Социальная работа с неполной семьей (мать- одиночка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

В России, как и во многих развитых странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются прежде всего в снижении числа браков; падении рождаемости и уменьшении детности семьи; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.
Преобладающим типом семьи сегодняшней России остается супружеская пара с одним, реже с двумя и более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так называемые неполные семьи. За основание для социально-демографической идентификации "неполной семьи" принимается ситуация, при которой вследствие различных причин воспитание и уход за ребенком/детьми осуществляет один родитель.

Содержание

Введение
Глава1 Типы, причины возникновения, проблемы неполных семей
Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной семьи
Проблемы неполных семей
Типы матерей одиночек
Льготы и гарантии одиноким матерям
Глава2 Государственная поддержка одиноких мам
Технологии социальной работы с семьями матерей одиночек
Учреждения, в которые могут обратиться категория неполные семьи
Проект Центра социальной помощи неполной семье
Рекомендации одиноким матерям

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Также в рамках этого Центра проводятся различные семинары и «круглые столы» с родителями и детьми из неполных семей.

Жизненная ситуация, в которой оказываются дети неполных семей в условиях нынешней социально - экономической нестабильности, требует постоянного внимания. Так, должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, ведут учет таких детей, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителя, избирают формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

2.3 Проект Центра  социальной помощи неполной семье

 
В настоящее время государственная помощь неполным семьям предоставляется в различных Центрах помощи семье и детям. Деятельность этих Центров направлена на оказание помощи всем категориям проблемных семей. На мой взгляд, необходимо создать Центры, работающие с определенной группой семей, например с неполными семьями.

Целями данных учреждений будет являться:

  • практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь;
  • улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей;
  • содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.

Задачами центра будут являться:

  • выявление запроса на получение социальной, социально-психологической, социально-экономической и иной помощи со стороны неполных семей, учет социально неблагополучных семей, обратившихся за помощью к специалистам Центра, комплексное изучение, анализ и коррекция психолого-педагогических причин их социального и иного неблагополучия;
  • информирование семей о деятельности и возможностях Центра, привлечение к обращению в Центр семей, имеющих проблемы различного характера;
  • оказание разовой и систематической социальной, психологической, психолого-педагогической, юридической, социально-экономической, реабилитационной и иной помощи неполной семье;
  • организация профилактических, обучающих, коррекционных и иных мероприятий для семей и их членов, направленных на преодоление нарушений в сфере семейных отношений и предотвращение асоциального поведения;
  • сотрудничество с различными заинтересованными государственными, общественными, коммерческими и иными организациями и гражданами, привлечение их к решению вопросов социального обслуживания неполных семей;
  • координация усилий городских, районных и иных государственных органов, общественных организаций и т.д. по созданию и совершенствованию системы социально-психологической помощи семье и детям.

 

 

 

 

 

 

Структура Центра

Управление Центром осуществляет директор.

В каждом отделе имеется начальник отдела.

Основные функции отделов:

1)Информационно-аналитический  отдел осуществляет:

- первичный прием семей  и их членов и направление  их в соответствующие подразделения  Центра;

- выявление социального  запроса и учет семей, нуждающихся  в социальной, психологической и иной помощи;

- распространение информации  о задачах и содержании оказываемой  Центром помощи, пропаганду предоставляемых  Центром услуг, издание листовок, бюллетеней, информационно-просветительских  материалов, регулярных и периодических  изданий в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности;

2) Отдел социальной помощи  осуществляет:

- оказание социальной  помощи семьям в соответствии  с запросом (помощь социально-экономического  характера, материальная поддержка, содействие в получении льгот, пособий и компенсаций, натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищно-бытовых условий и т.п.);

- консультирование по  вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных  промыслов и т.д.;

- обеспечение и поддержку  формирования благоприятной социальной микро- и макросреды для семей и их членов, обратившихся за помощью;

- организацию и проведение  групповых и массовых мероприятий: семейных праздников, конкурсов, благотворительных  акций и т.д.

3) Отдел психолого-педагогической  помощи и консультирования осуществляет:

- все необходимые виды  психопрофилактических, психодиагностических  и психокоррекционных мероприятий  в отношении неполных семей, обратившихся  за помощью;

- педагогическое консультирование  и помощь;

- организацию иных видов  консультирования по запросу (психиатрическая, наркологическая, медицинская, юридическая и иная помощь).

4) Отдел работы с учреждениями  осуществляет:

- работу по различным  вопросам с государственными  и негосударственными учреждениями.

Для работы Центра необходимы такие специалисты как:

  1. Директор
  2. Заместитель директора
  3. Бухгалтеры
  4. Кадровик
  5. Начальник хозяйственной части
  6. Социальные работники
  7. Социальные педагоги
  8. Психологи
  9. Юристы
  10. Программисты

Деятельность Центров данного типа должна привести к уменьшению числа неполных семей, к организации благоприятного психологического климата в неполных семьях, к улучшению положения неполных семей в обществе.

