Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы связана с тем, что социальные и экономические преобразования, которые осуществляются в нашей стране, непосредственным образом связаны с уголовно-исполнительной системой. Разнообразные репрессивные и карательные модели, которые прошли апробацию в различных странах мира были не оправданы. И поэтому, отсюда вытекает такой момент, что стали распространяться широкомасштабные процессы криминализации общества, рост социальных болезней, а так же личностные потери.

Содержание

Введение
I Глава. Подготовительный этап к выходу на свободу у лиц, отбывших наказание
Существующие проблемы, возникающие в процессе социальной работы с заключенными
Юридический аспект подготовки осужденных к выходу из мест лишения свободы
Индивидуальная подготовка заключенных к освобождению
II Глава. Основы социальной работы с бывшыми заключенными
2.1. Проблемы бывших осужденных социального характера
2.2. Основные принципы работы с данной категорией граждан
2.3. Этические и моральные принципы в социальной работе с лицами, отбывшими наказание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsialnaya_rabota_s_litsami-Lera.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 182 УИК РФ: « Осужденные, освобождаемые от наказания в виде лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами». 8

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, также составляет правовую основу социальной работы с осужденными, так как одной из задач службы является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. В указанных федеральных законах, Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и Положении о Федеральной службе исполнения наказаний регулируются и некоторые организационные вопросы социальной работы с осужденными. Однако конкретику и развитие, правовая и организационная  основа этой области деятельности получает в ведомственных нормативных документах.9

Уголовно-исполнительная система как система управления имеет структуру, которая представляет собой определенным образом расположенные и взаимосвязанные органы и учреждения. Организационную структуру можно сравнить с каркасом, несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы или подсистемы. Она выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри УИС. Приказ ГУИН Минюста России от 20 марта 2000 г. № 41 «Об утверждении типовых структур штатов подразделений УИС Министерства юстиции Российской Федерации» в соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» утвердил:  « Типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и следственных изоляторов за счет сметы УИС и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и СИЗО, содержащихся за счет сметы УИС».

«Впервые указанным нормативным актом вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение ИУ. Отделы (группы) социально-психологической  работы с осужденными образованы только в исправительных колониях и участках ИК для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав отдела входят: начальник отдела (группы); старший специалист по социальной работе; старший психолог; психолог ".10

Приказом Минюста России от 5 апреля 2001 г. ввелась должность старшего специалиста по социальной работе с осужденными. Положение о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных (утвержденное приказом Минюста России от 28 марта 2002 г. № 73) закрепило основные цели, задачи и функции таких групп, определило назначение и содержание их деятельности в ИК, лечебно-исправительных учреждениях (ЛИУ) уголовно-исполнительной системы. Кроме того, в нем содержались обязанности и права сотрудников группы, а также перечень документации, которую должен вести  ее персонал.

Таким образом, юридическую основу в подготовке к освобождению лиц из мест лишения свободы в процессе социальной работы, контролируют следующие документы:

  • Конституция РФ
  • Законодательные акты РФ
  • Подзаконные и нормативные акты Минюста РФ, которые контролируют социальную работу
  • Локальные нормативные акты, которые принимаются администрацией УИС, связанные с вопросами социальной работы
  • Нормативные акты Федеральной службы по управлению в отделах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Индивидуальная подготовка заключенных к освобождению

 

Подготовка заключенного к освобождению, может включать в себя повышение уровня образования, обучение по профессиональным профилям либо повыешние производственной квалификации, так же специальные мероприятия, направленные на охрану здоровья, эстетические и бытовые мероприяти, а так же занятия, которые будут направлены на формирование определенных навыков в реальном мире.

