Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:45, курсовая работа
В данной работе особое внимание уделяется рассмотрению основных проблем пожилых граждан и формах государственной поддержки по их преодолению.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Особенности людей пожилого возраста и их основные проблемы....................5
1.1 Понятие пожилого человека и особенности данной
категории граждан…………………………………….……………………5
1.2 Проблемы пожилых людей……………………………………………7
2 Технологии социальной работы с пожилыми людьми………………………...10
2.1 Цель и основные задачи государственной социальной политики
в отношении граждан старшего поколения ……………………10
2.2 Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей……….11
2.3 Методы работы с пожилыми людьми……………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников ……………………………………………..19
1) социальное обслуживание
на дому (включая социально-
2) полустационарное социальное
обслуживание в отделениях
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь [8]. Такое разнообразие форм обслуживания призвано обеспечить более полное удовлетворение потребностей пожилых людей в наиболее удобных для них условиях.
В качестве ведущих направлений их деятельности Е. И. Холостова выделяет следующие: выявление и дифференцированный учет пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, определение ее необходимых видов; создание банка данных, включающего информацию об условиях проживания пожилых людей и услугах, в которых они нуждаются; предоставление культурно - бытовых, юридических, медицинских и психологических услуг, организация питания и трудовой деятельности (для желающих) пожилых людей, социальный патронаж пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации; привлечение государственных и негосударственных структур к организации гуманитарной и срочной социальной помощи [1, С. 224]. Большое количество направлений социального обслуживания позволяет учесть все потребности пожилых людей и эффективно организовать работу по решению их проблем.
Центры социального обслуживания организуют оказание услуг на дому маломобильным пенсионерам, для чего создаются отделения надомного обслуживания. Прием на обслуживание осуществляется на основе личного заявления граждан, либо заявления сотрудников поликлиники, родственников или соседей. В числе гарантированных услуг Е. В. Жижко описывает такие как: покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, медикаментов; помощь в приготовлении пищи, содействие в организации ремонта и уборке жилья, оплате коммунальных услуг, оформлении документов, включая документы, необходимые для установления опеки и попечительства. Дополнительные услуги заключаются в выполнении хозяйственных поручений (уборка снега, колка дров, мытье окон, копка огорода, заготовка овощей на зиму, транспортные услуги). Также региональными перечнями гарантированных государством услуг, предоставляемых пожилым людям, может регулироваться и социально - медицинское обслуживание на дому. В этой сфере оказываются следующие услуги: обеспечение санитарно- гигиенической помощи, оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение до стационара, проведение медицинских услуг, назначенных врачом, обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации, содействие в оказании ритуальных услуг. В перечне могут содержаться и медико-социальные услуги: массаж, консультации врачей различных специальностей, проведение социально-просветительской работы и иные услуги [9, C. 106]. Таким образом, надомное социальное обслуживание реализуется в целях максимального продления пребывания пожилых граждан в привычных социальных условиях, поддержания их социального статуса, защиты законных прав и интересов.
Другая форма работы, рассмотренная Е. В. Жижко – отделения дневного пребывания, направленные на оказание всесторонней помощи лицам, нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении. В различных типах учреждений (специализированные интернаты и интернаты общего типа, приюты временного пребывания, пансионаты) гражданам пожилого возраста предоставляется весь комплекс социальных услуг – от медицинской помощи до социально - трудовой реабилитации граждан, а также материально – бытовые, санитарно – гигиенические, правовые услуги. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники и дни рождения [9, С.198]. В результате такие центры способствуют преодолению одиночества пожилых людей, удовлетворяют их потребность в общении.
Большое развитие также получила полустационарная форма социального обслуживания пожилых граждан, которая является менее затратной, но от этого не утрачивающая свою эффективность. Также пожилые люди могут рассчитывать на оказание им срочной социальной помощи, в которую П. Д. Павленок включает следующий перечень социальных услуг: разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; организацию экстренной медико-психологической помощи [10, С. 217]. Такой вид социальной поддержки осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
В настоящее время система
социальной защиты населения
располагает социальными
Центральное место в системе социальной защиты населения РФ занимает пенсионное обеспечение. По мнению Д. С. Титова система пенсионного обеспечения решает три главные задачи:
- Защита от бедности при наступлении старости.
- Предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности.
- Защита этого дохода от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции [11, С. 88].
Таким образом, пенсионные выплаты позволяют поддерживать определенный уровень жизни пожилых людей при отсутствии другого постоянного источника дохода, но без своевременной индексации пенсий, предоставлении льгот и других пособий, дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения большинство пенсионеров, к сожалению, окажутся на грани выживания.
Итак, основываясь на принципах социальной справедливости и гуманизма, адресности и избирательности в определении объектов помощи и поддержки, выборе средств, форм и методов их осуществления, система социального обслуживания позволяет решить основные проблемы старшего поколения граждан. Эта система, реализуя своей деятельностью, приоритетные направления социальной политики государства, адаптирует потребности и интересы пожилых людей к меняющимся условиям жизни и гарантирует им достойный уровень жизни.
2.3 Методы работы с пожилыми людьми
Основными методами, используемыми в социальной работе с пожилыми людьми, считаются беседа, групповая дискуссия, ролевая игра, способствующие наиболее точному выявлению проблем и максимально эффективному их решению.