На мой взгляд, для более эффективной работы Центра социальной помощи неполным семьям необходимо создать интернет-портал при данном учреждении. Таким образом, деятельность учреждения будет направлена на оказание помощи неполным семьям не только в учреждении но и на расстоянии, с помощью интернета. Деятельность Центра направлена на улучшение положения неполных семей в обществе, на улучшение качества обслуживания клиентов, на снижение количества неполных семей.

 

2.4 Рекомендации неполным семьям (одиноким матерям)

  • Не забывайте, что забота о ребенке – это намного важнее, чем душевные терзания о бросившем вас мужчине.
  • по возможности, не лишать своего сына мужского общества. Пусть он общается с дедушкой, братом или другими родственниками или знакомыми мужского пола, у мальчика должен формироваться мужской тип мышления и поведения;
  • не высказывайтесь негативно о родном отце ребенка и о других мужчинах;
  • с детства старайтесь приобщить сына к мужским видам спорта;
  • не окружайте ребенка гиперопекой и не будьте слишком строги, станьте ему другом;
  • по мере взросления учите самостоятельности, порядку и ответственности за свои поступки, учите помогать вам по дому и выполнять посильные обязанности;
  • акцентируйте внимание на поведении положительных героев в литературе и фильмах, обсуждайте плохие и хорошие поступки героев произведения;
  • обсуждайте что-то вместе, советуйтесь, пусть Ваш ребенок учится сам принимать решения и чувствовать себя хоть маленькой, но личностью;
  • благодарите его за участие в каком-то деле, ребенок должен ощущать, насколько для вас важна его помощь;
  • присмотритесь, к чему он имеет склонности, развивайте таланты и способности ребенка;
  • когда ребенок подрастет, не ущемляйте его права выбора, направляйте, но не навязывайте свое мнение;
  • пусть в вашем доме царит атмосфера доверия, любви, взаимного уважения и искренней дружбы, и тогда ничто не помешает вам воспитать цельную личность.
  • не стоит сверх меры оберегать и лелеять ребенка, «хвататься за сердце» если он упал, поцарапался или прошелся по луже. Пусть он развивает в себе смелость и стойкость;
  • обязательно хвалите, если он что-то пытается сделать сам;
  • не ругайте за сломанные игрушки – ребенок изучает и познает мир;
  • матерям ни в коем случае нельзя в присутствии ребенка плохо высказываться о мужчинах

Данные рекомендации помогут организ.внутрисемейные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В связи с написанием данной работы и рассмотрением основных социальных проблем  семей одиноких матерей  и путей их решения, можно сделать вывод, что бедность неполных семей, недостаточная поддержка государства, дефицит ресурсов социальной помощи, потребностей матерей в социальных услугах, трудности сочетания профессиональных и родительских ролей, приводят к стрессированию матерей, риску успешной социализации детей, ухудшающемуся здоровью, психологическим проблемам детей и родителей.

Проблема одинокого материнства существует, и те меры, которые государство предпринимает, недостаточно, для нормального существования неполной семьи в рамках развивающегося в России института социальной работы.

Таким образом, можно дать следующие рекомендации: таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, очень важно создать Центры помощи неполным семьям, так как таких семей очень много, необходимо повышать их уровень жизни, вести работу по созданию благоприятного психологического климата, оказывать консультационные услуги с помощью интернета, СМИ и т.д., так как не всегда есть возможность приехать в сам Центр, и решать различные проблемные вопросы жизнедеятельности такой семьи. Таких центров у нас в России не существует, помощь оказывается в рамках Центров социальной помощи семье и детям, где не всегда полноценно могут оказать помощь неполной семье. Также необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни. Но в нашем мире такие семьи есть, и их достаточно, воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане (т.е. сделать всё возможное, чтобы жизнь этих семей стала лучше, для необходимо увеличить размер пособия на детей, создать комфортные условия существования и т.д.). Также необходимо осуществлять поиск оптимальных решений, видов помощи и поддержки неполной семье, проводить профилактические мероприятия т.к. количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - М: Наука и техника, 2007
  2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования, 2001, №11
  3. Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи».
  4. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов / Я.Г. Николаева. – М: Владос, 2006
  5. Зайнышев, И.Г. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов / И.Г. Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 13 с.
  6. Лунякова, Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования / Л.Г. Лунякова. 2009. - №8. - 86 с.
  7. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 226 - 235 с.
  8. Дивицына П.Ф. Семьеведение; учебное пособие/Н.Ф. Дивицына, М.: ид-во Владос-Пресс, 2006. 325с.
  9. Российская Федерация. Кодексы. Семейный кодекс РФ. № 223- ФЗ, от 29.12.1995г. // Правовая система Консультант +
  10. Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ. № 197- ФЗ, от 30.12.2001г. // Правовая система Консультант +
  11. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Т.А. Гурко. - М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей, 2006. – 15 с.
  12. Льготы и гарантии одиноким матерям. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.7ya.ru/article.- Загл. с экрана.
  13. Льготы и права одинокой матери. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ruslife.ru/law/acts/3527.smx.- Загл. с экрана
  14. Лупякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. - 2001. - № 8. - 15 - 19 с.
  15. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 248 с

Информация о работе Социальная работа с неполной семьей (мать- одиночка)