Деятельность, которая направлена на подготовку осужденных к освобождению, включает в себя несколько этапов:11

  1. Учет всех осужденных, которые освобождаются по истечению срока своего наказания
  2. Отправление запроса о прописке, а так же в территрориальные центры по занятости населения, еще за 2-3 месяца до освобождения
  3. Процесс оформления паспорта осужденного восстанавливается либо заказывается новый. Очень важно, что бы при освобождении, каждый осужденный имел при себе паспорт, так как без него он не смеожт устроится на работу и получить социальные пособия и гарантии.
  4. Социальный работник должен заняться восстановлением нужных связей осужденного, отыскать семью, родственников либо бывших коллег.
  5. Проведение индивидуальной беседы с каждым, кто освобождается, что бы определить их планы на будущее: жилищные вопросы, трудовые, личные, семейные и другие. Так же, социальный работник должен объянить новые порядки по трудоустройству, а так же объясниить все новые моменты по законодательству.
  6. Должно произвестись оформление социальной карты на каждого осужденного, и она обязательно должна быть вадана на руки освободившемуся.
  7. Предоставление проездных документов, при необходимости доставка на место жительства либо до вокзала, аэропорта и так далее.
  8. Подготовка разнообразных методических материалов, которые будут содержать всю важную информацию, которая понадобиться человеку после освобождения. В ней должны будут  прописаны все нюансы по оформлению документов, информация о трудоустройстве, и моменты о социальных гарантиях и поддержке.

Сам процесс подготовки к освобождению, включает в себя несколько составляющих: психологический компонент, нравственный и практический.

Нравственный аспект, нацелен в первую очередь на активизацию всех нравственных качеств человека, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни в обществе.

Психологический аспект, предполагает, что начнут активизироваться адаптивные способности человека, а так же начнут формироваться способности к действию и самостоятельной жизни.

Практическая полностью ориентирована на приобретение умений и знаний, которые необходимы для «свободной» жизни на свободе.

Необходимо сказать, что наказание отбывают различные категории граждан, такие как: пожилые, инвалиды, бомжи, несовершеннолетние, женщины, которые имеют детей в ИУ. Для каждой из указанных категорий граждан, существует своя система социальной работы. Некоторые из категорий, являющимися основным,  мы рассмотрим ниже.

  1. Социальная работа с несовершеннолетними осужденными и лицами, переведенными из воспитательной колонии в исправительную.12

В России одной из наиболее социально уязвимых групп населения являются подростки, а организация социальной работы с ними – труднейшая задача в любых учебно-воспитательных учреждениях и тем более в воспитательных колониях.

Основные задачи социально-психологического тренинга с осужденными, готовящимися к освобождению:13

– «развитие и коррекция представлений о себе;

– познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к ним;

– развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;

– прояснение и формирование жизненных планов;

– развитие коммуникативных навыков;

– развитие жизненных умений: устанавливать контакт с людьми, решать вопросы трудового и бытового устройства, разрешать конфликтные ситуации некриминальным способом.»

Большое внимание нужно уделять организации свободного времени воспитанников, например привлекать их к участию в работе кружков по интересам. Социальные работники совместно с учителями общеобразовательной школы могут организовать такие кружки, как: «Родное слово», «Занимательная биология», «В мире поэзии», «Отечества достойные сыны», «Клуб любознательных», «Глобус», «За страницами учебника математики», а в женских ВК – «Хозяюшка», «Лакомка» и др. Положительный эффект могут дать занятия в кружках художественной самодеятельности: хореографическом, театральном, вокальном, духовного песнопения; в женских колониях – секции шейпинга. Участвуя в различных мероприятиях социального характера, воспитанники учатся общению с людьми.14

  1. Особенности социальной работы с осужденными женщинами

Словосочетание «осужденная женщина» состоит из антонимов – слов, которые трудно соединить в одном понятии. Тем не менее оно существует в третьем тысячелетии и даже довольно распространено не только в России, но и зарубежных странах.

