Основным критерием
дифференциации условий и норм
пенсионного обеспечения является
трудовая и общественно полезная
деятельность лица в прошлом.
Трудовая пенсия по старости
– это пожизненная ежемесячная
выплата, назначаемая за счет
средств Пенсионного фонда РФ
(ПФР) лицам, достигшим установленного
законом возраста и имеющим
необходимый трудовой стаж. В рамках
пенсии по старости, наряду с пенсией на
общих основаниях законодательство предусматривает
досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991
г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»
(с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст.
15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных
основаниях (ст.11 – 14 Закона от 20.11.90г.).
К пенсии по старости установлены надбавки
(ст. 21, там же).
Наряду с пенсией
по старости Закон от 20.11.1990г.
выделяет трудовые пенсии по
инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю
потери кормильца (гл. 4 Закона), за
выслугу лет.
Основная цель введения
социальных пенсий – обеспечение
гарантированной государством минимальной
денежной помощи лицам, которые
не приобрели право на трудовую
пенсию.
Гражданам, имеющим
право на различные виды пенсий,
назначается и выплачивается
одна из них, по их выбору
(ст.5).
Право на получение
двух пенсий имеют также родители
военнослужащих, погибших в период
прохождения военной службы по
призыву или умерших вследствие
военной травмы после увольнения
с военной службы. Им также
предоставляется право получать
две пенсии: пенсию по старости,
а также пенсию по случаю
потери кормильца (Закон РФ
«О пенсионном обеспечении родителей
погибших военнослужащих, проходивших
военную службу по призыву»
от 21 мая 1993г.).
Выплата пенсий осуществляется
за счет пенсионного фонда
РФ. В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы
Пенсионного фонда РФ», ПФР
является самостоятельным кредитно-финансовым
учреждением, осуществляющим свою
деятельность, исходя из закона
«О банках и банковской деятельности».
В Волгоградской области
из средств пенсионного фонда
получают пенсию около одной
трети всего населения области,
при этом количество пенсионеров
постоянно растет.
Назрела необходимость
в реформировании системы пенсионного
страхования через постепенный
переход от распределительного
принципа к трехуровневой системе
пенсионного обеспечения, включающей
накопительный принцип. Существенным
шагом по пути реформирования
является организация персонифицированного
учета и создание Негосударственных
пенсионных фондов (Указ Президента
РФ «О негосударственных пенсионных
фондах» от 16.09.92г.). Формированием
пенсионной политики на Федеральном
уровне в настоящее время в
той или иной мере заняты
Министерство труда и социального
развития, Министерство экономики,
Министерство финансов РФ, Пенсионный
фонд РФ и другие учреждения.
Практическая реализация
пенсионного обеспечения осуществляется
на местах органами социальной
защиты населения, которые в
этом отношении ведут назначение,
перерасчет и выплату пенсий,
осуществляют организационно-методическое
обеспечение этой деятельности.
В числе пожилых
и престарелых очень много
ветеранов ВОВ и труда, инвалидов,
граждан подвергшихся радиационному
воздействию, бывших несовершеннолетних
узников концлагерей, поэтому
в системе социального обеспечения
пожилых людей следует отметить
льготы и преимущества для
этих категорий населения.
Право на льготы
и преимущества закреплено в
следующих нормативных актах:
Федеральный Закон «О ветеранах»
от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О
социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите
граждан, подвергшихся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний
на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995
года, Законом РФ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных
отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон
РФ «О социальной защите инвалидов» от
24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении
льгот бывшим несовершеннолетним узникам
концлагерей, гетто и других мест принудительного
содержания, созданных фашистами и их
союзниками в период второй мировой войны»
от 15.10.1992 года.
Основными льготами, предусмотренными
этими законами, являются:
Бесплатный или льготный
проезд на городском транспорте,
транспорте пригородного сообщения,
а также на железнодорожном
и водном транспорте, междугородном
автомобильном транспорте; льготы
по оплате жилья, коммунальных услуг,
топлива; бесплатная установка телефона;
налоговые льготы; льготы по предоставлению
ссуды на жилищное строительство; первоочередное
бесплатное предоставление жилья; Льготы
по предоставлению путевок на санаторно-курортное
лечение; по предоставлению медико-социальной
помощи и обеспечению лекарственными
препаратами; обеспечение транспортными
средствами; льготы по протезированию.