Беседа с пожилыми людьми должна строиться на принципах доверия и доброжелательности, максимальной естественности и непринужденности. Согласно Е. И. Холостовой в ней должны обсуждаться вопросы и ситуации, которые волнуют пожилого человека, тревожат его. Главное - быть эмпатичным слушателем, который иногда задает корректные вопросы, способствуя продолжению беседы. Также необходимо умение выслушать пожилого человека. Можно также использовать технику парадоксальных вопросов, которая позволит вскрывать внутренние противоречия и заглянуть в истинное отношение пожилого человека к предмету беседы. Применять эту технику желательно в том случае, когда клиент «прикрывается» какой-либо общеизвестной истиной, «убегает» от ситуации. В этом случае под сомнение ставится высказанная истина [1, С. 336]. Итак, цель индивидуальной беседы - помочь человеку преодолеть фиксацию на травматическом переживании, помочь найти выход из ситуации.
Одним их ведущих методов социально-психологического обучения пожилых граждан Е. И. Холостова выделяет групповую дискуссию. Ее суть - нерегламентированный вербальный и невербальный обмен мнениями и суждениями между членами группы. Благодаря дискуссии у пожилых людей появляется возможность высказать свои неосознанные проблемы, внутренние противоречия, трудности в общении. В дискуссии развивается умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, прислушиваться к мнению других. Этот метод направлен на достижение определенного результата: обмен информацией, мнениями на выработку решения, достижения согласия. Именно дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена мнениями подвести участников к всестороннему видению предмета [1, С. 337]. В итоге, главная заслуга групповой дискуссии - это преодоление приверженности старым образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, то есть все то, что характерно для пожилых людей.
Для того чтобы пожилой человек мог преодолеть свой консерватизм, свои установки, Е. И. Холостова рекомендует использовать метод ролевых игр. Их применение основывается на действенности знаний, которые применяются на практике. Ролевая игра- это проигрывание участниками конкретной ситуации. Ситуации берутся из жизни, из практики семейных отношений и отражают определенную сторону этих отношений, как правило, содержащую конфликт. Примерные темы ролевых игр для пожилых людей определяются их социальными ролями в семье [1, С. 341]. В результате пожилой человек понимает, что свои отношения с другими можно строить более гибко и тонко; изменения личной жизни, такие как выход на пенсию, например, можно оценивать не как негативные, а как новые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Процесс старения населения относительно новое явление. Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.
Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании со стороны государства. Проблемы социальной защищенности старых людей стали особенно актуальными в результате социальных реформ, проводимых в нашей стране. С одной стороны, предприняты определенные и конкретные меры по улучшению социального обслуживания пожилых людей, с другой – существует ряд проблем требующих неотложного решения.
Важно обеспечить возможности получения различных видов социальной помощи и поддержки. Необходимо увеличение социального сервиса и учета потребительских предпочтений и возможностей пожилых людей, развития видов самопомощи и взаимопомощи, клубов по интересам и т.д., нужно создать инфраструктуру досуга и реализации потребности в творчестве.
Необходима корректировка действующей пенсионной системы – создание и совершенствование комплексного механизма стимулирования к «зарабатыванию» пенсии. Система уравнивания пенсии без учета трудового стажа привела к тому, что в настоящее время утрачивается такая жизненно необходимая ценность, как труд. Люди, всю жизнь работавшие на благо государства, получат пенсию, не соответствующую даже прожиточному минимуму.
В оценке пожилых людей обществом нужно разрушить еще одну несправедливость, касающуюся представления о них как непродуктивных членах социума. Наоборот, обладая огромным жизненным опытом и мудростью, они могут быть весьма полезны, например, при подготовке и обучении молодых кадров на своих прежних рабочих местах. Нужно стремиться к наиболее полному и эффективному межпоколенному взаимодействию, совершенствовать систему социального обслуживания и обеспечения, формировать уважительное отношение к людям старших возрастов и подвергать порицанию тех детей, которые оставляют своих пожилых родителей на произвол судьбы. Только тогда любой человек, достигнув пенсионного возраста, сможет избавиться от чувства страха и своей бесполезности, которые испытывал раньше, и, переступив этот временной рубеж, в полной мере насладиться старостью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: «Дашков и К°», 2009. 343 с.
2 Старшее поколение: федеральная целевая программа
3 Басов Н. Ф. Основы социальной работы. М.: «Академия», 2009. 288 с.
4 Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. М.: ВЛАДОС, 2002. 197с.
5 Василенко Н. В. Социальная геронтология. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. 140 с.
6 Яцемирская Р. С. Социальная геронтология. М.: МГСУ «СОЮЗ», 1998. 290 с.
7 Технологии социальной работы / Отв. ред. Е.И. Холостова. М.: Инфра-М, 2002. 398 с.
8 Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СПС «Гарант»
9 Опыт социальной работы с различными группами населения / Под. ред. Е. В. Жижко. Красноярск: СФУ, 2010. 122 с.
10 Павленок П. Д. Основы социальной работы. М.: Инфра-М, 1999. 280с.
11 Титов Д. С. Социальная геронтология. Томск: Томский филиал Академии права и управления ФСИН России, 2006. 106 с.