Осуждение и изоляция человека в местах лишения свободы ставят его в сложную жизненную ситуацию. Гендерные особенности женщин обусловливают дополнительные негативные последствия, связанные с трудными обстоятельствами их жизнедеятельности в период отбывания уголовного наказания. Самостоятельно разрешить трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни после освобождения удается далеко не многим. Возникают необратимые потери для женщины, ее микро- среды, семьи, общества в целом.

Очевидно, что осужденным женщинам необходима специальная комплексная правовая, психологическая, педагогическая, социальная помощь, система которой составляет суть и особенности социальной работы с ними. «Осужденная-мать» – понятие широкое. Это лицо, чьи дети находятся не только в доме ребенка при ИУ, но и у родственников, а также на социальном попечении государства. К данной категории, необходимо отнести осужденных женщин, которые имеют  детей дошкольного, подросткового и иных возрастов, даже взрослых самостоятельно живущих детей, а также молодых женщин, которые отбывают наказание в ИУ, из числа беременных и «потенциальных» (имеющих реальные перспективы родить ребенка) материнства) матерей.15

Социальный портрет осужденной, содержащейся в местах лишения свободы, включает в себя уголовно-правовые характеристики. Они подтверждают выводы о значительных личностных деформациях: наибольшую долю (77,8%) совершаемых преступлений, составляют тяжкие, наименьшую – менее тяжкие. С увеличением возраста растет доля тяжких преступлений и почти вдвое – особо тяжких.

 Одновременно уменьшается  доля менее тяжких преступлений. Наиболее криминогенный возраст – 20–49 лет. В этом возрасте совершается 89,3 % преступных деяний от всей совокупности женских преступлений. Параллельно с тяжестью деяний растет средний возраст осужденной женщины: от 31,5 года, когда совершаются менее тяжкие преступления, до 35,2 года, когда совершаются особо тяжкие преступления. Психологическая помощь, воспитательная и социальная работа с женщинами должны осуществляться в комплексе, но вместе с тем дифференцированно по содержанию и методикам. Наиболее глубокое представление о личности конкретной осужденной дает психодиагностика. Следующим этапом организации воспитательной и социальной работы является прогнозирование вариантов развития трудной жизненной ситуации и личности осужденной, комплексное планирование, составление программ ее исправления и ресоциализации. Важным реабилитационным направлением работы с различными категориями осужденных (особенно матерями) является удовлетворение биосоциальной потребности в индивидуальном пространстве.

  1. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми.

Среди лишенных свободы нечасто встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности. Нормально стареющие осужденные характеризуются высокой физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, значительной способностью к трудовой деятельности. Имеющиеся у них отдельные элементы старческой патологии успешно компенсируются за счет опыта, развитого логического мышления, запаса знаний и т. п. 16

При наличии у данной категории осужденных положительных устремлений, ценностных ориентаций, широких интересов работа с ними не представляет больших трудностей, хотя требует учета их возрастных особенностей. Организация социальной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Для этого, прежде всего, необходимо установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния, старческие аномалии.

В работе с престарелыми осужденными и инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т. п.), нейтрализовать отрицательные особенности возраста, заболеваний. Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с этой категорией осужденных – сделать жизнь этих лиц деятельной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава. Основы социальной работы с бывшыми заключенными

    1. Проблемы бывших осужденных социального характера

 

Положение человека, который отбыл свое наказание , является очень тяжелым, так как в тот период, когда он проходил свое наказание, он каждый день подчинялся строжайшим правилам распорядка тюрьмы, и поэтому утратил способность к самостоятельной деятельности. Так же, такая личность может отвыкнуть от заботы о самом себе, предусмотрительно полагаясь на администрацию.

Когда человек освобождается, он не всегда может проявлять достаточно энергии для того, что бы сразу включиться в трудовую деятельность, а иногда и склонен к тому, что бы пойти по легкому пути, который будет снова чреват преступностью.

Самая важная проблема, это проблема трудоустройства. На личность человека, который совершил преступление, невозможно воздействовать эффективно, если не вносить корректировки в его окружающую среду.

Информация о работе Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание