Таким образом,
необходимо учитывать, что
реабилитация – это не просто
оптимизация лечения, а комплекс
мероприятий, направленных не
только на самого ребенка, но
и на его окружение в первую
очередь на его семью. В этой
связи важное значение для
реабилитационной программы имеют
групповая (психо)терапия, семейная
терапия, трудовая терапия и
терапия средой6.
Терапия как
определенная форма вмешательства
в интересах ребенка может
быть рассмотрена как метод
лечения, влияющий на психические
и соматические функции организма;
как метод влияния, связанный
с обучением и профессиональной
ориентацией; как инструмент социального
контроля; как средство коммуникации.
В процессе
реабилитации происходит изменение
ориентации – от медицинской
модели (установка на болезнь)
к антропоцентрической (установка
на связь индивида с социальной
средой). В соответствии с этими
моделями и решается, кем и
какими средствами, а также в
рамках каких государственных
учреждений и общественных структур
должна осуществляться терапия.
1.2. Дети с ограниченными
возможностями, сущность и содержание.
Социальная
реабилитация лиц с ограниченными
возможностями – одна из наиболее
важных и трудных задач современных
систем социальной помощи и
социального обслуживания. Неуклонный
рост числа инвалидов, с одной
стороны, увеличение внимания
к каждому из них – независимо
от его физических, психических
и интеллектуальных способностей,
с другой стороны, представление
о повышении ценности личности
и необходимости защищать ее
права, характерное для демократического,
гражданского общества, с третьей
стороны, - все это предопределяет
важность социально-реабилитационной
деятельности.
Согласно Декларации
о правах инвалидов (ООН, 1975г.)
инвалид – это любое лицо, которое
не может самостоятельно обеспечить
полностью или частично потребности
нормальной личной и (или) социальной
жизни в силу недостатка, будь
то врожденного или нет, его
(ее) физических или умственных
возможностей.7
В рекомендациях
1185 к реабилитационным программам
44-й сессии парламентской Ассамблеи
Совета Европы от 5 мая 1992г.
инвалидность определяется как
ограничения в возможностях,
обусловленные физическими, психологическими,
сенсорными, социальными, культурными,
законодательными и иными барьерами,
которые не позволяют человеку,
имеющему инвалидность, быть интегрированным
в общество и принимать участие
в жизни семьи или общества
на таких же основаниях, как
и другие члены общества. Общество
обязано адаптировать свои стандарты
к особым нуждам людей, имеющих
инвалидность, для того, чтобы они
могли жить независимой жизнью8.
В 1989г. ООН
приняла текст о правах ребенка,
которая обладает силой закона.
В ней закреплено право
детей, имеющих отклонения в
развитии, вести полноценную и
достойную жизнь в условиях, которые
позволяют им сохранить достоинство,
чувство уверенности в себе
и облегчают их активное участие
в жизни общества (ст.23); право
неполноценного ребенка на особую
заботу и помощь, которая должна
предоставляться по возможности
бесплатно с учетом финансовых
ресурсов родителей или других
лиц, обеспечивающих заботу о
ребенке, с целью обеспечения
эффективного доступа к услугам
в области образования, профессиональной
подготовки, медицинского обслуживания,
восстановления здоровья, подготовки
к трудовой деятельности и доступа к средствам
отдыха, что должно способствовать по
возможности наиболее полному вовлечению
ребенка в социальную жизнь и развитию
его личности, включая культурное и духовное
развитие9.
В 1971г. Генеральная Ассамблея
ООН приняла Декларацию о правах
умственно отсталых лиц, в которой
утверждались необходимость максимальной
степени осуществимости прав
таких инвалидов, их права на
надлежащее медицинское обслуживание
и лечение, а также право
на образование, обучение, восстановление
трудоспособности и покровительство,
которое позволяет им развивать
свои способности и возможности.
Особо оговорено право продуктивно
трудиться или заниматься каким-либо
другим полезным делом в полную
меру своих возможностей, с
чем связано право на материальное
обеспечение и удовлетворительный
жизненный уровень10.
Особое значение
для детей-инвалидов имеет
норма, утверждающая, что при наличии
возможностей умственно отсталый
человек должен жить в своей
семье или с приемными родителями
и участвовать в жизни общества.
