Социальная реабилитация детей - инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями…………………………………………..
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………
1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и
содержание…………………………………………………………
ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями……………………………………..
2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-
инвалидов………………………………………………………………..
2.2. Социально-психологической реабилитации детей
с ограниченными возможностями………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Приложения………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц реаб.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

     Таким образом,  необходимо учитывать, что   реабилитация – это не просто  оптимизация  лечения, а комплекс  мероприятий, направленных не  только на самого ребенка, но  и на его окружение в первую  очередь на его семью. В этой  связи важное значение для  реабилитационной программы имеют  групповая (психо)терапия, семейная  терапия, трудовая терапия и  терапия средой6.

     Терапия как  определенная форма вмешательства  в интересах ребенка может  быть рассмотрена как метод  лечения, влияющий на психические  и соматические функции организма;  как метод влияния, связанный  с обучением и профессиональной  ориентацией; как инструмент социального  контроля; как средство коммуникации.

     В процессе  реабилитации происходит изменение   ориентации – от медицинской  модели (установка на болезнь)  к антропоцентрической (установка  на связь индивида с  социальной  средой). В соответствии с этими  моделями и решается, кем  и  какими средствами, а также в  рамках каких государственных  учреждений и общественных структур  должна осуществляться терапия.     

 

1.2. Дети с ограниченными  возможностями, сущность и содержание.

     Социальная  реабилитация лиц с ограниченными   возможностями – одна из наиболее  важных и трудных задач современных  систем социальной помощи и  социального обслуживания. Неуклонный  рост числа инвалидов, с одной  стороны, увеличение внимания  к каждому из них – независимо  от его физических, психических  и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление  о повышении ценности личности  и необходимости защищать ее  права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей  стороны, - все это предопределяет  важность социально-реабилитационной  деятельности.

     Согласно Декларации  о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое  не может самостоятельно обеспечить  полностью или частично потребности  нормальной личной и (или) социальной  жизни в силу недостатка, будь  то врожденного или нет, его  (ее) физических или умственных  возможностей.7

     В рекомендациях  1185 к реабилитационным программам 44-й сессии парламентской  Ассамблеи  Совета Европы от 5 мая 1992г.  инвалидность определяется как  ограничения  в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными,  законодательными и иными барьерами,  которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным  в общество и принимать участие  в жизни семьи или общества  на таких же основаниях, как  и другие члены общества. Общество  обязано адаптировать свои стандарты  к особым нуждам людей, имеющих  инвалидность, для того, чтобы они  могли жить независимой жизнью8.

     В 1989г. ООН  приняла текст о правах ребенка,  которая обладает силой  закона. В ней закреплено право   детей, имеющих отклонения в  развитии, вести полноценную и  достойную жизнь в условиях, которые  позволяют им сохранить достоинство,  чувство уверенности в себе  и облегчают их активное участие  в жизни общества (ст.23); право  неполноценного ребенка на особую  заботу и помощь, которая должна  предоставляться по возможности  бесплатно с учетом финансовых  ресурсов родителей или других  лиц, обеспечивающих заботу о  ребенке, с целью обеспечения  эффективного доступа к услугам  в области образования, профессиональной  подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие9.

          В 1971г. Генеральная Ассамблея  ООН приняла Декларацию о правах  умственно отсталых лиц, в которой  утверждались необходимость максимальной  степени осуществимости прав  таких инвалидов, их права на  надлежащее медицинское обслуживание  и лечение, а также право  на образование, обучение, восстановление  трудоспособности и покровительство,  которое позволяет им развивать  свои способности и возможности.  Особо оговорено право продуктивно   трудиться или заниматься каким-либо  другим полезным делом в полную  меру своих возможностей,  с  чем связано право на материальное  обеспечение и удовлетворительный  жизненный уровень10.

     Особое  значение  для детей-инвалидов имеет   норма, утверждающая, что при наличии   возможностей умственно отсталый  человек  должен жить в своей  семье или с приемными родителями  и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать  помощь. В случае необходимости  помещения такого человека в  специальное заведение необходимо  предусмотреть, чтобы новая среда  и условия жизни как можно  меньше отличались от условий  обычной жизни.

     В Международном  пакте об экономических, социальных  и культурных правах ООН (ст.12) зафиксировано право каждого   инвалида (как взрослого, так и   несовершеннолетнего) на наивысший   достижимый уровень физического  и психического здоровья.   

     В соответствии  с Законом СССР «Об  основных  началах социальной защищенности  инвалидов в СССР», принятым  Верховным  Советом СССР  11 декабря 1990г., инвалидом  является  лицо, которое в связи  с  ограничением жизнедеятельности   вследствие наличия физических  или умственных недостатков нуждается  в социальной помощи защите. Ограничение  жизнедеятельности лица выражается  в полной или частичной утрате  им способности или возможности  осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за  своим поведением, а также заниматься  трудовой деятельностью.

     Инвалидность  детей значительно ограничивает  их жизнедеятельность, приводит  к социальной дезадаптации вследствие  нарушения  их развития и  роста, потери контроля за своим  поведением, а также способностей  к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой  деятельности в будущем.

     Проблемы  инвалидности  не могут быть поняты вне  социокультурного окружения   человека – семьи, дома-интерната   и т.д. Инвалидность, ограниченные  возможности человека не относятся  к разряду чисто медицинских  явлений. Гораздо большее значение  для понимания этой проблемы  и преодоления ее последствий  имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические  и другие факторы. Именно поэтому  технологии помощи инвалидам  – взрослым и детям –   основываются на социально-экологической  модели социальной работы. Согласно  этой модели люди с ограниченными  возможностями испытывают функциональные  затруднения не только вследствие  заболевания, отклонения или недостатков  развития, но и неприспособленности  физического и социального окружения  к их специальным проблемам.

