Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:40, курсовая работа
Краткое описание
Основной целью является изучение понятий и сущности социальных ролей личности и рассмотрение социальной роли как важного инструмента взаимодействия личности и общества. Основные задачи работы: • изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей; • рассмотреть процесс обучения социальным ролям; определить механизмы взаимодействия социального статуса и ролевой активности личности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3 Глава I. Личность и социальные роли: понятие и сущность……………………..5 1.1 Сущность личности………………………………………………………5 1.2 Понятие и виды социальных ролей……………………………………...7 Глава II. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества…………………………………………………………………………….11 2.1 Социальный статус и ролевая активность личности………………….11 2.2 Ролевые и внутриличностные конфликты……………………………..12 2.3 Развитие личности. Обучение социальным ролям…………………….14 Заключение………………………………………………………………………….19 Список использованной литературы...……………………………………………21
Формализация. Некоторые роли
предусматривают взаимодействие с людьми
в соответствии с установленными. правилами.
Например, библиотекарь обязан выдать
книги на определенный срок и потребовать
штраф за каждый просроченный день с тех,
кто задерживает книги. При исполнении
других ролей допускается особое обращение
с теми, с кем у вас сложились личные отношения.
Мотивация. Разные роли
обусловлены различными мотивами. Ожидается,
скажем, что предприимчивый человек поглощен
собственными интересами - его поступки
определяются стремлением получить максимальную
прибыль. Но, например, священник трудится
главным образом ради общественного блага.
Любая роль включает некоторое
сочетание этих характеристик.
Социальные роли и их значение
для человека по-разному интерпретируются
в научной литературе. Бихевиористская
концепция социальной роли ограничивает
предмет исследования непосредственно
наблюдаемым поведением людей, взаимодействием
индивидов: действие одного оказывается
стимулом, вызывающим ответную реакцию
другого. Это позволяет описать процесс
взаимодействия, но не раскрывает внутренней
стороны личности, характера общественных
отношений, ролей и социальных ожиданий.
Внутренняя структура личности (идеи,
желания, установки) располагает к одним,
но не способствует выбору других ролей
[4, 118].
Социальная роль, которую выполняет
человек, весьма значительна в его жизни,
в его умении эффективно функционировать
в рамках общества.
Основные промежуточные выводы
по первой главе:
Личность - сложное понятие,
которое является одним из центральных
понятий социологии, философии и психологии.
На социологическое понятие личности
заметно влияют философские концепции
и психологические теории. Личность является
тем механизмом, который позволяет интегрировать
свое «Я» и собственную жизнедеятельность,
осуществлять нравственную оценку своих
поступков, находить свое место не только
в отдельной социальной группе, но и в
жизни в целом, вырабатывать смысл своего
существования, отказываться от одного
в пользу другого. В социологических работах
личность трактуется как совокупность
ролей и статусов, которые она занимает
в обществе.
Социальная роль - ожидание,
предъявляемое обществом к личности, занимающей
тот или иной статус. Она не зависит от
самой личности, ее желаний и существует
как бы помимо и до самой личности. Основные
требования вырабатывались, шлифовались
обществом и существуют независимо от
конкретных людей, вопреки их желаниям
и представлениям. Основные характеристики
социальной роли - эмоциональность; способ
получения; масштаб; формализация и мотивация.
В целом, социальная роль, которую выполняет
человек, весьма значительна в его жизни,
в его умении эффективно функционировать
в рамках общества.
Глава II. Социальные
роли как инструмент
взаимодействия личности
и общества
2.1 Социальный статус
и ролевая активность личности
Одной из важнейших категорией
при обсуждении социальных ролей личности
является социальный статус. Именно социальный
статус обозначает конкретное место, которое
занимает индивид в данной социальной
системе. Совокупность требований, предъявляемых
индивиду обществам, образует содержание
социальной роли. Каждый статус обычно
включает ряд ролей. Совокупность ролей,
вытекающих из данного статуса, называется
ролевым набором [8, 30].
Характеристики социального
статуса. Каждый человек в социальной
системе занимает несколько позиций. Каждая
из этих позиций, предполагающая определенные
права и обязанности, называется статусом.
Человек может иметь несколько статусов.
Но чаще всего только один определяет
его положение в обществе. Этот статус
называется главным, или интегральным.
Часто бывает так, что главный, или интегральный,
статус обусловлен его должностью (например,
директор, профессор). Социальный статус
отражается как во внешнем поведении и
облике (одежде, жаргоне и иных знаках
социальной и профессиональной принадлежности),
так и во внутренней позиции (в установках,
ценностных ориентациях, мотивациях и
т.д.).