Семьи таких лиц должны получать
помощь. В случае необходимости
помещения такого человека в
специальное заведение необходимо
предусмотреть, чтобы новая среда
и условия жизни как можно
меньше отличались от условий
обычной жизни.
В Международном
пакте об экономических, социальных
и культурных правах ООН (ст.12)
зафиксировано право каждого
инвалида (как взрослого, так и
несовершеннолетнего) на наивысший
достижимый уровень физического
и психического здоровья.
В соответствии
с Законом СССР «Об основных
началах социальной защищенности
инвалидов в СССР», принятым
Верховным Советом СССР 11
декабря 1990г., инвалидом является
лицо, которое в связи с
ограничением жизнедеятельности
вследствие наличия физических
или умственных недостатков нуждается
в социальной помощи защите. Ограничение
жизнедеятельности лица выражается
в полной или частичной утрате
им способности или возможности
осуществлять самообслуживание, передвижение,
ориентацию, общение, контроль за
своим поведением, а также заниматься
трудовой деятельностью.
Инвалидность
детей значительно ограничивает
их жизнедеятельность, приводит
к социальной дезадаптации вследствие
нарушения их развития и
роста, потери контроля за своим
поведением, а также способностей
к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, обучению, общению, трудовой
деятельности в будущем.
Проблемы инвалидности
не могут быть поняты вне
социокультурного окружения
человека – семьи, дома-интерната
и т.д. Инвалидность, ограниченные
возможности человека не относятся
к разряду чисто медицинских
явлений. Гораздо большее значение
для понимания этой проблемы
и преодоления ее последствий
имеют социально-медицинские, социальные,
экономические, психологические
и другие факторы. Именно поэтому
технологии помощи инвалидам
– взрослым и детям –
основываются на социально-экологической
модели социальной работы. Согласно
этой модели люди с ограниченными
возможностями испытывают функциональные
затруднения не только вследствие
заболевания, отклонения или недостатков
развития, но и неприспособленности
физического и социального окружения
к их специальным проблемам.
ВОЗ следующим
образом анализирует данную
проблему: структурные нарушения,
ярко выраженные или распознаваемые
медицинской диагностической аппаратурой,
могут привести к утрате или несовершенству
навыков, необходимых для некоторых видов
деятельности, в результате чего и формируются
«ограниченные возможности»; это при соответствующих
условиях будет способствовать социальной
дезадаптации, неуспешной или замедленной
социализации. Например, ребенок, которому
поставлен диагноз «церебральный паралич»,
при отсутствии специальных приспособлений,
упражнений и лечения может испытывать
серьезные затруднения с передвижением.
Такое положение, усугубляемое неумением
или нежеланием других людей общаться
с таким ребенком, приведет к его социальной
депривации уже в детском возрасте, затормозит
выработку навыков, необходимых для общения
с окружающими, и, возможно, формирования
интеллектуальной сферы.
Вся сложность
и многоаспектность проблем инвалидов
и их семей в значительной
степени находит отражение в
социально-экономических технологиях
работы с инвалидами, в деятельности
системы государственного социального
обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной
работе с детьми-инвалидами, обсудим
некоторые принципы и направления
работы с семьей, имеющей ребенка
с ограниченными возможностями.
За рубежом, где такая деятельность
имеет достаточно длительную
историю, принято различать понятия
абилитации и реабилитации. Абилитация
– это комплекс услуг, направленных
на формирование новых и мобилизацию,
усиление имеющихся ресурсов
социального, психического и физического
развития человека. Реабилитацией
в международной практике принято
называть восстановление имевшихся
в прошлом способностей, утраченных
по причине болезни, травмы, изменений
условий жизнедеятельности. В
России реабилитация объединяет
оба эти понятия, причем предполагается
не узскомедицинский, а более
широкий аспект социально-реабилитационной
работы.
В процессе
социальной реабилитации решаются
три группы задач: адаптация,
автомизация и активизация
личности. Решение этих задач,
по сути противоречивых и
в тоже время диалектически
единых, существенно зависят от
многих внешних и внутренних
факторов.
