Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 16:37, реферат
Цель исследования: проанализировать социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом в странах Европы;
2. Рассмотреть государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах;
3. Проанализировать социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом.
Введение
1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом в странах Европы
2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах
3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей за рубежом
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ)
РЕФЕРАТ
дисциплина: «Опыт организации и управления социальной работы за рубежом»
тема: «Социальная работа с пожилыми людьми»
Выполнил ст.гр.
СР-81
Проверила
Алейск 2014
Содержание
Введение
1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом в странах Европы
2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах
3. Анализ социальной защиты
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования является то, что в последнее время возрастает необходимость научного изучения проблемы создания особых условий для проживания пожилых людей в современном обществе это не только не утратило актуальность, а также приобретает все большее значение.
Процентное соотношение людей пенсионного возраста по отношению к общей численности горожан с годами увеличивается. Пожилые люди требуют особого бережного отношения к себе, что связано не столько снижением физических возможностей и плохим самочувствием, сколько с психологическими проблемами, (смена роли в обществе при выходе на пенсию). Трудности, возникшие с ухудшением здоровья диктуют повышенные требования к окружающей физической среде человек и специализированное жилье призвано удовлетворить их, оградить от излишнего риска, поддерживая чувство достоинства и самоуважения.
Цель исследования: проанализировать социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом в странах Европы;
2. Рассмотреть государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах;
3. Проанализировать социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом.
1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом в странах Европы
Социальная защита населения – совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения прежде всего, социально уязвимых.
Социальное страхование на случай социального риска используют практически все страны Западной Европы, отчасти поэтому и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности [6].
На сегодняшний день системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:
1. страны,
где доминируют страховые
2. страны,
где страховые принципы
3. страны,
занимающие промежуточную
4. страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется [2].
В связи с серьезными демографическими изменениями, произошедшими за последние десятилетия многие страны пересмотрели систему помощи пожилым гражданам.
В первую очередь, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей.
В середине 80-х гг. стали разрабатываться программы преждевременного выхода на пенсию, которые были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: ранняя пенсия с правом работать и ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы были реализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании.
Например, в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах [4].
В Бельгии четко и жестко оговаривается обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.
Во Франции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.
В Германии желающие могут выходить на пенсию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если они накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации.
Следует отметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.
Тем не менее, пенсионные реформы более поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В Италии подобное увеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии с реформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию.
Правительства в ряде стран Европы были вынуждены предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга. В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга [3].
Сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию можно также причислить к мероприятиям направленным на сокращение расходов по пенсионной статье. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.
Также хотелось бы отметить, что во многих странах в определенных случаях законом предусмотрено участие социального работника в судебном разбирательстве. В суде социальный работник выступает, как правило, в роли адвоката или защитника интересов клиента, чаще всего несовершеннолетних, инвалидов или пожилых людей.
2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах
Спонсорами государственных организаций социальной защиты пожилых и старых выступают федеральное правительство, штат, округ. Они финансируются за счет государственного налога, то есть, специалист, работающий в них, получает заработную плату из государственного бюджета.
За разработку общегосударственной социальной политики и ее проведение по стране государственные и местные органы власти отвечают, а также на региональном и местном уровнях. Они координируют деятельность по осуществлению программ социальной защиты населения с другими официальными учреждениями, а также с неприбыльными организациями и бизнесом. В пределах бюджетных возможностей каждого государства эти организации реализуют программы предоставления различных видов социальной помощи и поддержки для жителей страны в целом.
В США создано управление по социальному обеспечению для реализации Акта о социальном обеспечении имеет 1200 отделений по всей стране. Агентства для престарелых, финансируемые федеральным правительством, предназначены для защиты прав и оказания услуг пожилым [1].
В целях создания широкой сети такого рода служб для пожилых и нуждающихся существует система бесплатной медицинской помощи и государственного медицинского обслуживания финансирует частные структуры. При наличии гарантированных государственных фондов как добровольческие, так и коммерческие организации заинтересованы сотрудничать в таких областях, как дневной уход, долговременный уход, обеспечение стационарным обслуживанием и детскими домами.
3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей за рубежом
Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных странах человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неотъемлемо принадлежащие ему права и свободы отнесены к высшим ценностям общественного бытия.
Свобода и равноправие граждан принадлежит к числу азбучных истин демократического режима. Вместе с тем, в составе населения любой страны всегда имеются социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны общества, в особой охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые социальные слои, к которым принадлежат и лица преклонного возраста, те, кто отдал свою жизнь служению обществу и вправе рассчитывать, что общество отплатит им сторицей.
В современном обществе демографические данные неукоснительно свидетельствуют о росте числа пожилых и престарелых людей. Так, например, по данным американских исследований, число людей пожилого возраста в США в 1900 году составляло 4% населения. К 1980 году число лиц старше 65 лет удвоилось и превысило 25 миллионов человек. По прогнозам авторов к 2020 году старых американцев будет уже более 50 миллионов человек, что составит 17,3% населения. Аналогичные данные можно привести и по другим промышленно развитым странам [3].
Самым существенным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Таково сложившееся общественное мнение, но многие авторы видят главную роль в этом процессе в снижении уровня рождаемости.
Традиционно в США точкой отсчета считается возраст в 65 лет. Однако эта цифра отнюдь не может применяться в качестве универсального мерила, поскольку не только в США, но и во многих странах меняется возраст ухода на пенсию. К тому же, как не раз отмечалось выше, досрочный уход на пенсию стал весьма обычным явлением.
Лица старшего возраста не могут рассматриваться как однородная группа, поэтому американские ученые считают, что в ней можно выделить четыре подгруппы:
1. пожилые люди – 55 – 64 года;
2. старые люди – 65 – 74 года;
3. очень старые люди – 75 – 84 года;
4. престарелые люди – 85 лет и выше [1].
Основными проблемами указанных четырех групп людей связаны со здоровьем, материальным положением, занятостью и жильем. Вполне естественно, что с ростом их числа, особенно старых и престарелых, возрастает необходимость их медицинского и социального обслуживания. Это создает серьезную проблему для "государства всеобщего благосостояния". Хотя некоторые эксперты утверждают, что расходы на заботу о пожилых людях растут не в результате увеличения этой доли группы среди населения, а вследствие общего удорожания медицинского и социального обслуживания на душу населения.
Основные системы по оказанию наиболее важных видов услуг пожилым и престарелым людям получили название "формальных" и "неформальных". К формальным услугам относятся государственные, благотворительные, частные учреждения и агентства, а к неформальным – члены семьи, друзья и соседи. Характерная особенность оказания формальных услуг в развитых западных странах и США в том, что они оказываются по месту жительства пожилых и престарелых людей.
Парламент Швеции в 1992 году принял решение об осуществлении национальной программы помощи пожилым людям, по которой вся ответственность по целому ряду аспектов, в том числе и расходы по стационарному и полустационарному обслуживанию и по организации специального жилья ложится на местные органы власти. Социальные работники в Великобритании в настоящее время также стараются внедрять различные направления работы с пожилыми людьми по месту их проживания. В США в 70-е гг. были выделены дотации на осуществление исследовательских программ для престарелых, включая организацию дневных центров по уходу. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы изыскать более дешевые альтернативы уходу на дому [5].