Российской Федерации в
конце XX в начале ХХI века, как и во всём
мире, наблюдался рост числа инвалидов.
С 1994 по 2001 годы детская инвалидность в
России выросла на 45%. Среди причин, способствующих
возникновению инвалидности, основными
являются ухудшение экологической обстановки,
неблагоприятные условия труда женщин,
что сказывается на детской инвалидности,
рост травматизма, отсутствие нормальных
условий труда и культуры здорового образа
жизни, высокий уровень заболеваемости.
Социальная поддержка и реабилитация
инвалидов, - процесс сложный, противоречивый.
Он включает взаимодействие общества,
семьи, личности родителей и ребенка-инвалида.
Ряд исследователей, анализируя политическую,
экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся
в обществе, рассматривают ее влияние
на современное состояние инвалида и их
семьи. Трансформация общества в той или
иной мере затронула все слои населения.
Инвалид и его семья, нуждается в постоянном
повышенном внимании и защите со стороны
общества. Многие авторы неоднократно
указывали на необходимость научного
изучения инвалидов и инвалидности и на
научную разработку коррекционных мер,
предлагаемых для реализации им конкретной
помощи.
В целях их социальной защиты принимаются
законы, выделяются средства на организацию
лечения, реабилитации, образования и
досуга, предпринимаются меры по безбарьерному
доступу в различные структуры и обеспечению
информацией. Для людей с ограниченными
возможностями здоровья предусматриваются
дополнительное питание, летний отдых
и т.п. Однако любых усилий государства
будет недостаточно, если не проводить
целенаправленную социальную работу с
самими инвалидами и их семьями, имея в
виду возможную активизацию их жизнедеятельности
и обеспечение посильной интеграции в
общество.
Организация комплексной социальной,
психосоциальной и медико-социальной
работы с людьми с ограниченными возможностями
здоровья прежде всего зависит от того,
в каком возрасте получена инвалидность.
Разные возрастные периоды обусловливают
специфику инвалидов и соответственно
во многом определяют направления и средства
деятельности по их активизации.
Для того чтобы помочь взрослому инвалиду,
используются все методы социальной, медико-социальной
и психологической работы, в которые лишь
вносится некоторая специфика. Методики
активной социальной работы с инвалидом
и его семьей вплотную смыкаются с понятием
социальной реабилитации, которая представляет
собой систему и процесс восстановления
способности к самостоятельной общественной
и семейно-бытовой деятельности . Социальная
реабилитация включает в себя социально-средовую
ориентацию и социально-бытовую адаптацию.
Эти две составляющие, по сути, обобщают
все необходимое в работе с инвалидом.
Так, в социально-бытовой адаптации используются
информирование и консультирование инвалида
и его семьи; адаптационное обучение; формирование
у инвалида навыков самообслуживания,
обеспечения персональной сохранности,
социальных навыков; выделение технических
средств реабилитации и обучение пользованию
ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.
Мероприятия по социально-средовой ориентации
включают социально-психологическую реабилитацию,
психодиагностику и обследование личности
инвалида, психологическую коррекцию
и психотерапию, психопрофилактическую
и психогигиеническую работу, психологические
тренинги, привлечение инвалидов к участию
в группах взаимоподдержки, клубах общения,
оказание экстренной (по телефону) психологической
и медико-психологической помощи. Сюда
также могут быть отнесены формирование
социальной независимости, навыков общения,
проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой
и спортом, предоставление помощи в решении
личных проблем, социально-психологический
патронат семьи.
Учитывая проблемы с которыми сталкиваются
учреждения социальной защиты считаем
необходимым в условиях становления службы
медико-социальной реабилитации, социальной
помощи, социально-психологической поддержки
инвалидов на федеральном, региональном
и местном уровнях следующее:
1. Усовершенствовать систему повышения
квалификации социальных работников,
медиков и социальных психологов, службы
медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов, ЦСО, социально-психологических
центров организовав в федеральных научно-практических
центрах базы для повышения квалификации
социальных работников, социальных медиков
и социальных психологов.
2. Регулярно проводить научно-практические
семинары и конференции по социальным,
медико-социальным и психологическим
проблемам экспертизы и реабилитации.
3. Усовершенствовать систему научно-методического
консультирования социальных, медико-социальных
и психологов практиков. Ввести общественную
должность главного психолога на всех
уровнях службы социальной защиты и реабилитации.
4. Усовершенствовать информационное,
методическое и техническое обеспечение
деятельности социальных, медико-социальных
работников и психологов в подведомственных
учреждениях.
5. Усовершенствовать нормативные вопросы
деятельности социальных, медико-социальных
работников и психологов в реабилитационных,
экспертных учреждениях, центрах социальной
помощи, социально-психологической помощи
(нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).
6. Пересмотреть штатные нормативы учреждений
социальной защиты и реабилитации инвалидов,
социальной, медико-социальной и психологической
службы в учреждениях социального обслуживания
и реабилитации.
7. Стимулировать становление и развитие
социальной, медико-социальной и психологической
службы в подведомственных учреждениях
в регионах.
8. Сформировать координационный совет
психологов, социальных и медико-социальных
работников для обеспечения деятельности
социальной, медико-социальной и психологической
службы экспертизы и реабилитации инвалидов.
Библиография:
3. Быков Д.А. Дети с
5. ГостюшинА.В., Шубина С.И. Азбука выживания:
Человек в чрезвычайных обстоятельствах.
Экстремальная медицина. – М., 1995.
6. Государственный доклад «О положении
инвалидов в Российской Федерации». —
М., 1995.
7. Грачев Л.К. Программа социальной работы
с семьями, имеющими детей-инвалидов. –М.,
1992.
8. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности
в Российский Федерации. – М., 1995.
9. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид
и общество: социально-психологическая
интеграция// Социс. 1991. №5.
10. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды:
дискриминируемое меньшиство?// Социс.
1992. №5.
11. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-
психологические проблемы инвалидов//Человек:
его сущность, развитие и проблемы. Вып.
1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000.
12. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б ., Демидов Н.А.
Социальные проблемы инвалидности// Социологические
исследования. – 1988. - № 4.
13. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и
место социальных работников в обслуживании
инвалидов и пожилых людей. — М., 1995.
14. Деятельность психолога в службах медико-социальной
экспертизы и реабилитации инвалидов
/ Метериалы всероссийской научно-практической
конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября
2002г. – М., 2002.
15. Жилая среда для инвалидов. — М., 1990.
16. Жить, как все. О правах и льготах для
инвалидов/ Под ред. С.И. Реутова. – Пермь:
РИЦ «Здравствуй», 1994.
17. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной
организации инвалидов, ее участие в формировании
государственной политики/Проблемы семьи
и детства в современной России. — Ч. 2.
— М., 1992.
18. Комплексные методики активизации социальной
работы с семьёй: Научно-методическое
пособие / Под ред. В.Ю. Меновщикова. – М.:
Государственный НИИ семьи и воспитания,
2001.
19. КузнецоваВ.А. О практике и перспективах
социальной помощи престарелым и инвалидам//Социальная
работа. – 1992. – Вып. 1.
20. Настольная книга специалиста: Социальная
работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой,
А.И. Осадчих. — М., 1996.
21. Основы социальной работы. Учеб. пособие.,
Изд. 2-е, испр. и доп.М., 2004.
22. Правовая защита семей, воспитывающих
детей-инвалидов / Сб. норм. актов / Сост.
О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев.
- М., 1996.
23. Профессионализация социальной работы
/ Отв. ред. Л.С. Малик. – Архангельск: Прморсеий
госуниверситет, 2001. 26. Социальная работа:
теория и практика: Учеб. пособие. М., 2004.
24. Сделать доступными для инвалидов/Пресс-клуб
для инвалидов//Социальное обеспечение.
- 1993. - № 2.
25. Социальная защита инвалидов. Норм,
акты и док-ты /Под ред. П.М. Маргиева. —
М., 1994.
26. Социальная защита населения: опыт органазационно-
27. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов
войны и труда / Библиотечка «Российской
газеты». — М., 1995.
28. Социальная работа в учреждениях здравоохранения.
— М., 1992.
29. Социальная работа с инвалидами. Настольная
книга специалиста/Под ред. Е.И. Холостовой,
А.И, Осадчих. —М.: Ин-т социальной работы,
1996.
30. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров
и инвалидов. – Минсоцзащиты, 1992. - Вып.
4.
31. Социальные технологии: теория и практика
/ Межвузовая научно-практическая конференция
13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М.
Оганян, С.С. Бразевич, С.Н. Войцеховский.
– СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003.
32. Теоретико-методологические аспекты
подготовки родителей, имеющих детей с
ограниченными возможностями / Под общ.
ред. В.М. Астапова. – М., 1996.
33. Технология социальной реабилитации
инвалидов: Метод. рекомендации. – М., 2000.
34. Храпылина Л.П. Основы реабилитации
инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — М., 1996.
35. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная
реабилитации: Учеб. пособие. – 3-е изд.
- М., 2004.
36. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование
инвалидности // Социологические исследования.
1999. №4.