Социологи отличают предписанные
и приобретенные статусы. Предписанный
- это значит навязанный обществом вне
зависимости от усилий и заслуг личности.
Он обусловливается этническим происхождением,
местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный
(достигнутый) статус определяется усилиями
самого человека (например, писатель, ученый,
директор и т.д.). Выделяются также естественный
и профессионально-должностной статусы.
Естественный статус личности предполагает
существенные и относительно устойчивые
характеристики человека (мужчины и женщины,
детство, юность, зрелость, старость и
т.д.). Профессионально-должностной - это
базисный статус личности, чаще всего
для взрослого человека, являющийся основой
интегрального статуса. В нем фиксируется
социальное, экономическое и производственно-техническое
положение (банкир, инженер, адвокат и
т.д.).
Конкретная социальная роль,
как совокупность действий, которые должен
выполнить человек, занимающий данный
статус в социальной системе распадается
на ролевые ожидания - то, чего согласно
"правилам игры" ждут от той или иной
роли, и на ролевое поведение - то, что человек
реально выполняет в рамках своей роли
[12, 84].
Всякий раз, беря на себя ту
или иную роль, человек более или менее
четко представляет связанные с ней права
и обязанности, приблизительную схему
и последовательность действий и строит
свое поведение в соответствии с ожиданиями
окружающих. Общество при этом следит,
чтобы все делалось "как надо". Для
этого существует целая система социального
контроля - от общественного мнения до
правоохранительных органов и соответствующая
ей система социальных санкций - от порицания,
осуждения до насильственного пресечения.
2.2 Ролевые и
внутриличностные конфликты
Человек на протяжении своей
жизни выполняет много разных ролей, и
каждый раз ему требуется быть каким-то
иным, чтобы получить одобрение и признание.
Однако роли эти не должны быть противоречивыми,
несовместимыми. Если одному и тому же
человеку предъявляют противоположные
социальные требования, может возникнуть
конфликт ролей. В этом случае формируется
противоречивая личность, он выбирает
одни какие-то требования, игнорируя все
другие требования и роли, другие группы
людей, при этом человек отходит от лиц,
которые его недооценивают, и стремится
сблизиться с тем, кто его ценит. В разных
ситуациях человек исполняет разные роли,
однако в чем-то постоянно остается самим
собой, т.е. ролевое поведение - своеобразное
сочетание ролей и индивидуальности личности
исполнителя.
Каждая роль накладывает известный
отпечаток на личность, на самосознание
человека, так как человек мобилизует
ресурсы своего организма и психики для
исполнения той или иной роли. Иногда возникает
внутриличностный конфликт, когда человек
вынужден исполнять роль, представления
о которой не соответствуют его представлению
о себе, его индивидуальному "Я". Возможны
следующие виды и следствия внутриличностных
конфликтов, если "роль" выше возможностей
"Я", то человеку грозит переутомление,
появление неуверенности в себе; если
"роль" ниже возможностей "Я",
является недостойной, унизительной для
человека, то разрешение этого конфликта
может принять разные формы [13, 65]:
объективное изменение ситуации
(например, человек не удовлетворен своей
профессией, начинает учиться и своими
практическими делами доказывает то, что
ему по плечу более трудные и интересные
дела);
не имея возможности изменить
ситуацию, человек изменяет ее "только
для себя", отказываясь от исполнения
противоречащей его "Я" роли;
конфликт между ролью и "Я"
не разрешается, а устраняется из сферы
сознания, подавляется, в результате в
поступках, чувствах, сознании человека
явно не проявляется существование конфликта
между "Я" и ролью, но внутреннее напряжение
нарастает и "прорывается" на "козлах
отпущения" (человек "срывает зло"
на своих подчиненных и близких);
"рационализацией" называется случай, когда человек, вынужденный выполнять не соответствующую его "Я" роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию;
"неадекватное поведение" проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально;
человек, оказавшийся в не соответствующей
для его "Я" роли, обращает свой гнев
против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.
Что же побуждает человека освоить
ту или иную социальную роль. Во-первых,
внешние требования, своеобразное психологическое
давление значимых для человека людей
побуждают освоить роль, но все-таки более
существенно влияют на него внутренние
мотивы особенно тогда, когда выполнение
каких-либо желаний человека возможно
через овладение им определенной ролью
и для него заманчивы те права, те льготы,
которые доступны исполнению определенной
роли; и когда овладение ролью позволяет
человеку приобрести социально-психологическую
защищенность, дает возможность иметь
более приятные социальные отношения
с другими людьми, получить их признание,
любовь, одобрение, уважение, то человек
способен приложить максимум усилий для
овладения этой социальной ролью. Таким
образом, действия человека, его активность
обусловлены прежде всего внутренними
побудительными силами, его мотивами,
потребностями, желаниями.
