Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1 Изучить социально-демографические характеристики подростков
2 Охарактеризовать причины возникновения отклонений в поведении подростков
3 Рассмотреть содержание и типы подростковой девиации
4 Проанализировать учреждения по социальной работе с подростками девиантного поведения
5 Определить содержание и формы социальной работы с подростками девиантного поведения

Содержание

Введение 4
1 Подростки девиантного поведения как объект социальной работы 6
1.1 Социально демографические характеристики подростков 6
1.2 Причины возникновения отклонений в поведении
подростков 9
1.3 Содержание и типы подростковой девиации 17
2 Социальная работа с подростками девиантного поведения 23
2.1 Учреждения по социальной работе с подростками девиантного
поведения 23
2.2 Содержание и формы социальной работы с подростками
девиантного поведения 27
Заключение 38
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа с подростками девиантного поведения..doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении от дохода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление этой позиции – самоубийство, суицид.

Таким образом, асоциальное поведение различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, незначительных проступков до тяжелых преступлений.

Существует несколько форм проявления девиантного поведения подростков:

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм [3, с. 12].

Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность – это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда – семья, ближайшее окружение, но и макросреда – общество, его институты, в том числе и школа. Выпивая, подросток стремится погасить характерное состояние тревожности и одновременно - избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.

Наркомания (употребление наркотиков)- чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Как и пьянство, подростковая наркомания связана с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка [3, с. 23].

Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании:

а) единичное или редкое употребление наркотиков;

б) многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости;

в) наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений;

г) наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;

д) наркомания III стадии – полная психическая и физическая деградация.

Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит от возраста, и от характера наркотического средства.

Наркомания, помимо вреда для здоровья, почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения.

Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся [19, с. 50].

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам; в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами.

Так называемые половые преступления также имеют место в жизни девиантных подростков. Механизмы преступного полового насилия подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше) [19, с. 103].

У части таких подростков наблюдается выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально – типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость. В структуре личности диагностируются акцентуации характера и неадекватная самооценка.

К девиантному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего она вызвана чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки.

Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.

Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер. В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

Влияние самой юношеской девиации на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее девиантное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя девиантность у большинства подростков с возрастом прекращается.

Таким образом, девиантные формы поведения - это приспособление к социальным и психологическим реалиям подросткового периода, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО  

   ПОВЕДЕНИЯ

 

   2.1 Учреждения по социальной работе с подростками девиантного

         поведения

Решение возникающих в подростковой сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди подростков рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для подростков осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг [14, c. 32].

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты. Кроме этого в ряде регионов созданы Центры социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Задачами таких учреждений являются: профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков; медико-психологическая помощь подросткам, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией, в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания, в трудную жизненную ситуацию; формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию; психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; содействие в возвращении в семью; обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться; забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве [15, c.95].

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания:

1 Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят: центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи); центр социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальная гостиница; социальный приют для детей и подростков.

2 Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят: центр психолого-педагогической помощи; центр экстренной психологической помощи по телефону; дом милосердия; реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3 Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят: центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные; общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Изучение реальных потребностей подростков в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания [16, c.167].

При организации социальных служб для несовершеннолетних очень важно чётко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения