Социальная работа с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов;
2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . . 19

1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32

2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Вложенные файлы: 1 файл

social'naya_rabota_s_invalidami.docx

— 94.04 Кб (Скачать файл)

Российский  Государственный Социальный Университет

 

Факультет интенсивного обучения и экстерната

 

Кафедра социальной психологии

 

      

 

   

Допустить к  защите

«___»______________2005 г.

________________________                                

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Социальная работа с инвалидами»

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка экстерната

 Легат  Юлия Сергеевна

______________

 

 

Научный руководитель:          

кандидат  психологических наук,

доцент, Суслова Т. Ф.

______________

 

 

 

 

Москва 2005

 

     

План:

                                                                                                                             Стр.  

  

             Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    3

 

    Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с

инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     8

 

1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

 

1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . .   10

 

1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . .  19

 

1.4. Управленческие  аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . . . . .   30

 

      Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. . 32

 

2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   32

 

2.2. Опыт  решения проблем инвалидов в  Москве и Московской области . . 38

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   44

 

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с инвалидами обусловлена следующими факторами:

     1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории  населения, в том числе и в долевом выражении*.

2. Несмотря  на рост числа инвалидов в  России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию  им социальной, социально-медицинской,  материальной, социальной  и другой  помощи. Одной из важнейших проблем  инвалидов является их не включенность  в общественное производство, так  как только часть регионов  активно занимается открытием  рабочих мест, что негативно сказывается  на их материальном положении  и психологическом состоянии.  В их число входят такие  большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний  Новгород и ряд другие.

3. В последнее  время специалисты разных профессиональных  направлений ведут разработку  технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения  инвалидов. Идет активное обсуждение  опыта работы ведущих социально-реабилитационных  центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических  форумах. Однако, считаем, что   есть необходимость постоянного  и целенаправленного изучения  проблем инвалидов как на государственном,  так и региональном уровне, в том числе и университетском.

4. Инвалид  в России сталкивается также  с такими проблема как одиночество,  так как их общение ограничивается  рамками родительской семьи или  ближайших родственников, невозможность  продолжить обучение и другое.

Все вышеперечисленное  подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей выпускной квалификационной работы.

     В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

     Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

     Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения _________________________

* См.: Преодолевая  барьеры инвалидности. – М., 1997. С.56

 препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью, как мы уже отмечали это негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

     Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

     Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

    Объектом исследования дипломной работы является  социальная работа с инвалидами.

    Предметом – опыт социальной, медико-социальной и социально-психологической работы с инвалидами.  

     Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.

     Исходя из цели, были поставлены  следующие задачи:

     1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов;

2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

Методы  исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, Л.К. Грачёва, А.В. Кузнецовой, Э.В. Устиновой и других.

Практическая  значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений социальной защиты может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности. 

 

            

   

 

 

 

Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

              СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

 

 

  • ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ

 

 

Термин  «инвалид»  восходит  к  латинскому корню (volid – «действенный,   полноценный,  могущий»)  и в буквальном  переводе  может означать  «непригодный»,  «неполноценный». В российском словоупотреблении,  начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие,   которые вследствие  заболевания,  ранения или увечья были  неспособны  нести воинскую  службу  и которых направляли  для дослуживания  на  штатские  должности.  Характерно,  что в Западной Европе  данное  слово имело такой же  оттенок,  то  есть    относилось  в первую  очередь к увеченным воинам.  Со  второй  половины  ХIХ в. термин  распространяется   и  на  штатских  лиц,  также  ставших  жертвами войны,  -  развитие  вооружений  и  расширение  масштабов  войн  все  более подвергали  мирное  население  всем  опасностям  военных конфликтов. Наконец,  после  Второй  мировой  войны  в  русле  общего  движения  по формулированию  и защите  прав  человека  в  целом  и  отдельных  категориях  населения  в  частности  происходит  формирование  понятия «инвалид»,  относящегося  ко всем лицам имеющим физические, психические  или  интеллектуальные  ограничения  жизнедеятельности.   

     Сегодня   инвалиды   относятся   к  наиболее  социально  незащищённой  категории  населения.  Их  доход   значительно  ниже  среднего, а  потребности в  медицинском   и  социальном  обслуживании  намного  выше.   Они  в   меньшей  степени  имеют   возможности  получить  образование,  не могут  заниматься  трудовой  деятельностью.  Большинство   из  них  не  имеет  семьи   и  не  желает  участвовать   в  общественной  жизни.  Всё   это   говорит  о  том,  что  инвалиды  в  нашем  обществе являются дискриминируемым  и  сегрегированным  меньшинством.

     Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

     В  связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных   людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

     Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

     Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

     Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.  

«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»*.

   «Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»**.

   Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в ___________________________                

      *, ** Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр. 196.  

разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

  Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

  В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.

  Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

 Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

 

Информация о работе Социальная работа с инвалидами