2.3 Развитие личности.
Обучение социальным ролям
Процесс развития личности,
ее обучению социальным ролям играет важное
значение во взаимодействии личности
и общества. Конечно, было бы идеально,
если бы каждая личность могла достигать
желаемых статусов в группе или в обществе
с одинаковыми легкостью и непринужденностью.
Однако лишь немногие индивиды способны
на это. В процессе достижения соответствующей
социальной роли может возникнуть ролевое
напряжение - трудности при выполнении
ролевых обязательств и несоответствие
внутренних установок личности требованиям
роли. Ролевое напряжение может повышаться
в связи с неадекватной ролевой подготовкой,
или ролевым конфликтом, или неудачам,
возникающим при исполнении данной роли.
В этом плане необычайно важным для каждой
конкретной личности является тот процесс
воспитания которую она получила от общества
[11, 21].
Существует свой особый стиль
воспитания в каждой социокультуре, он
определяется тем, чего ожидает общество
от ребенка. На каждой стадии своего развития
ребенок либо интегрируется с обществом,
либо отторгается. Каждая стадия характеризуется
задачами этого возраста, а задачи выдвигаются
обществом. Но решение задач определяется
уже достигнутым уровнем психомоторного
развития человека и духовной атмосферой
общества, в котором человек живет. Основные
периоды развития личности человека:
- на первой стадии младенчества
главную роль в жизни ребенка
играет мать, она кормит, ухаживает,
в результате чего у ребенка
формируется базовое доверие
к миру. Динамика развития доверия
зависит от матери. Сильно выраженный
дефицит эмоционального общения
с младенцем приводит к резкому
замедлению психического развития
ребенка;
- вторая стадия связана с формированием
автономии и независимости, ребенок начинает
ходить, родители приучают ребенка к аккуратности,
опрятности;
- в возрасте 3-5 лет, на третьей
стадии, ребенок уже убежден, что он личность,
так как он бегает, умеет говорить, расширяет
область овладения миром, у ребенка формируется
чувство предприимчивости, инициативы,
которое закладывается в игре. Именно
на этой стадии, с помощью игр, наиболее
четко начинает просматриваться процессы
обучения личности социальным ролям;
- младший школьный возраст
(четвертая стадия) ребенок уже исчерпал
возможности развития в рамках семьи,
и теперь школа приобщает ребенка к знаниям
о будущей деятельности.
- подростковый возраст (пятая
стадия) физиологический рост, половое
созревание, необходимость найти свое
профессиональное призвание, способности,
умения - вот вопросы, которые встают перед
подростком, и это уже есть требования
общества к подростку о самоопределении;
- шестая стадия (молодость)
для человека актуальным становится поиск
спутника жизни, тесное сотрудничество
с людьми, укрепление связей со всей социальной
группой;
- седьмая - центральная стадия
- взрослый этап развития личности: здесь
идет воздействие со стороны других людей,
особенно детей;
- после 50 лет (восьмая стадия)
человек переосмысливает всю свою жизнь,
осознает свое "Я". Человек должен
понять, что его жизнь - это неповторимая
судьба, "принимает" себя и свою жизнь,
осознает необходимость в логическом
завершении жизни, проявляет мудрость.
Фактически на каждой из рассмотренных
выше стадий (начиная с третьей) процесс
обучению различным социальным ролям
играет довольно важную роль. В то же время
обучение исполнению социальных ролей
может быть успешным только при последовательной
подготовке к переходу от одной роли к
другой на протяжении всей жизни индивида.
При непрерывной социализации опыт каждого
жизненного этапа служит подготовкой
к следующему.
Однако ранняя подготовка к
переходу от одного статуса к последующим
- далеко не всеобщее явление в социальной
жизни. Общество в целом, характеризуется
ролевым обучением, основанным на прерывности,
которая делает социализирующий опыт,
полученный в одном возрастном периоде,
малопригодным для последующих возрастных
периодов. Очень часто молодой человек,
закончивший школу, не знает, кем он будет
в дальнейшем, чему ему обучаться и какие
роли он будет играть в ближайшем будущем.
Возникает ролевое напряжение, связанное
с неправильным пониманием будущей роли,
а также со слабой подготовкой к ней и,
как следствие, с неадекватным исполнением
этой роли. В жизни каждого человека в
современном обществе может оказаться
несколько критических точек, когда индивид
может быть не подготовлен к исполнению
будущих ролей [8, 56].