     ВОЗ следующим  образом анализирует  данную  проблему: структурные нарушения,  ярко выраженные или распознаваемые  медицинской диагностической аппаратурой,  могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.

     Вся сложность  и многоаспектность проблем инвалидов  и их семей в значительной  степени находит отражение в  социально-экономических технологиях  работы с инвалидами, в деятельности  системы государственного социального  обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной  работе с детьми-инвалидами, обсудим  некоторые принципы и направления  работы с семьей, имеющей ребенка  с ограниченными возможностями.  За рубежом, где такая деятельность  имеет достаточно длительную  историю, принято различать понятия  абилитации и реабилитации. Абилитация  – это комплекс услуг, направленных  на формирование новых и мобилизацию,  усиление имеющихся ресурсов  социального, психического и физического  развития человека. Реабилитацией  в международной практике принято  называть восстановление имевшихся  в прошлом способностей, утраченных  по причине болезни, травмы, изменений  условий жизнедеятельности. В  России реабилитация объединяет  оба эти понятия, причем предполагается  не узскомедицинский, а более  широкий аспект социально-реабилитационной  работы.

     В процессе  социальной реабилитации решаются  три группы задач: адаптация,  автомизация  и активизация  личности. Решение  этих задач,  по сути противоречивых и   в тоже время диалектически  единых, существенно зависят от  многих внешних  и внутренних  факторов.

     Социальная  адаптация предполагает активное  приспособление инвалида к условиям  социальной среды, а социальная  автомизация – реализацию совокупности  установок на себя; устойчивость  в поведении и отношениях, которая  соответствует представлению личности  о себе, ее самооценке. Решение  задач социальной адаптации и  социальной автомизации регулируется  кажущимися противоречивыми мотивами  «Быть со всеми» и «Оставаться  самим собой». В тоже время  человек с высоким уровнем  социальности  должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована  реализуемая готовность к социальным  действиям.

     Процесс социальной  реабилитации , даже при  благоприятном  стечении обстоятельств, разворачивается  неравномерно и  может быть  чреват рядом сложностей, тупиков,  требующих совместных усилий  взрослого и ребенка. Если сравнить  процесс социализации с дорогой,  по которой должен пройти ребенок  из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена  ровными плитами и не всегда  сопровождается четкими дорожными  указателями, на ней есть участки  с оврагами и сыпучими песками,  шаткими мостиками и развилками.

     Под проблемами  социализации понимается комплекс  затруднений ребенка при овладении   той или иной социальной ролью.  Чаще всего причинами возникновения   этих проблем является несоответствие  требований к ребенку в процессе  его взаимоотношений с социумом  и готовности ребенка к этим  отношениям.

     Трудности овладения  социальной ролью возникает   чаще всего тогда, когда ребенок   не информирован об этой роли, либо информация носит ложный  характер, либо у ребенка  нет  возможностей попробовать себя  в данной роли (отсутствие условий  для социальных проб).

     Трудности реабилитации  могут быть связаны  и с  тем, что внутри социума   наблюдается «размытость» образов   ролевого поведения (например, стираются   границы между представлением  об уверенности и агрессивном  поведении, между мужским и  женским образом жизни).

     В связи с  этим у ребенка периодически  с необходимостью встает задача  самоопределения, как по поводу  содержания самой социальной  роли, так по поводу способов  ее воплощения.

     Условия организации  жизнедеятельности детей в интернатах  создают внешние трудности для  успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей  существуют внутренние трудности,  которые связаны с особенностями  их психического развития.

     Наиболее  серьезным  следствием инвалидности является  утрата «базового доверия к  миру», без которого становится  принципиально невозможным развитие  таких важнейших новообразований  личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость  в труде, половая идентичность  и др.

     Без этих  новообразований ребенок не может  стать собственно субъектом   межличностных отношений и сформироваться  в зрелую личность. Утрата базового  доверия к миру проявляется  и  подозрительности, недоверчивости, агрессивности  ребенка, с одной  стороны, и формировании невротического  механизма – с другой.

     Слияние блокирует,  а иногда делает вовсе  невозможным  развитие автономности ребенка,  его инициативности и ответственности   за свое поведение. Слияние  возможно с конкретным человеком  (воспитатель, родитель, учитель  и т.д.), а также с группой  людей (хорошо известное детдомовское  «мы»). В более поздних возрастах  действие этого механизма может  провоцировать формирование алкогольной,  наркотической или токсикологической  зависимости.

     Трудности социальной  реабилитации, как правило, порождают  гипертрофированную адаптированность  к социальным процессам, т.е.  социальный конформизм или гипертрофированную  автономность, т.е. полное неприятие  норм отношений, складывающихся  в социуме.

     Вследствие  последствий аномальной социализации  необходимо назвать такие явления,  как социальный аутизм (отстранение  от окружающего мира), отставание  в социальном развитии.

     Причины возникновения  проблем вхождения  ребенка  в систему социальных отношений  могут быть самые различные,  не, прежде всего они связаны  с неадекватным восприятием детьми-инвалидами  тех требований, которые предъявляет  окружающий социум.

     Критериями  преодоления этих трудностей  могут  быть следующие:

     1. Готовность  к адекватному восприятию  возникающих  социальных проблем  и решение  этих проблем в соответствии  с нормами отношений, сложившихся  в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться  к существующей системе отношений,  овладеть соответствующим социально-ролевым  поведением и мобилизовать не  только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

Информация о работе Социальная реабилитация детей - инвалидов