Социальное обслуживание
пожилых людей
Сущность социальной работы
с лицами пожилого возраста – социальная
реабилитация – это восстановление
в привычных обязанностях, функциях,
видах деятельности, характере отношений
с людьми. Преодоление социальной
изоляции, повышение самооценки пожилого
человека, создание условий для актуализации
его жизненного опыта, признание
его ценностей, реализация им своего
творческого потенциала, успешно
преодолевается использованием специальных
технологий, среди которых наиболее
распространенными являются трудотерапия
и арт-терапия. Трудотерапия – активный
метод восстановления и компенсации нарушенных
функций при помощи различной работы,
направленной на создание полезного продукта.
В реабилитационной работе с пожилыми
людьми используются несколько вариантов трудотерапии,
которые различаются по основным задачам,
средствам и методам осуществления.
1. Общеукрепляющая (тонизирующая).
Является средством повышения
общего жизненного тонуса пожилого
человека и создает психологические
предпосылки для реабилитации.
2. Обучение самообслуживанию
(бытовая реабилитация). Этот вид
трудовой терапии можно начинать
как можно раньше, т.к. ее цель
– устранение беспомощности старого
человека.
3. Восстановительная (функциональная).
Цель – воздействие на поврежденную
часть тела, орган или систему
для восстановления нарушенной
патологическим процессом функции
через соответственно подобранные
виды трудовой деятельности.
4. Развлекательная (терапия
занятостью). Ее цель – уменьшение
выраженности отягощающих факторов,
обусловленных вынужденным продолжительным
пребыванием в ограниченном пространстве.
5. Профессиональная направленность
на восстановление производственных
навыков или подготовку (обучение)
новой профессии. С помощью
специальных социальных служб
по трудоустройству пожилых и
инвалидов их обеспечивают работой
с уменьшением ее объема, темпа
и нормы выработки.
Арт
– терапия (концерты, занятия музыкой,
сценическое искусство, танцы, рисование
и др.) не только повышает эмоциональный
заряд пожилого человека, но и способствует
укреплению социальных контактов. Арт
– терапия может проводиться в социальных
центрах, центрах психического здоровья
или стационарах дневного пребывания,
интернатах и др. социальных учреждениях.
Неотъемлемым элементом
системы социального обеспечения
пожилых и престарелых граждан
выступает социальное
обслуживание. Социальное обслуживание
представляет собой деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находившихся в трудной жизненной
ситуации. Если пенсионное обеспечение
направлено на удовлетворение материальных
потребностей пожилых людей, то социальное
обслуживание выступает технологией решения
личностных проблем пожилого человека
начиная от проблемы общения, взаимодействия
с другими людьми и до получения социально-бытовых
и иных услуг.
Основные законы, составившие
правовую базу для функционирования
системы социального обслуживания:
Федеральный закон от 10.12.95 г. №
195-ФЗ «об основах социального
обслуживания населения в РФ»;
Федеральный закон от 2.08.95 г. №
122-ФЗ «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и
инвалидов».
К числу учреждений,
оказывающих социальные услуги пожилым
людям, относят: геронтологические центры,
комплексные центры социального обслуживания
населения, центры социальной помощи на
дому, центры психолого-педагогической
помощи, специальные дом для одиноких
престарелых, стационарные учреждения
социального обслуживания, отделения
дневного пребывания.
Формы социального
обслуживания пожилых людей:
- стационарное обслуживание;
- полустационарное социальное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому;
- срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
а)
Социальное обслуживание на дому.
Отделения социальной
помощи на дому, как правило,
организуются при муниципальных
центрах социального обслуживания
или местных органах социальной
защиты населения. Основная цель
службы социальной помощи на
дому – максимально продлить
нахождение пожилых людей в
привычной для них среде обитания,
поддержать их личностный и
социальный статус, защитить их
права и законные интересы. Поэтому
социальное обслуживание на дому
является приоритетной моделью
социального обслуживания пожилых
и престарелых людей.
Службой социальной
помощи на дому услуги пожилым
гражданам предоставляются в
соответствии с Законом «О
социальном обслуживании граждан»
и постановлением правительства
РФ от 25.10.95г. «О федеральном
перечне гарантированных государством
социальных услуг».
