Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:03, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности современной системы социальной помощи, предоставляемой одиноким гражданам пожилого возраста в условиях КЦСОН.
Глава 1 Теоретико-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми…………………………………………………………………………….2
1.1 Социальные проблемы пожилых людей в современном российском обществе…………………………………………………………………………..5
1.2 Правовое обеспечение социальной работы с пожилыми людьми…………………………………………………………………………….5
1.3 Одиночество в пожилом возрасте как социальный феномен……………………………………………………………………………8
Глава 2 Одиночество в пожилом возрасте как социальная проблема………………………………………………………………………..16
2.1 Технологии социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста………………………………………………………………………….20
2.2 Анализ работы социальных служб с одинокими пожилыми людьми в сельской местности……………………………………………………………..25
Заключение
Список использованных источников
4. Снижение экономической активности пожилых людей.
Следовательно, можно сделать вывод, что социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп – это проблемы материально-финансового характера, проблемы сохранения здоровья и психологического благополучия пожилых.
1.2 Правовое обеспечение социальной работы с пожилыми людьми
Правовое поле организации социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам формируется в русле основных направлений государственной социальной политики Российской Федерации.
Механизм реализации социальной помощи базируется на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашённых в Конституции РФ, конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.
Основной задачей государства по отношению к пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.)4.
Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении пожилых граждан направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. № 122-ФЗ устанавливает социально-правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В ст.3 ФЗ перечислены основные принципы, на которых строится деятельность в сфере социального обслуживания пожилых:
а) соблюдение прав человека и гражданина;
б) предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
в) обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
г) преемственность всех видов социального обслуживания;
д) ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
е) приоритет мер по социальной гарантии граждан пожилого возраста и инвалидов;
ж) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправлении и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживании.
Гражданам пожилого возраста гарантируется возможность получения социальных услуг на основе социальной справедливости, независимо от места нахождении, национальности, социального происхождении, имущественного и должностного положении, религиозных убеждений и иных обстоятельств5.
Пожилые граждане относятся к социально уязвимым слоям общества, которые нуждаются в повышенном внимании общества, в особой защите их прав со стороны государства.
Мировое сообщество приняло ряд законодательных актов, регламентирующих оказание социальной помощи старшему поколению, направленных на реализацию права пожилых людей на достойное существование, безопасность и полное воплощение своего человеческого потенциала.
К таким международным актам, в первую очередь, относится Хартия пожилых людей (принята в июне 1998 г. на Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств), Европейская социальная хартия (пересмотренная: Страсбург, 3 мая 1996 г.), Хартия Европейского Сообщества «Об основных социальных правах трудящихся» (Страсбург, 9 декабря 1989 г.).
Применительно к гражданам пожилого возраста важнейшее значение имеют конституционные нормы о гарантиях социального обеспечения, установлении законом государственных пенсий и социальных пособий, поощрения дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Основой для создания пожилым людям благоприятных условий жизни являются также конституционные нормы о праве граждан на жилище, охране государством достоинства личности, частной собственности, о свободе совести и вероисповедания, о праве на охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи.
Многие законы гарантируют охрану здоровья граждан пожилого возраста. Это Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), «О лекарственных средствах» (1998), «О медицинском страховании граждан» (1991), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992)6.
Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» с внесенными в 2004 г. поправками отстает от жизненных реалий и негативно влияет на оптимальное регулирование отношений по предоставлению услуг в сфере социального обслуживания населения, развитие социальной инфраструктуры на основе современных концептуальных подходов внедрения экономически обоснованных методов стимулирования исполнителей услуг к повышению их качества, активизации ресурсного потенциала социальных служб, которые в интересах клиентов, разумеется, должны одинаково решаться во всех субъектах Российской Федерации.
