Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 06:54, контрольная работа
Социальная роль -- это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.
Социальная роль личности
Социальная роль -- это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.
Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.
Социальная роль не
является жесткой моделью поведения. Люди
неодинаково воспринимают и исполняют
свои роли. Однако общество заинтересовано
в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали,
умело исполняли и обогащали социальные
роли в соответствии с требованиями жизни.
В первую очередь это относится к основным
ролям: работника, семьянина, гражданина
и т. д. В данном случае интересы общества
совпадают с интересами личности. Социальные
роли -- формы проявления и развития личности,
а их успешная реализация -- залогом человеческого
счастья. Нетрудно заметить, что поистине
счастливые люди имеют хорошую семью,
успешно справляются со своими профессиональными
обязанностями. В жизни общества, в государственных
делах принимают сознательное участие.
Что жекасается дружеских компаний, досуговых
занятий и увлечений, то они обогащают
жизнь, но не в состоянии компенсировать
неудачи в осуществлении основных социальных
ролей.
2.1. Социальное поведение
C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий,
которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде,
притом у животных только к природной, а у человека -- и к социальной. Эта
адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально
заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или
перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем,
адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования
принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение
представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы
которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором
возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и
программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности
является деятельность, которая, в отличие от поведения, не
ограничивается приспособлением к существующим условиям -- природным или
социальным,-- а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность
предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в
ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями
заданной программы поведения -- хотя бы и активными, находящими новые
оригинальные решения в рамках ее осуществления,-- а создателями, творцами
принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей
его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете
заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств
достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение
целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления
заданных человеку условий -- будь то внешняя природа, социальные нормы,
окружающие люди или внутренняя ограниченность,-- как факторов, детерминирующих
его поведение, предполагает способность строить собственную программу
действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной
ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более
широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения
социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной
стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные
качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать
продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и
человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою
индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам
культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его
нельзя признать личностью. Индивидуальное и социальное действия соотносятся
как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия,
выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное
поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или
негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в
силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты
закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции
социальной среды (группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция
социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей
(в морали, в праве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной
от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной
группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в
социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл
и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных
действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов,
включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не
формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т.
д., образуя нормативную
структуру соответствующих социальных
групп.
2.2. Ролевая концепция
личности
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных
групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих
групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему
предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек
должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой -- как друг, в третьей --
как начальник, т. е. выступать в разных ролях.
Социальная роль -- соответствующий принятым нормам способ поведения людей
в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных
отношений. Освоение социальных ролей -- часть процесса социализации личности,
непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного
воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и
деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты
поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким
образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент
адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не
идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американской
социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила
распространение в различных социологических течениях, прежде всего в
структурно-функциональном анализ.
2.3. Социальное поведение в представлении психологов и социологов
Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества
взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди
создают свое «зеркальное Я», состоящее состоит из трех элементов:
Ø того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я
уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);
Ø того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что
видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
Ø того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других
(Видимо, я буду всегда так причесываться)
Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса
развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три
различные стадии. Первая -- имитация. На этой стадии дети копируют
поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия,
когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача,
пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.
Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим
мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, -- это
следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду,
стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только
одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее
социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и
"социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только
один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный, или
интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор,
профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике
(одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности),
так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях
и т. д.)
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный --
это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий' и заслуг личности.
Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.