Социальное обслуживание
на дому может осуществляться
на постоянной или временной
основе (до 6 мес.). Отделение создается
для обслуживания не менее
60 пенсионеров, проживающих в
сельской местности, а также
в городском частном секторе,
а в городской местности –
не менее 120 пожилых и инвалидов.
Основными направлениями
деятельности отделения социального
обслуживания на дому являются:
- выявление и учет пожилых людей, нуждающихся в обслуживании (составляется картотека учета);
- оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи;
- содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ.
б) Срочная
социальная помощь.
Основной целью срочного
социального обслуживания является
оказание неотложной помощи разового
характера гражданам пожилого
возраста, остро нуждающимся в
социальной поддержке. Объем социальных
услуг установлен федеральным
перечнем гарантированных государством
социальных услуг. В нем предусмотрены
следующие услуги: разовое обеспечение
остро нуждающихся бесплатным горячим
питанием или продуктовыми наборами; обеспечение
одеждой, обувью и предметами первой необходимости;
разовое оказание материальной помощи;
содействие в получении временного жилья,
оказание экстренной психологической
помощи, в том числе по телефону доверия;
оказание юридической помощи в пределах
своей компетенции; оказание других видов
и форм помощи, обусловленных региональными
особенностями. К таким видам можно отнести
бесплатный или частично оплачиваемый
ремонт жилых помещений, обработка огородов,
помощь в заготовке солений, обеспечение
дровами, углем.
в)
Полустационарное социальное обслуживание
Отделения дневного (ночного)
пребывания являются формой полустационарного
социального обслуживания и играют важную
роль в оказании эффективной социальной
поддержки пожилым людям.. Они создаются
на базе муниципальных центров социального
обслуживания или при органах социальной
защиты населения.
Отделения дневного
пребывания предназначены для
бытового, медицинского, культурного
обслуживания пожилых людей, организации
их отдыха, привлечения к посильному
труду, поддержания активного
образа жизни.
Отделения создаются
для обслуживания в количестве
не менее 30 человек. В них
зачисляются пожилые люди и
инвалиды, сохранившие способность
к самообслуживанию и активному
передвижению. Решение о зачислении
принимается руководителем учреждения
социального обслуживания на
основании личного письменного
заявления гражданина пожилого
возраста или инвалида и справки
учреждения здравоохранения о
состоянии его здоровья.
В отделении дневного
пребывания оказываются следующие
виды услуг:
- организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, обеспечение книгами, журналами, газетами);
- социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение);
- содействие в организации правовых услуг;
- содействие в организации ритуальных услуг.
Наметившаяся тенденция
сокращения услуг стационарных
учреждений связана с увеличением
масштабов оказания амбулаторной
помощи инвалидам и престарелым,
проживающим в обычных домашних
условиях, нестационарными учреждениями
социального обслуживания. Последние
представлены отделениями социальной
помощи на дому (в т.ч. при
домах-интернатах, территориальных
центрах, отделах социальной защиты),
территориальными центрами социального
обслуживания и территориальными
службами социальной помощи (как
правило, на базе территориальных
центров и отделений социальной
помощи на дому при рай(гор)отделах
(управлениях) социальной защиты населения).
Отделения социальной
помощи на дому предоставляют
минимально необходимый комплекс
услуг по доставке продуктов
питания, лекарств, дров (угля), оплате
жилищно-коммунальные и др. расходов.
В последнее время
эта организационная форма дополняется
другой, вызванной переходом к
рыночной экономике, когда значительная
часть пожилых людей и инвалидов оказалась
на грани нищеты, утратив средства к существованию,
в экстремальной жизненной ситуации. Это
– служба срочной социальной помощи. Основные
виды услуг службы срочной социальной
помощи включают: обеспечение питанием,
медикаментами, одеждой, временным жильем,
оказание экстренной психологической
помощи, помощь в определении инвалидов
в дома-интернаты и больницы, предоставление
услуг парикмахеров, мастеров по ремонту
электробытовых приборов, активное сотрудничество
с государственными, общественными, религиозными
организациями, благотворительными фондами,
средствами массовой информации, органами
государственного управления и др.учреждениями
для принятия мер по разрешению острых
жизненных ситуаций.