Пробелы правового регулирования в сфере социального обслуживания населения сводятся к следующему:
1) отсутствуют нормы, регулирующие установление стандартов, норм и нормативов в области социального обслуживания;
2) не раскрыты в должном объеме основы управления государственными социальными службами, экономические, финансовые основы деятельности в установленной области;
3) не предусмотрены вопросы формирования рынка услуг, привлечения исполнителей услуг из негосударственного сектора социального обслуживания, повышения качества, оптимизации финансовых затрат, максимального удовлетворения спроса на услуги;
4) недостаточен объем норм, регулирующих деятельность по оказанию услуг негосударственными социальными службами;
5) отсутствует принцип сопряженности прав и обязанностей граждан в связи с оказанием им услуг, в том числе не предусматривается обязанность граждан и семей участвовать на добровольной основе в расходах на социальное обслуживание;
6) отсутствуют нормы, регулирующие особенности договорных отношений при оказании услуг;
7) не сформированы нормы, способствующие повышению роли гражданского общества в области социального обслуживания, создания общественных объединений работников социальных служб.
Названные недостатки препятствуют развитию в сопоставимых формах законодательной и нормативно-правовой базы социального обслуживания на федеральном и региональном уровнях, равному доступу граждан к услугам независимо от места проживания. Возникает необходимость приведения действующего законодательства в области социального обслуживания в соответствие с современной социально-экономической ситуацией и реальной общественной потребностью в соответствующих услугах7.
Этот актуальный, на наш взгляд, вывод обусловлен необходимостью совершенствования нормативно-правовой основы социального обслуживания. Что и было сделано Правительством РФ посредством принятия 23 декабря 2013 года нового закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Законопроект был разработан взамен действующих в настоящее время Федеральных законов от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в связи с чем, согласно п. 1, 2 ст. 36 Законопроекта, оба признаются утратившими силу.
Как явствует из пояснительных записок и комментариев, положения проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения8.
По мнению экспертов, в законопроект внесены удачные новеллы, такие, как часть 4, статьи 19. Формы социального обслуживания и условия предоставления социальных услуг:
При предоставлении социальных
услуг в стационарной форме либо в полустационарной форме
1) для граждан, имеющих стойкие расстройства функций организма и (или) структур, связанных с движением, - возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
2) для граждан, имеющих стойкие
3) для граждан, имеющих стойкие расстройства функций слуха и (или) структур органов слуха, - дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, предоставление информации о предоставляемых социальных услугах посредством русского жестового языка (сурдоперевода), доступ сурдопереводчика;
4) для граждан, имеющих стойкие расстройства функций обеих верхних конечностей и (или) их структур, – оказание посторонней помощи при выполнении действий, которые необходимо выполнять руками, в целях обеспечения доступности объекта, услуги;
5) для граждан, имеющих
стойкие расстройства
Исполнение закона в этой части предоставит гражданам, имеющим различные физические недостатки, более комфортные условия для нахождения и проживания в учреждениях системы социального обслуживания.
Заслуживает особого внимания и Статья 25. Часть 3 данной статьи устанавливает, что в Реестре поставщиков социальных услуг должна содержаться следующая информация:
1) информация о результатах проведённых проверок;
2) информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет9.
В результате раскрытия указанной информации и органы социального обслуживания, и граждане вправе будут выбрать организацию для выполнения индивидуальной программы, имеющую какие-либо преимущества перед другими поставщиками услуг.
Для многих видов услуг будет полезной статья 34. Общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными организациями и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным организациям и иным организациям при осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания.
Следовательно, не только общественные организации, но и обычные граждане будут иметь право вступиться за «получателя социальных услуг» при превышении должностными лицами различных органов своих полномочий, и, кроме того, органы государственной власти обязаны будут оказывать содействие гражданам и организациям в проведении общественного контроля.
Вселяет надежды на стабильность ситуации в сфере социального обслуживания статья 35. Переходные положения:
1. Издаваемый в связи
с принятием настоящего
2. В рамках длящихся
правоотношений для
Таким образом, законопроект, а теперь уже новый закон, который вступит в силу с 1 января 2015г. способен улучшить положение граждан в плане объёма, регулярности, условий получения социальных услуг.
1.3 Одиночество в пожилом возрасте как социальный феномен
Одиночество – это социально-психологическое состояние, характеризующееся сужением или отсутствием социальных, профессиональных, эмоциональных и других контактов. Одиночество возможно в результате частичной (одиночество вдвоем) или полной изоляции от окружающих.
Информация о работе Социальная работа с одинокими пожилыми людьми