Социальная
адаптация предполагает активное
приспособление инвалида к условиям
социальной среды, а социальная
автомизация – реализацию совокупности
установок на себя; устойчивость
в поведении и отношениях, которая
соответствует представлению личности
о себе, ее самооценке. Решение
задач социальной адаптации и
социальной автомизации регулируется
кажущимися противоречивыми мотивами
«Быть со всеми» и «Оставаться
самим собой». В тоже время
человек с высоким уровнем
социальности должен быть активным,
т.е. у него должна быть сформулирована
реализуемая готовность к социальным
действиям.
Процесс социальной
реабилитации , даже при благоприятном
стечении обстоятельств, разворачивается
неравномерно и может быть
чреват рядом сложностей, тупиков,
требующих совместных усилий
взрослого и ребенка. Если сравнить
процесс социализации с дорогой,
по которой должен пройти ребенок
из мира детства в мир взрослых,
то она не везде выложена
ровными плитами и не всегда
сопровождается четкими дорожными
указателями, на ней есть участки
с оврагами и сыпучими песками,
шаткими мостиками и развилками.
Под проблемами
социализации понимается комплекс
затруднений ребенка при овладении
той или иной социальной ролью.
Чаще всего причинами возникновения
этих проблем является несоответствие
требований к ребенку в процессе
его взаимоотношений с социумом
и готовности ребенка к этим
отношениям.
Трудности овладения
социальной ролью возникает
чаще всего тогда, когда ребенок
не информирован об этой роли,
либо информация носит ложный
характер, либо у ребенка нет
возможностей попробовать себя
в данной роли (отсутствие условий
для социальных проб).
Трудности реабилитации
могут быть связаны и с
тем, что внутри социума
наблюдается «размытость» образов
ролевого поведения (например, стираются
границы между представлением
об уверенности и агрессивном
поведении, между мужским и
женским образом жизни).
В связи с
этим у ребенка периодически
с необходимостью встает задача
самоопределения, как по поводу
содержания самой социальной
роли, так по поводу способов
ее воплощения.
Условия организации
жизнедеятельности детей в интернатах
создают внешние трудности для
успешной социальной реабилитации,
однако, у данной группы детей
существуют внутренние трудности,
которые связаны с особенностями
их психического развития.
Наиболее серьезным
следствием инвалидности является
утрата «базового доверия к
миру», без которого становится
принципиально невозможным развитие
таких важнейших новообразований
личности как: автономия, инициативность,
социальная компетентность, умелость
в труде, половая идентичность
и др.
Без этих
новообразований ребенок не может
стать собственно субъектом
межличностных отношений и сформироваться
в зрелую личность. Утрата базового
доверия к миру проявляется
и подозрительности, недоверчивости,
агрессивности ребенка, с одной
стороны, и формировании невротического
механизма – с другой.
Слияние блокирует,
а иногда делает вовсе невозможным
развитие автономности ребенка,
его инициативности и ответственности
за свое поведение. Слияние
возможно с конкретным человеком
(воспитатель, родитель, учитель
и т.д.), а также с группой
людей (хорошо известное детдомовское
«мы»). В более поздних возрастах
действие этого механизма может
провоцировать формирование алкогольной,
наркотической или токсикологической
зависимости.
Трудности социальной
реабилитации, как правило, порождают
гипертрофированную адаптированность
к социальным процессам, т.е.
социальный конформизм или гипертрофированную
автономность, т.е. полное неприятие
норм отношений, складывающихся
в социуме.
Вследствие
последствий аномальной социализации
необходимо назвать такие явления,
как социальный аутизм (отстранение
от окружающего мира), отставание
в социальном развитии.
Причины возникновения
проблем вхождения ребенка
в систему социальных отношений
могут быть самые различные,
не, прежде всего они связаны
с неадекватным восприятием детьми-инвалидами
тех требований, которые предъявляет
окружающий социум.
Критериями
преодоления этих трудностей
могут быть следующие:
1. Готовность
к адекватному восприятию возникающих
социальных проблем и решение
этих проблем в соответствии
с нормами отношений, сложившихся
в социуме (социальная адаптированность),
т.е. способность адаптироваться
к существующей системе отношений,
овладеть соответствующим социально-ролевым
поведением и мобилизовать не
только свой потенциал для решения
социальной проблемы, но и использовать
те условия, в которых складываются отношения
ребенка;